Обозреватель "СЭ" – о нашумевшем ультиматуме, который агенты РФС выдвинули в ответ на жесткую политику федерации по отношению к их бизнесу.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Коллективные письма – жанр, допускающий некоторую долю пафоса, причем она возрастает прямо пропорционально числу подписавшихся авторов и количеству адресатов. Исходя из этого, следовало ожидать, что появившееся на днях обращение агентов к Николаю Толстых, Йозефу Блаттеру и другим высокопоставленным чиновникам будет проникнуто скорее эмоциями, чем здравым смыслом. Однако реальность превзошла все ожидания. Без малого двадцать ведущих российских агентов, которые поручили специально обученному человеку изложить на бумаге свою позицию, явно перестарались.
Для тех, у кого есть глаза, способные видеть и отличать искренность от лукавства, этот текст – отличная возможность в очередной раз удостовериться в правильном понимании происходящих в нашем футболе процессов. И убедиться, что любая попытка отойти от сложившихся в последние годы норм встречает мощнейшее сопротивление со стороны даже не отдельных лиц, а целых кланов. И чем меньше у них аргументов, тем больше подобных писем.
Забавно, но обращение начинается с перечисления последних решений РФС. Складывается впечатление, будто агенты жалуются, что нынешнее руководство российского футбола не только говорит, но и действует. "Исполком сменил главу комиссии", "комиссия активно приступила к разработке пакета изменений", "состоялось совещание", "было предложено предоставить определенный пакет документов". Все это преподносится как события, которые, собственно, и вынудили взяться за перо. По всей видимости, кто-то привык, что годами ничего не делается. Вот и удивляется, что началась работа.
Суть претензий со стороны РФС авторам письма, по их собственному признанию, непонятна. Должно быть, поэтому сразу после вступления несколько противоречивых пассажей нагромождены один на другой. К примеру, агенты утверждают, что "регламенты РФС и другие документы, безусловно, нуждаются в доработке", но двумя строчками ниже приходят к выводу, что "в целом действующее законодательство и регламенты РФС вполне достаточны для регулирования подавляющего большинства озвученных вопросов". Что за вопросы, не уточняется, но можно предположить, что те самые, суть которых непонятна. В общем, чепуха какая-то.
Выруливая из этого потока взаимоисключающих слов, агенты взывают к морали. "Очень часто вопрос надо ставить о компетенции и банальной порядочности людей", – говорят они. И добавляют, что "для полноценного участия агентов в обсуждении и внесении изменений в положения Регламентов РФС необходимы не только правовые основания, но и другие факторы".
Звучит красиво и демократично, но на деле за этими прекраснодушными формулировками скрывается очень простой сигнал: давайте жить не по закону, а по понятиям. То есть так, как мы привыкли и как нам удобно. А определять, когда нужно обращаться к праву, а когда к "банальной порядочности", будем, конечно же, мы. Кто же еще?
Далее следует попытка размыть ответственность, или, говоря на знакомом писателям языке, "перевести стрелки". Великодушно, но совершенно мимолетно признавая, что они не питают иллюзий по поводу "стерильности" всех агентов, авторы письма проходятся по руководителям клубов, тренерам, работникам РФС, как бы намекая: все одним миром мазаны. "Но обвинять кого-либо без должных на то оснований нельзя", – заключают они и тут же предлагают устраивающего всех козла отпущения в виде зарубежных клубов и агентов.
На этом бы и закончить, но коллективного Остапа уже понесло, и вслед за неуместным и пошлым сравнением с 1937 годом главные дельцы российского футбола вдруг меняют дорогие костюмы на короткие штанишки и трясут погремушкой. "По нашему мнению, "антиагентская" деятельность РФС прямо противоречит и проводимому руководством России курсу на всемерную поддержку и защиту малого бизнеса". То есть футбольные агентства – это что-то вроде продуктовых ларьков и небольших фермерских хозяйств. Здорово!
И, наконец, кульминация. "Мы считаем необходимым отметить, что роль агента в формировании футболистов как профессионалов и как личностей зачастую очень трудно переоценить. Многие футболисты могли и не состояться, если бы не обратились к помощи агента".
Кто, интересно, имеется в виду? Быть может, Яшин и Стрельцов, Блохин и Черенков без агентов "могли и не состояться"? По мнению авторов заявления, тот факт, что именно агенты позволяют футболистам раскрыть свой талант, "уже никто не оспаривает". Говорить за всех – еще одна характерная особенность текста.
Даже жаль, что такое веселое письмо заканчивается довольно прозаично – скрытыми угрозами и открытыми требованиями. Этим как раз уже никого не удивишь.