ЕСТЬ ТЕМА
331 год на девятерых //
Дмитрий Кириченко: "Саранск привлек своими задачами" //
Юрий Гаврилов: "Режимщиком не был. Но меру знал" //
Золотые ветераны: от Тотти до Ривалдо
Своим мнением о судьбе ветеранов поделился бывший главный тренер сборной России, а ныне рулевой азербайджанской "Габалы"
– Ветераны, уверен, контингент для вас, тренеров, трудный. С одной стороны – все умеют, и учить азам их не надо. С другой – частичная функциональная изношенность, старые болячки, психологическая усталость. Отличается ли работа с ними от той, что проводится с остальными?
– Отличается, и во многом. Cледует учитывать и физическое состояние возрастных футболистов, и моральное. Причем к каждому требуется индивидуальный подход. Но подгонять их на тренировках, как правило, нет необходимости. Скорее наоборот, приходится сдерживать, поскольку работают эти ребята всегда в охотку.
– Тренер – на лавке, его подопечные – на поле. Знаю, многие ваши коллеги рассматривают опытных игроков, как проводников своих идей.
– В определенной мере это действительно так. Наработанный с годами авторитет позволяет безоговорочным лидерам коллектива не только игрой, но и грамотным подсказом держать в соответствующем тонусе партнеров. Тренеры этим, конечно, пользуются, и поэтому можно, наверное, рассматривать таких футболистов как их непосредственных помощников. Многие, случается, советуются с такими ребятами при определении состава и тактики на тот или иной матч. Я, естественно, тоже к этому прибегаю, но только когда в чем-либо сомневаюсь.
– А что, по-вашему, движет игроками, стремящимися максимально продлить свой футбольный век? Ведь люди они, как правило, не бедные, с сумой по миру не пойдут. Да и кочевая жизнь вроде бы должна надоесть.
– Любимым делом многие хотят заниматься как можно дольше, вот и не торопятся вешать бутсы на гвоздь. Причем не важно, на каком уровне, главное – получать удовольствие и быть востребованным.
Не раз доводилось слышать: мол, все надо делать вовремя, а потому желательно расставаться с футболом на пике карьеры. Я же считаю, единственная причина, по которой следует заканчивать, – серьезная травма. Мне, например, пришлось это сделать в 33, а так поиграл бы еще – желания и силенок хватало.
– Все говорит, что такого же мнения придерживается ваш бывший подчиненный Лоськов, у которого закончился контракт с железнодорожниками, но который отказался от предложений поработать с молодежкой "Локомотива" или в качестве селекционера.
– Решать за Дмитрия не могу и, чем он руководствуется, не знаю. Скажу лишь, что в любом случае разбрасываться такими людьми клубы попросту не имеют права. Вы посмотрите, на ком держатся, ну скажем, "Милан", "Реал", "Барселона", "Бавария". Исключительно на своих бывших футболистах. Именно они являются гарантами преемственности, поддержания традиций, что выливается в неослабевающую любовь и преданность болельщиков. Отсюда, собственно, и стабильность, позволяющая этим коллективам не опускаться ниже планки, установленной максимально высоко.
– Кому, как не вам, наблюдавшему за Лоськовым немало лет, знать его человеческие и профессиональные качества. Можете сказать, что по футбольному интеллекту и характеру он годится для тренерской работы?
– А почему нет? Дмитрий прошел великолепную школу, работал под руководством многих высококвалифицированных специалистов и, вне всякого сомнения, обогатился с их помощью не только игровыми, но и педагогическими навыками. Все говорит о том, что ему просто необходимо дать шанс применить их на практике.