22 октября исполняется 26 лет со дня смерти одной из самых колоритных фигур в советском футболе, выдающегося мастера на поле, а впоследствии лучшего за всю историю начальника сборной Советского Союза, одного из четырех братьев Старостиных – Андрея Петровича.
Центральный защитник № 1
В принятой на рубеже 1920 – 1930-х годов тактической системе "пять в линию" (2–3–5) Андрей Старостин в "Спартаке" и сборных Москвы, РСФСР, СССР выполнял ключевую роль центрального полузащитника.
– Он был прирожденным вожаком, – отзывался об Андрее Старостине его непримиримый соперник в 30-е годы, лидер московского "Динамо" Михаил Якушин. – Отменная игра головой, тонкое тактическое чутье, позволявшее ему оказываться вовремя в самой горячей точке наступления соперников, отличные физические данные создали ему славу "непроходимого защитника". С не меньшим искусством дирижировал он и нападением, особенно умело делая передачи крайним нападающим. Обладая хорошим ударом, Андрей Старостин и сам опасно обстреливал ворота соперников.
В 1937 году в СССР приехала сборная басков, с большим успехом гастролировавшая по Европе, в рядах которой были звезды мирового класса. И в нашей стране баски, в совершенстве освоившие передовую тактическую систему "дубль-вэ", разгромили "Локомотив", дважды обыграли "Динамо", и перед их заключительным матчем со "Спартаком" вопрос престижа советского футбола встал очень остро. На тренерском совете перед матчем было решено, что Андрей Старостин впервые в советском футболе сыграет центральным защитником (до этого было только двое крайних), чтобы обезвредить главную ударную силу басков центрфорварда Исидро Лангару.
– Что я слышу, – ужасался один из друзей Старостина, популярный писатель Юрий Олеша, – были созидателем, а стали разрушителем?! Мы уже не дождемся вашего шютта по воротам противника? Какая скука – сторожить! Неужели вы согласились на такую унизительную должность?
– Спартаковцы решились на то, на что никто до них в нашем футболе не решался, – продолжал Якушин. – Старостин стал тенью Лангары, и знаменитый центрфорвард впервые почувствовал себя неуютно на нашем поле. И хотя Лангаре удалось забить "свой" гол, даже с трибуны было видно, что нападающие басков, утратив привычную для них свободу действий, занервничали и растерялись. "Спартак" добился неожиданно крупной победы – 6:2.
Появление Андрея Старостина в центре обороны ознаменовало переход советского футбола на систему "дубль-вэ", первенство в котором принадлежало "Спартаку" и его неповторимому вожаку.
Лучший на протяжении десятилетия
В официальном списке 55 лучших футболистов 1938 года 32-летний Андрей Старостин еще по традиции возглавлял рейтинг центральных полузащитников. Подобные классификации составлялись нерегулярно, но и в предыдущей – 1933 года – спартаковский лидер, выступавший за сборные Москвы, РСФСР и СССР с самого начала четвертого десятилетия века, также занимал первую строку, опережая даже любимца московской футбольной публики динамовца Федора Селина. А 1938 год стал пиком довоенных достижений Андрея Старостина и его "Спартака". Впервые красно-белые сделали дубль – выиграли чемпионат и Кубок Советского Союза.
– Андрей в пору своего расцвета был игроком мирового класса, – писал капитан сборной России на Олимпиаде 1912 года, а впоследствии один из первых советских футбольных аналитиков Михаил Ромм. – Его всегда отличало большое чувство ответственности перед товарищами. В течение нескольких лет Андрей был капитаном спартаковской команды, ее лидером в трудных футбольных боях.
Начальник обладателей Кубка Европы
В 1960 году Андрея Старостина назначили начальником сборной команды Советского Союза. И первый же год великого спортсмена в руководящем кресле принес нашей главной команде блестящий успех: впервые разыгрывавшийся Кубок Европы.
Первый тайм финального матча с Югославией наши провели неудачно, уступали в счете 0:1.
– В раздевалке во время перерыва мы сидели унылые и молчали, – вспоминал еще один величайший представитель футбольного племени Лев Яшин. – И вдруг совершенно неожиданно заговорил Андрей Петрович Старостин: "Ну чего вы повесили голову? Вы же прекрасные футболисты, большие мастера. Неужели вы не видите, что вы сильнее их? Во всем! А счет 0:1 – это же пустяк. Снимите с себя оковы, поднимите голову, поверьте в себя. Вы обязательно выиграете". И говорил он все это без ложной патетики, не так, как говорят штатные утешители, а тоном человека, глубоко убежденного в своей правоте. Сколько я слышал на своем долгом футбольном веку всяческих разносов и многословных, напыщенных речей, произносимых, конечно, с благой целью: повлиять на игроков. Но никогда не производили они такого целительного воздействия на меня и моих товарищей, как несколько человечных, живых слов, произнесенных Старостиным. На поле мы вышли совсем другими.
Напомню, что во втором тайме сборная СССР забила два гола и совершила круг почета с кубком Европы.
И через полвека – лучший
В 1967 году, к юбилею Советской власти ведущими футбольными специалистами страны, журналистами была составлена символическая сборная СССР за 50 лет. И хотя в послевоенные годы в нашем футболе появилось немало звезд мирового класса, из поколения 1920 – 1930-х годов в сборную "пробились" сразу четверо: динамовцы Сергей Ильин, Федор Селин, спартаковцы братья Александр и Андрей Старостины.
– Я с удовольствием наблюдал за игрой Андрея Старостина, – восхищался один из лучших наших тренеров довоенной поры Константин Квашнин. – Он именно тот спортсмен, вокруг которого можно создавать команду. Он – ее душа на поле и вне поля.
Возродивший "Спартак"
В 1976 году "Спартак", как известно, впервые в своей истории покинул высшую лигу. И даже начальник команды, всю свою жизнь посвятивший ей Николай Старостин находился в растерянности: команды нет, что делать дальше? И тогда Андрей Петрович не только посоветовал, но и настоял на том, чтобы его брат пригласил старшим тренером Константина Бескова из особенно чуждого спартаковскому патриарху динамовского лагеря. И хотя неприязнь между Николаем Петровичем и Константином Ивановичем сохранялась все годы их совместной работы, Бесков не только через год вернул команду в стан сильнейших, но еще через год выиграл с ней золото чемпионата СССР, заложил основы, традиции игры, блестяще развитой уже в российский период Олегом Романцевым.
Широта души Андрея Старостина проявлялась во всем. Являясь личностью неординарной, на поле он был удивительно командным игроком, никогда себя не выпячивал, не играл на зрителя: все было для него подчинено интересам команды, победному результату. Стремление какого-то футболиста выделиться ненужным эффектным приемом он называл "игрой для кухарок". При этом восхищался красотой мира, обожал хорошую литературу, театр.
– Его эрудиция всегда внушала уважение, и интереснее собеседника трудно было себе представить, – свидетельствовал Якушин. – Андрей Старостин был своим человеком в артистическом и писательском мире, но это ничуть не отдаляло его от нас.
Известна крепкая дружба Андрея Петровича с писателями Юрием Олешей, Львом Кассилем, великими артистами Михаилом Яншиным, Анатолием Кторовым, Игорем Ильинским и другими.
– Колоссальное впечатление производили Старостины, особенно Андрей Петрович, – писал наш замечательный поэт Евгений Евтушенко. – Прекрасно знал литературу. Это был человек, полный достоинства. Необычайно красивый!