Безальтернативные выборы. Только Мутко!
– В некоторых источниках появилась информация о том, что вы сняли свою кандидатуру с выборов президента РФС. В то же время официально вы по-прежнему остаетесь в этом качестве. Можете все же объяснить происходящее?
– Некоторые ваши коллеги неверно истолковали мои заявления по итогам встречи с министром спорта Виталием Мутко, сделав скоропалительные выводы. Информация стала гулять по интернету, обрастая домыслами и выводами уже самих журналистов.
– И все же что привело прессу к неверным выводам?
– Вероятнее всего, к этому подтолкнула моя фраза о том, что любому из кандидатов было бы сложно конкурировать с Виталием Мутко. Это была общая фраза, с которой, уверен, согласится любой, кто следит за российским футболом в последние 15 лет. У Виталия Леонтьевича огромный опыт работы в футболе, и не будем забывать, что своих главных успехов на международной арене наш футбол добился в то время, когда РФС возглавлял именно он. Очевидно, что тяжело конкурировать с кандидатом, имеющим столь большой багаж знаний и управленческого опыта в футболе.
– Известно, что вы встречались с Мутко на прошлой неделе. Что обсуждалось на встрече?
– Мы обсудили различные проблемы российского и мирового футбола. Сошлись во мнении по многим вопросам. В частности, есть четкое понимание проблематики детско-юношеского футбола, где работа пока не систематизирована. Прежняя система подготовки в непростые 90-е была, по сути, разрушена. Затем началось поэтапное восстановление. Первые шаги были сделаны как раз во время президентства Мутко, когда по всей стране были открыты сотни футбольных полей, восстановлена прежняя или создана новая инфраструктура. К сожалению, следующий шаг в развитии этой программы не был сделан. Во многом это связано с тем, что в последние годы в РФС увлеклись популизмом и внутренними разборками. Уверен, что после 2 сентября процесс возобновится.
– Попробуем сделать прогноз. В какой роли рассчитываете обнаружить себя после конференции РФС?
– У меня два пути – в президенты РФС или в делегаты исполкома РФС. Я намерен сосредоточить все свои усилия именно на втором варианте.
– И какие задачи вы преследуете, желая стать членом исполкома РФС?
– В первую очередь необходимо оздоровить футбольный климат в стране. Уверен, что футбольному сообществу необходимо наконец консолидироваться: прекратить распри, положить конец противоречиям между РФС, лигами, клубами… Есть четкая задача вернуть российский футбол на мировой уровень, причем добиться этого не за счет приглашаемых за астрономические деньги заморских звезд, будь то футболисты или тренеры, а при помощи собственных талантов, которых мы теряем из-за неэффективности системы.
Что касается меня, то я бы предпочел сосредоточить свои усилия на развитии детско-юношеского футбола.
– Чем обусловлен такой выбор?
– Знаете, я с большой иронией отношусь к некоторым публикациям и непубличным высказываниям о том, что я активно участвую в футбольном процессе лишь ради самопиара. Зампреду Госдумы и руководителю высшего совета такой партии, как ЛДПР, дополнительная реклама не нужна. Вниманием прессы я точно не обделен. Поэтому, если хотите, выбор этого направления можете считать моим ответом критикам, ведь детско-юношеский футбол не находится в центре внимания СМИ, на этой стезе все того же самопиара не добьешься, ведь даже тренеры, взрастившие Месси, Иньесту или Роналду чаще всего никому не известны, а уж функционеры, обеспечивающие работу системы, – тем более.
– Эмоциональная составляющая такого выбора понятна, но наверняка ведь существует и рациональный компонент. Вы говорили о том, что после построения новой инфраструктуры РФС не сумел сделать следующий шаг в развитии детско-юношеского футбола. В чем он должен заключаться?
– Необходимо принципиально пересмотреть свое отношение к детско-юношескому футболу. Расстраиваясь из-за плохих результатов сборной, у нас говорят, что нужно развивать детско-юношеский футбол. Произнося эти банальности, люди чаще всего не представляют, что нужно делать. Ответ может показаться парадоксальным, но, чтобы добиваться стабильно высоких результатов на высоком уровне, надо напрочь забыть о результате в детско-юношеском!
Футбол для детей должен оставаться развлечением, азартной забавой, а не рутиной, из-за которой появляется отвращение к тренировкам.
Я изучил методики некоторых европейских стран. В Германии или Бельгии дети не играют по стандартным правилам – 11 на 11. Их не загружают тактикой, не ругают за "обрезы" и неудачные обводки. Наоборот, есть немало форматов – "2 на 2", "5 на 5", которые помогают развить технические навыки, умение работать с мячом, учиться видеть ворота, партнеров, соперника.
– Попытки перенять зарубежный опыт уже предпринимались, но воз проблем и ныне там. Где уверенность, что на этот раз мы окажемся успешнее?
– Вы наверняка знаете, что на днях при активном участии Минспорта было подписано соглашение с Немецким футбольным союзом. Задача – создание программ подготовки футбольного резерва на основе той, что помогла немцам взрастить поколение чемпионов мира и победителей Лиги чемпионов. Здесь важно не только то, что мы уйдем от банального копирования задач взрослого футбола в детско-юношеском, но изменим систему подготовки и психологию самих тренеров. Уверен, что при таком комплексном подходе уже через несколько лет у нас появятся свои Месси и Неймары.
– А что делать с нынешним поколением? Cейчас ведь даже путевка на Euro, где будут представлены аж 24 страны, под вопросом.
– Есть тактические задачи, а есть стратегические. Попадание на Euro из разряда первых. Мы все надеемся, что кадровые изменения в руководстве отечественного футбола и смена тренера сборной станут той встряской, которая поможет сборной совершить решительный рывок на финише квалификации. Вся страна ждет хорошего результата на домашнем чемпионате мира, но в то же время нельзя забывать о стратегических задачах. Одна из таких – подготовка высококлассных мастеров, которые будут играть на построенных к ЧМ-2018 стадионах через 5 – 10 лет.
– Есть убежденность, что проведению чемпионата мира в России ничего не угрожает?
– В футболе часто повторяют поговорку "Никогда не говори никогда", но у меня нет и тени сомнений, что чемпионат мира пройдет в России. Чем обоснована такая уверенность? Позвольте не отвечать на этот вопрос, но, поверьте, основания более чем веские.