Тони Берецки: "С "Марселем" надо сыграть не столько умно, сколько мощно"

Telegram Дзен

Австрийский тренер "Спартака" в свои 38 - воплощение абсолютной физической готовности. Берецки пружинист, поджар и мускулист. На каждой тренировке он методично добивается того же от своих подопечных. Но мучителем, по крайней мере на взгляд со стороны, не выглядит. Возможно, потому, что в его упражнениях больше логики, чем грубого нажима, а в его методиках - доходчивости, чем давления.

- Год назад примерно в это же время вы говорили, что спартаковцев физически хватает только на 60 - 70 минут матча. Как сейчас с этим обстоят дела?

- Ситуация изменилась в лучшую сторону. Я связываю это прежде всего с тем, что команду возглавил Станислав Черчесов. У него есть австрийский, немецкий и вообще международный опыт. Как только мы стали придерживаться общепринятых международных стандартов, показатели пошли вверх. Еще немного, и команда будет готова на все 90 минут. За исключением некоторых игроков, которым надо будет сладить со своим менталитетом.

- Ленятся?

- Сказал бы чуть иначе. Есть футболисты, проблемы которых не в высоких нагрузках, а в отношении к ним.

- О ком идет речь?

- В основном о молодых игроках, которым пока не хватает опыта. Они не понимают, что работа над собой не заканчивается на поле вместе со свистком тренера. Совершенствоваться следует до тренировки, во время и после нее, причем самые полезные занятия - самостоятельные, потому что они укрепляют не только тело, но и дух.

- Уровень дисциплины в команде позволяет вам выполнять свою работу?

- Да, с этим стало намного лучше. Черчесов хочет иметь под своим началом дисциплинированных игроков, хочет приучить их следовать установленным правилам. У него это получается, разница с прошлым годом налицо.

- А что было в прошлом году?

- В начале сезона дела с "физикой" в команде были плачевными. Я не мог заложить необходимый фундамент. Владимир Федотов считал, что форму надо набирать в основном через игры и работу с мячом. Откликнулось все это даже не весной, а в июле - августе, когда пошла вниз аэробная готовность игроков, участились травмы и проблемы со здоровьем.

- Вам приписывают слова, сказанные в узком кругу перед началом прошлого сезона: "Команды хватит туров на десять, не больше". Вы действительно это говорили?

- Да, это так. Я произнес эти слова на прошлогоднем сборе в Турции, но, к сожалению, они не были услышаны. Сегодня мне не очень приятно об этом говорить, однако мой прогноз оказался верен на 100 процентов. Именно после 10-го тура, если помните, мы посыпались, результаты пошли вниз. Нынче я ни за что не повторю тех своих слов, потому что ситуация в корне изменилась, у меня есть возможность работать с командой, и за свою работу я отвечаю. Если несколько игроков, о чем я уже говорил, проявят характер в отношении самих себя, мы будем только расти. У нынешней команды в этом смысле большой потенциал.

- На каком научном базисе вы основываете свою работу?

- Во-первых, на том, что заложил во время учебы в Австрии и Германии с 1990 по 1994 год. Во-вторых, у меня был очень полезный опыт военной службы. В-третьих, я имею возможность ежедневно учиться своей профессии. Ведь у меня есть собственное тело, которое я два-три часа в день заставляю заниматься фитнесом, нагружаю в тренажерном зале, после чего бегаю вместе с футболистами и выполняю с ними все упражнения. В-четвертых, я располагаю набором DVD с современными методиками, которыми активно пользуюсь. В-пятых, постоянно обновляю этот набор. Наконец, регулярно контактирую с коллегами из Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, США, Новой Зеландии, Австралии, Чили. Не только с футбольными, но и со специалистами, скажем, по горным лыжам, которых знаю по прошлой работе.

- Когда заканчивается ваш контракт со "Спартаком"?

- В декабре этого года.

- Вы хотели бы его продлить?

- Пока не знаю. В конце прошлого года я получил предложение от двух очень хороших клубов, но ответа им еще не дал. Главным образом потому, что мне очень комфортно работается с Черчесовым. Я чувствую его доверие и сам верю в тот путь, которым он следует в строительстве команды. Моя родина, с которой у него многое связано, тоже нас объединяет. Кроме того, Стани симпатичен мне как человек. В общем, пока я в "Спартаке", а как будет дальше - посмотрим.

- Какие клубы вас пригласили?

- Один английский, второй - немецкий, остальное - секрет.

- Большая пауза в чемпионате России этого года - плюс или минус для команды?

- Если честно, эту тему мы обсуждаем в тренерском кругу чуть ли не каждый день. Дело в том, что игроки, особенно молодые, достигают оптимальных кондиций через 4 - 5 недель тренировок, не раньше. Если принять во внимание, что подготовку к сезону из-за Кубка Первого канала и матчей Кубка УЕФА трудно назвать идеально планомерной, еще одна пауза перед вторым кругом очень не помешала бы. За это время можно как следует поработать над восстановлением и закладкой нового фундамента. Кстати, две паузы в календаре - абсолютно нормально для Европы. Это дает определенные преимущества при подготовке, которых Россия из-за своей системы розыгрыша лишена.

- Чуть ли не каждый год приходится слышать про "тяжелые ноги", на которых команды играют зимние турниры и весенние матчи еврокубков. Это действительно неустранимая проблема?

- Я бы не назвал это проблемой. Без "тяжелых ног" не бывает полноценной подготовки. А в Израиле мы вообще тренировались с полной нагрузкой даже в день матчей, в то время как "Динамо" (Киев), входящее в сезон, уделяло внимание не столько физике, сколько игровым аспектам. "Спартаку" не хватило 4 - 5 дней, чтобы выглядеть в первой встрече на порядок лучше. Матч с "Црвеной Звездой" это подтвердил.

- Кого из игроков "Спартака" вы считаете лучшими атлетами?

- Я не боюсь назвать конкретные фамилии, потому что много работаю с игроками индивидуально и знаю возможности каждого. Но мне ближе такая формулировка: лучшие атлеты те, кто не боится дополнительных нагрузок.

- Я думал, вы назовете Штранцля, своего соседа по Австрии.

- Штранцль - опытный игрок. Он всегда знает, что ему нужно для подготовки, и делает это. Некоторым спартаковцам есть чему у него поучиться.

- Наблюдая за тем, как вы тренируетесь на сборах даже в свободное время, можно подумать, что вам не хватает тех нагрузок, которые вы даете игрокам и себе вместе с ними. Неужели в 38 лет этого мало?

- Чтобы игроки мне верили, я должен всегда быть на шаг впереди них. И всегда иметь возможность сказать: "Делай, как я".

- В прошлом вы были спецназовцем. А сейчас в случае необходимости могли бы кого-нибудь, выражаясь по-русски, зашибить?

- Не вопрос. Помню приемы, удары, болевые точки. Но философия-то совершенно в другом. Сохранять спокойствие, быть готовым к действию морально и физически гораздо сложнее, чем ударить или даже убить.

- Можете вспомнить какие-то конкретные ваши достижения в спортивных дисциплинах?

- Слишком общий вопрос. "Сотку", скажем, я бегал за 11,93, но более серьезных успехов достиг в свое время в военном пятиборье или, скажем, в марафонском беге.

- Какой процент готовности "Спартак", по вашим прогнозам, продемонстрирует в игре с "Марселем"?

- Очевидно, что европейские команды в разгар сезона готовы лучше российских. "Марсель" с его быстрой игрой и мощными африканцами, всегда готовыми сражаться все 90 минут, очень опасен. И потому на первый план для нас, уверен, должна выйти не столько умная, сколько мощная игра. Если не дадим себя продавить физически, не уступим французам в борьбе - сыграем успешно.

- Когда, по вашим расчетам, "Спартак" достигнет пика заложенной вами готовности?

- Хороший вопрос. Особенно перед матчами Кубка УЕФА. Всем нам очень хочется, чтобы "Спартак" успешно сыграл с "Марселем". Но форсировать подготовку специально к этим играм было бы преступно. Прежде всего потому, что под угрозой может оказаться вся первая часть чемпионата. Поэтому отвечу прямо: пика физической готовности "Спартак" должен достичь к началу российского первенства.

- У вас будет возможность побывать на Euro-2008?

- Сильно сомневаюсь, потому что во время чемпионата Европы будет в разгаре моя работа с командой. Хотя Вена, где пройдут несколько игр, всего в двух часах езды от моего дома. Может, хоть на недельку удастся вырваться?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Обидуш