Бора Милутинович: "Как разделить сердце на шесть частей?"

Telegram Дзен

     Интервью спецкору "СЭ" дал знаменитый футбольный тренер, который руководил на чемпионатах мира пятью сборными и вывел четыре из них в 1/8 финала

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

из Пекина

     С легкой руки бывшего президента Федерации футбола США Алана Ротенберга этого человека в Америке называют не иначе как Miracle Worker - "Чудотворец". Он родился в Югославии, у него сербский и мексиканский паспорта, но сам себя он считает космополитом. 7 сентября ему стукнет 64, и все же один из лучших восточноевропейских тренеров ХХ века по-прежнему молод и элегантен: хищный профиль и горящие глаза дополняет шикарная шевелюра. А еще - улыбка, которая не испортила бы и Джорджа Клуни.

     КАМРАД, А НЕ МИСТЕР

     "Здравствуйте, мистер Милутинович!" - протягиваю я руку. - "Я - не мистер Милутинович!" - твердо возражает мне Бора, отвечая крепким (пожалуй, даже слишком) рукопожатием. - "А кто?!" - удивленно переспрашиваю я. - "Я - камрад Милутинович, товарищ Милутинович, но никак не мистер!"

     Он делает эффектную актерскую паузу, взрывается оглушительным смехом и приглашает присесть на диванчик. Вот так начинается наша беседа.

     - Вы не очень похожи на туриста. Какова цель вашего пребывания в Пекине в дни Игр?

     - А на кого же я тогда похож, если не на туриста? - удивляется Милутинович. - Я приехал специально на церемонию открытия Олимпиады, стал свидетелем потрясающего шоу, а сейчас наслаждаюсь соревнованиями и их организацией. Китайский народ проделал огромную работу.

     Осенью прошлого года Бора, возглавлявший тогда команду Ямайки, был уволен со своего поста после шести кряду невыразительных ничьих. Сейчас он консультирует футбольную сборную Поднебесной (а когда-то ее тренировал) и ведет авторский блог на одном из спортивных сайтов Китая. Что же касается Милутиновича-болельщика... Тут ему приходится туго:

     - Здесь представлено слишком много стран, чьи спортсмены мне небезразличны. Давайте считать - Сербия, Мексика, Коста-Рика, Ямайка, США и Китай. Представляете, каково это - делить свое сердце на шесть равных частей?

     Милутинович славен тем, что никогда не стеснялся возглавлять сборные, скажем мягко, развивающихся футбольных держав. А потому мой следующий вопрос выглядит так:

     - Вы объездили все параллели и меридианы, но поработать в  странах бывшего СССР вам не довелось. Почему?

     - Причина не поверхности: эти страны никогда меня не приглашали. Вообще-то до недавнего времени они вообще не приглашали иностранцев руководить своими сборными.

     - Вы не совсем правы: еще в 2001 году сборную Украины вполне мог возглавить другой выходец из бывшей Югославии - Мирослав Блажевич.

     - Я очень хорошо знаю его возможности. Это - прекрасный тренер, очень мудрый. Вспомните, что он сделал с командой Хорватии на чемпионате мира 1998 года. Чиро (так называют Блажевича на родине. - Прим. М.С.) и его команда удивили всех. Но что-то мы увлеклись, ведь моя фамилия не Блажевич, а Милутинович. И это не такая уж маленькая разница.

     ГДЕ НАХОДИТСЯ КИЕВ?

     О тенденциях состоявшегося в Австрии и Швейцарии чемпионата Европы Милутинович говорит сдержанно, отдавая дань победителю:

     - Победа Испании - лучший итогов Euro-2008 из всех возможных. Редкий случай - на чемпионате победила самая сильная команда. Сборная Арагонеса продемонстрировала высокотехничный атакующий стиль - людям такое нравится.

     - Сборная России тоже преподнесла большой сюрприз...

     - Я ее поздравляю, но слово "сюрприз" в данном случае уходит корнями в сам факт участия команды Хиддинка на чемпионате Европы. Имею в виду отборочный матч Англия - Хорватия: вот с этого все и началось. Уже на самом Euro россияне для начала вчистую проиграли будущему чемпиону, но затем выглядели все лучше и лучше, наращивая обороты от матча к матчу. Результатом этого подъема стала выдающаяся игра с Голландией. Только вот самый важный для себя матч на турнире - полуфинальный - они, увы, проиграли.

     А еще Милутинович оказался не самым крупным специалистом в области геополитики. Он, конечно, знает, что СССР больше не существует, но почему-то упрямо называет Киев российским городом. Кроме того, Бора уверен, что россияне и украинцы не всегда живут дружно. И в этом он, к сожалению, прав. На мою просьбу назвать несколько фамилий футболистов из стран СНГ и Балтии, чья игра импонирует ему в большей степени, Милутинович ответил продолжительной паузой. Затем выдал фамилию "Шевченко" и тут же спросил: "А как зовут этого вашего парня из "Ливерпуля"?"

     - Андрей Воронин.

     - Точно! Тогда скажите мне, пожалуйста, есть ли у него что-то общего со знаменитым Валерием Ворониным?

     - Ничего, кроме фамилии.

     - Мне посчастливилось играть против Валерия Воронина, когда тренером вашей сборной был Бесков, - морщит лоб Бора. - Один был классным игроком, другой - классным тренером. Но самым лучшим тренером был все-таки не Бесков.

     - А кто? Лобановский?

     - Вы угадали: Лобановский - просто супер! - Милутинович поднимает вверх оба больших пальца. - Созданное им киевское "Динамо" - одна из лучших команд в истории мирового клубного футбола. Меня всегда поражала скоростная агрессивная манера их игры. А еще, помнится, в середине 80-х, в канун ЧМ-86 руководимая мной команда Мексики дважды встречалась со сборной СССР. На своем поле мы победили 1:0, а вот в Ленинграде уступили 0:3. А теперь ничего этого нет. Ни сборной СССР, ни Ленинграда, ни Лобановского. Мне очень жаль, что он покинул нас так рано.

     ФОТОГРАФИЯ С БОБРОВЫМ

     - У вас много друзей в странах бывшего Советского Союза?

     - Друзья - сказано слишком сильно, зато знакомых - куча. В частности, есть один человек из федерации.  Его зовут Никита! (Милутинович имеет в виду РФС и Никиту Симоняна. - Прим. М.С.). Я никогда не забуду один эпизод с его участием. Однажды я приехал в Москву с командой США, зашел в его кабинет, и он показал мне великую фотографию: Всеволод Бобров забивает пятый мяч Югославии на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году! Вы понимаете, о чем я говорю? Мои соотечественники вели со счетом 5:1, а ваши ребята забили в конце матча четыре гола подряд. Я эту игру помню, как сейчас. Кстати, играл ли в том матче Нетто? А Понедельник, Иванов, Хусинов? Вы должны вспомнить! Я ведь играл против каждого из них.

     И тут же Милутинович реактивно меняет тему разговора. "Зоран, - спрашивает он присутствующего при нашей беседе соотечественника. - Ты когда-нибудь был в Киеве? Нет? Ты много потерял. Прекрасный город, расположенный на красивой реке, которая называется Днепр. Я приезжал туда руководить сборной ФИФА на прощальном матче Блохина. Кажется, это было в 1989-м. Но Москва, должен вам сказать, мне тоже нравится. Там хорошие люди и вот вам еще одна история!"

     Бора делает царственный жест, следует очередная театральная пауза, и он продолжает:

     - В августе 91-го сборная США, которую я тода возглавлял, летела из Москвы в Мюнхен. В аэропорту толпилось невероятное число журналистов, камеры стояли сплошным частоколом. А через пять минут после нашего отлета, аэропорт закрыли! В России начиналась революция!

     Автор этих строк хотел добавить, что именно в эти дни родилась газета "Спорт-Экспресс", но в итоге созрел для прямого вопроса:

     - Не хотели бы вы когда-нибудь поработать на Украине или, предположим, в России?

     - Для начала нужно, чтобы меня пригласили! Но учтите, я в любом случае не смогу вот так сразу сказать "да". Должен удостовериться в том, что моей будущей команде по силам выиграть Кубок мира. Другие цели мне уже не интересны.