Он играл в России девять лет – с 2003 по 2012-й. Потом было возвращение на родину и почти сразу – тяжелая травма. Три года назад Бракамонте завершил карьеру. За это время Пушкин, как называли его в "Москве", стал настоящим универсалом: тренирует резервную команду "Боки Хуниорс", держит бар, где играет на гитаре в составе своей группы, ведет передачи о музыке на радио и телевидении, производит спортивную одежду.
Бракамонте 38, но ему словно озорному кудрявому мальчишке интересно все вокруг. Его все цепляет. За несколько часов, что мы провели рядом с аргентинцем, успели в этом сполна убедиться...
Изначально большой беседы не планировалось. Хотелось просто узнать, как дела у одного из самых ярких легионеров в истории чемпионата России. И попросить его пожелать что-то доброе Леониду Слуцкому накануне Euro, ведь они вместе работали в "Москве", и оба навсегда останутся символами амбициозного, но, к сожалению, не дожившего до наших дней клуба.
Поговорить мы собирались сразу после первого матча сборной Аргентины в рамках Международного футбольно-музыкального фестиваля "Арт-футбол". Но Бракамонте принял результат слишком близко к сердцу. Всю встречу против Казахстана он грустно ждал в нападении хоть одного толкового паса или навеса. А казахи, которые оказались заметно моложе и подтянутее седоватых и пузатых южноамериканцев, забивали один мяч за другим. Итоговые 0:7 привели Бракамонте в бешенство. "Интервью? Не знаю, не знаю... Устал, потом, завтра", – бросил недовольный форвард по пути в раздевалку. Но после душа оттаял. "Приезжайте в гостиницу. Успеем поговорить перед финалом Лиги чемпионов (дело было 28 мая).
Не успели. Бракамонте на что-то отвлекся и спустился в фойе заметно позже, чем обещал. Потом его позвали на ужин партнеры по команде. А потом он исчез и перестал отвечать на звонки. Матч "Реала" и "Атлетико" уже начался, близился перерыв... Казалось, задание провалено. Но тут пришло голосовое сообщение: "Приходите в ресторан на втором этаже, я смотрю футбол со своими ребятами".
– Извините, увлекся, – виновато развел руками и по-детски улыбнулся Бракамонте. Всклокоченные волосы и забавный акцент (а общались мы на русском) дополняли образ – обижаться на такого собеседника невозможно.
– Сильно переживаете за аргентинца Симеоне?
– Нет, его поведение мне не нравится! Тренер не должен играть, он должен тренировать. А этот стоит на линии и что-то кричит. Вот я игрок, нахожусь на поле. Что ты мне орешь? Я все равно не слышу!
– Вы теперь сами тренируете.
– Да, как закончил с футболом, сразу пошел в тренеры. Работаю в "Боке Хуниорс". Со второй командой. Система в клубе сложная. Есть главный, который раздает указания. А я играющий, объясняю все в поле.
– Нравится?
– Да. Особенно с молодыми ребятами. Я хороший учитель, мне кажется.
– Давно в "Боке"?
– Два с половиной года. В Европе уже могу получить лицензию Pro. Но пока никуда не тороплюсь.
– В первую команду не зовут?
– А я сам не хочу. Рано мне.
В "СПАРТАКЕ" ДУМАЛИ, ЧТО КАВЕНАГИ – МЕССИ
– Манеры Симеоне вам не нравятся. Ведете себя во время матчей, как Леонид Слуцкий, качаясь в кресле?
– Нет. Когда нервничаю, то постоянно шучу.
– Например?
– Футболист допускает ошибки, а я говорю ребятам на скамейке: "Как здорово играет! Очень хорошо! Какой же молодец!"
– По-русски на своих игроков ругаетесь?
– Когда сегодня проигрывали Казахстану, сразу вспомнил все нехорошие слова! (смеется)
– В России первым делом выучили мат?
– Не понимаю. Причем здесь моя мать?
– Мы про матерные слова (далее перечисление).
– А-а-а. Ну, само собой! А разве в газете такое можно печатать?
– Иногда местные игроки подшучивают над легионерами, неправильно переводят им слова. С вами подобное проделывали?
– Я сам был переводчиком для аргентинских игроков. Во время занятий тренер говорит: "По свистку все бежим вперед". А я парням перевожу: "По свистку начинаем прыгать, хорошо?" Раздается свисток, все бегут, а эти дурачки прыгают.
– У нас популярно видео, где Кавенаги и Домингес в студии аргентинского телеканала вспоминают по просьбе ведущего русские матерные слова.
– А я был на той программе! Играл на гитаре.
– Почему у Кавенаги не получилось в "Спартаке"?
– "Спартак" необычная команда. Как "Бока Хуниорс" в Аргентине. У "Москвы", "Терека" болельщики были спокойные, а вокруг "Спартака" постоянный шум. Многие хорошие футболисты не смогли там заиграть. А уходили и вновь блистали. Кавенаги не играл в "Спартаке" плохо, он много забил мячей. Просто он получал большую зарплату, и вы думали, что Фернандо – это Месси. От него ждали намного больше, чем он мог дать.
– Но он ведь действительно был очень талантлив.
– В Аргентине он был ведущим игроком, но в "Спартаке" же его встроили в схему, лишили свободы. "Ривер Плейт" в каждом матче забивал по три мяча, два были на счету Фернандо. В России другой футбол, неудобный для него. Во Франции Кавенаги вновь стал играть здорово, в Аргентине и Мексике – тоже очень хорошо. И на Кипре не затерялся. Жаль, он получил серьезную травму колена и расторг контракт с клубом.
– Кавенаги намерен завершить карьеру?
– Мы постоянно на связи. У него была операция в Испании. Будет думать, сможет ли играть дальше.
– Вы из "Боки", Кавенаги из "Ривер Плейта". Дружбе это не мешает?
– Ну что вы! У меня полно друзей из "Ривера". Особенно среди тех, кто тоже играл в России: Макси Лопес, Монтенегро. Пару дней назад сидели в ресторане с Осмаром Феррейрой.
УДАЧИ СЛУЦКОМУ НА EURO, ПОДМЕНЮ ЕГО В ЦСКА
– Вы достаточно хорошо говорите по-русски. Как удается не забыть язык?
– Хорошо?! Разве не слышите, как я плохо говорю? Не учил грамматику, времена путаю. Вчера прилетел, подумал в аэропорту: "***, я же все забыл!" Но начал общаться с девушкой на паспортном контроле, и вроде все нормально. Просто приходится немного дольше думать, прежде чем произнести слово.
– С кем из российских друзей поддерживаете связь?
– Да много с кем! Вот звонил Юрий Белоус. Общаюсь через WhatsApp или Facebook с Йопом, Горавски, Чижеком, Якубко, Плетикосой, Джяукштасом, Байрамяном. Всех не перечислю.
– А со Слуцким?
– Когда он возглавил сборную, я его поздравил. Знаю, он снова стал чемпионом России.
– Помните, как молодого тренера приняли в "Москве"?
– Он стал чемпионом с дублем "Москвы", но были те, кто в него не верил. Задавались вопросами: "Кто это пришел, чего он добился как футболист?" Люди думают, что тренером или судьей может стать только бывший игрок. На самом деле все иначе. Когда Леонид начал работу с главной командой, я сразу понял, что это сильный тренер. У него добрый характер. Он сразу спросил: "Брака, какие проблемы у тебя есть? Что ты можешь сделать на поле?". Когда тренер хочет помогать тебе, ты хочешь помогать ему.
– Слышали, как ваш бывший тренер закончил с карьерой вратаря?
– Сломал колено.
– А при каких обстоятельствах?
– Нет. Что же произошло?
– Полез на дерево за кошкой и упал.
– Que Boludo!
– ???
– Аргентинское выражение. Посмотрите в словаре, как переводится. Тоже не для печати.
– Вы несколько лет назад напророчили, что Слуцкий возглавит сборную России. И добавили, что после него у руля команды встанете вы сами.
– Немного не так. Я сказал, что когда Леонид будет тренером сборной, я пойду работать в ЦСКА. Но он не оставил мне шансов, занял оба поста! (смеется).
– После чемпионата Европы Слуцкому предстоит делать выбор – сборная или клуб. Дорога в ЦСКА может быть открыта.
– Звоните сразу же, я готов.
– Согласны на гонорар в 10 процентов от вашей первой зарплаты.
– Хоть 20 (смеется). Мне хочется тренировать в России, это моя мечта. Но пока я работаю в лучшем месте на свете – в "Бока Хуниорс". Пару лет еще наберусь опыта, а потом посмотрим.
ЖИВЕМ С БАРРЬЕНТОСОМ В ОДНОМ ПОДЪЕЗДЕ
– Читали, что вы не хотите жить в Буэнос-Айресе, вам лучше в вашем родном маленьком городке.
– Да, в Рио-Куарто.
– Даже мэром хотели там стать.
– Было такое. Я хочу вернуться домой, но семье нравится столица. Жена и две дочки против меня одного. Куда тут денешься?
– Сколько дочкам лет?
– 13 и 9. Младшая Изабелла – большая фанатка "Бока Хуниорс", все знает о команде. А старшей по душе волейбол.
– Вы прилетели в Москву в качестве музыканта.
– В Аргентине у меня свой бар, часто там играю. У меня есть группа. Музыка и гитара – моя жизнь. Папа, родной брат, двоюродный и даже тетя – у нас все музыканты.
– Как же вы умудрились стать футболистом?
– Потому что в Аргентине все играют в футбол и хотят стать знаменитыми. Но спорт не мешает играть на гитаре.
– Российский пианист Денис Мацуев после поражений любимого "Спартака" садится за рояль и начинает играть с агрессией, чтобы выплеснуть негатив.
– Лучший способ! Я тоже после проигрышей берусь за электрогитару, очень помогает. "Когда тебе грустно, вспомни, что многим еще намного хуже, чем тебе". Часто напеваю эти слова.
– С кем из футболистов в России пели вместе?
– В "Ростове" с Оскаром Аумадой. А в "Москве" ни с кем. В "Москве" вместе с кем-то только пил! (смеется).
– Правда, что Мариуш Йоп любил слушать ваши песни?
– Не знаю, любил или нет, но мы жили в одной комнате, и деваться ему было некуда. Я ему сразу сказал: "Мой друг, извини, но я буду играть на гитаре".
– А Баррьентос играл на барабанах.
– Верно. Купил в Испании. Все соседи с ума сходили.
– У него здесь сложилась репутация настоящего психа.
– Он такой только на поле. А в жизни очень приятный и спокойный.
– Где он сейчас?
– Я живу на этаже 5а, а он – на 5b. Мы соседи. Пабло играет за "Сан-Лоренсо", дошел в этом сезоне до финала чемпионата Аргентины.
ДИСК БИЛАНА ВЫШВЫРНУЛ В ОКНО
– Вы исполняете в своем баре русские песни? Владимира Высоцкого, например.
– Не слышал о нем. Напойте пару песен.
– Давайте лучше включим запись на YouTube.
– Нет-нет. Хочу услышать от вас, друзья мои! Вживую! Смеяться не буду, обещаю.
– Может, лучше...
– Давай-давай, пой!
– Но что-то кони мне попались привередливые...
– Ха! Да я исполнял эту песню! Просто не знал, кто автор. В мой бар часто приходят представители российского посольства, просят ее поставить. Кони... Да, точно!
– Ваша любимая русская песня?
– Ну, тут все просто! "Хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо, я это знаю!" Сердючка – лучшая! Хоть это и мужчина (смеется).
– Что еще?
– "Ума Турман". Купил диски "Чайфа", "Машины времени" – на их концерт ходил. Нравились некоторые песни у "ТаТу". Кого еще не назвал?
– Дима Билан?
– Спасибо, не надо (смеется). Стас Иванов…
– Может, Стас Михайлов?
– Нет, Иванов. Тот, который молдаванин, играл за "Москву". Помню, ехали на его машине, перебираю музыку, вижу диск Билана. А мы по Рублевке мчались. Открыл окно – и диск улетел в темноту. Стас как закричит: "Что ты наделал?! Жена меня убьет, это ее альбом!". Дима Билан, давай отсюда (смеется). Только не пишите об этом, вдруг Билан обидится.
– Как к шансону относитесь?
– Знаю что это такое, но нужно все хорошо понимать. Это же музыка бандитов и полиции, так?
– В целом верно.
– В Аргентине тоже есть такая. Cumbia villera. Музыка для мафии.
– А вам какой стиль нравится?
– Блюз. Мой бар, кстати, называется Balcón de Blues.
– "Бока Хуниорс", бар, группа. Что еще?
– У меня есть маленький магазин спортивной одежды "Che Diego" – от Че Гевары и Марадоны. Сами все шьем. А еще у меня своя передача на телевидении о рок-музыке. "Время рок-н-ролла". Я ведущий. Раньше было радио, теперь вот позвали на экран.
– Как вам на все хватает времени?
– Тренерская работа на первом месте. Баром и магазином занимаются мои друзья. Я дал им работу.
ТАНАСЬЕВИЧ – УБИЙЦА!
– Помните вратаря "Спартака" Войцеха Ковалевски? У него тоже есть свой бар в родных Сувалках – Brama.
– О, как пенный напиток из Бразилии. Знаю Войцеха. Он ведь в 2003-м приехал в "Торпедо-Металлург", как я. Но потом сразу перешел в "Спартак". Лысый, высоченный. Я его при первой встрече испугался! А в жизни очень хороший и добрый человек. Как у вас говорят, внешность обманчива.
– Йоп такой же?
– Абсолютно. Мой друг – Мариуш Йоп.
– Кто самый страшный защитник, против которого играли?
– Танасьевич. Из "Динамо". Перед матчем мило спрашивал: "Привет, мой друг, как дела?" Потом бац – получай по ногам. Убивал тебя! И тут же: "Ой, извините, извините, не хотел, не увидел". (Смеется)
– А из тренеров кто был самым жестким? Блохин?
– Сильный специалист, с характером. У нас с ним было много проблем. Мне не нравились его тренировки. Ему не нравилось все, что делал я. Но мы хотели одного – выигрывать. Поэтому в итоге поняли друг друга. С Петраковым то же самое: первое время было тяжело, но потом наладили отношения.
– Маурисиу, с которым вы играли в "Тереке", говорил, что вы для него как отец.
– Был!
– В смысле?
– Мы близко дружили. Я был свидетелем на его свадьбе. Он пообещал назвать сына в мою честь. Но... Назвал по-другому. Поэтому я очень зол на него. Шучу, конечно. А то он прочтет, испугается. Мы большие друзья!
– Братья Березуцкие и Игнашевич помягче, чем Танасьевич?
– Удивительно. Я приехал в Россию в 2003-м, они были в сборной. Я приезжаю как ветеран в 2016-м, они еще в сборной. А в 2018-м приеду на чемпионат мира, они еще будут играть?
– Ждать вас в роли тренера сборной Аргентины?
– Нет, не успею (улыбается). Не знаю, в каком качестве я сюда прилечу через два года, где буду спать и что буду кушать. Но я буду здесь! В Аргентине все мечтают, чтобы Месси стал чемпионом мира. Два года назад были так близки...
– В Бразилии на матчах были?
– Мой двоюродный брат играл за сборную, как я мог не поддержать?
– Какой еще брат?
– Уго Кампаньяро! Сейчас он в "Пескаре". А тогда был в "Интере".
– А матчи сборной России вживую не смотрели?
– Был в Рио, когда Россия играла с Бельгией. Но не получилось достать билет. Просил Самедова. Он, видимо, не прочел мое сообщение (улыбается).
В "РОСТОВЕ" ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПЛАТЯТ?!
– Слышали, бразилец Мариу Фернандес планирует получить российское гражданство.
– Он говорит по-русски?
– Нет. Зато говорит еще один бразилец – Гильерме. Его уже включили в заявку сборной России на Euro.
– Я таких вещей не понимаю. На второй год в "Москве" Белоус мне говорил: "Брака, получай русский паспорт и играй за сборную". Я ответил: "Это нечестно. У вас в России очень хорошие нападающие: Кержаков, Аршавин, Булыкин, Кириченко, Павлюченко. Зачем вам иностранец?". Больше ко мне с подобным предложением не обращались.
– Сейчас бы согласились получить паспорт?
– У меня есть аргентинский и итальянский. Пришлось бы отказываться от гражданства. К тому же для аргентинца поездка в Россию проблем не вызывает – виза не нужна, летай себе спокойно. А вообще это личное дело каждого. Аргентинец Трезеге стал чемпионом мира с Францией, Каморанези с Италией. Кто посмеет их за это упрекнуть?
– К вам обращались за советом футболисты, у которых появлялись предложения от российских клубов?
– Да все первым делом звонят и пишут мне! А потом жалуются: "Ты все нахваливал, а тут такая дыра!" Шучу, конечно. Хотя с Оскаром Аумадой так и получилось. Я обещал ему, что с деньгами проблем не будет. Но первую зарплату в "Ростове" парень увидел очень нескоро. Рад, что в клубе все наладилось.
– Долги по зарплате в несколько месяцев там по-прежнему в норме.
– Как?! Они же стали вторыми! Надо же, ничего не меняется... Но тем и прекрасен футбол. Смотрите, "Атлетико" явно беднее "Реала" и "Барселоны", а как бьется!
– За несколько туров до конца чемпионата весь состав "Ростова" увели на допинг-контроль.
– И все чисто? Это не проблемы "Ростова". Это проблемы тех, кто не доверяет окружающим. Обычно так бывает, если сам не до конца чист. Понимаете, о чем я? Кто громче кричит, тот и виноват.
Я ВЛЮБИЛСЯ В РОССИЮ
– Что в вашем доме напоминает о России?
– Балалайка. "Дринь-дринь-дринь". Сложно на ней играть, струн почти нет. Кальян с собой забрал. Водка у меня в баре всегда в наличии. Часто ходим кушать в русский ресторан.
– Вы довольны своей карьерой?
– Всегда ставил цель доиграть до 40. Травма помешала. Но жаловаться грех.
– В России вас полюбили, вспоминают с большой теплотой. Как думаете, почему?
– Наверное, я симпатичный! (Улыбается). Плюс я, может, и не выдающийся футболист, но все умею по чуть-чуть. Я разный. Кстати, где я могу прочитать потом интервью?
– В "Спорт-Экспрессе".
– Ой…
– А что такое?
– Ребята, плохи дела. У меня был конфликт с человеком из вашего издания, когда играл в "Москве"… Так что публиковать ничего из нашей беседы не стоит. (Говорил это Бракамонте с таким серьезным видом, что мы успели по-настоящему занервничать). Ха-ха, поверили?
– Немного. Напоследок, что пожелаете Слуцкому перед Euro?
– Ничего желать не буду. Не люблю громких слов. Я в этом плане не дипломат. Пусть Леонид просто продолжает свой путь. Он с самого начала делает все правильно. Учится, заботится об игроках.
– Следующий этап после сборной – клуб уровня "Челси"?
– Уверен, он готов! Вот окажется он, например, в Испании и сразу же начнет впитывать менталитет, язык, кухню. Будет понимать каждого игрока. Он ведь... как это. Если не темный?
– Светлый.
– Да, светлый человек!
– На чемпионате Европы будете болеть за Россию?
– А есть варианты? Слушайте, я жил в России девять лет, влюбился в нее. Иначе уехал бы спустя пару сезонов. Москва с каждым годом все красивее. Устроил вчера своей команде экскурсию и сам был поражен. В метро спустился. Скучал... Моя старшая дочка вообще почти русская. Приехала в Россию в три месяца, а уехала в 10 лет. Ходила здесь в школу до четвертого класса. Говорит по-русски куда лучше, чем я. И постоянно смеется над моим произношением. Терять такой язык ни в коем случае нельзя. И связь с Россией тоже.
Эктор Бракамонте исполняет песню Верки Сердючки 😂 pic.twitter.com/fijh0wc17o
– Сергей Астахов (@SAstahov) 3 июня 2016 г."СЭ" благодарит Международный футбольно-музыкальный фестиваль "Арт-футбол" за помощь в организации интервью