Переезд в Чеченскую Республику Руда Гуллита, который в свое время тренировал клубы английской премьер-лиги, заставил "СЭ-Воскресенье" вспомнить о феномене тренеров-дауншифтеров - специалистов, которые с готовностью и как будто бы даже с радостью идут на резкое понижение в профессиональном статусе.
В "Тереке" на нас за такой подход, конечно же, обидятся. Это как это - понижение! В Грозном, между прочим, строят клуб мирового уровня, который метит в еврокубки и собирается усиливаться звездами первой величины! Кто знает, может, осенью 2012-го "Терек", ведомый ван Перси и Роббеном, взаправду дебютирует в Лиге чемпионов, но пока, увы, российская команда выглядит низшим пунктом в тренерской карьере Гуллита, и без того не изобиловавшей взлетами.
Но все равно "Челси" и "Ньюкасл" на рубеже веков числились на Туманном Альбионе крепкими середняками, причем с огромными амбициями. Кроме того, Англия есть Англия. В "Фейеноорде" в середине 2000-х еще не грянул финансовый кризис, и клуб входил в когорту "оранжевых" грандов (плюс это родная страна и родная команда самого Гуллита). Да и "Лос-Анджелес" - в МЛС команда с репутацией, и там у тренера в распоряжении имелись Донован, Бекхэм и, до кучи, Абель Шавьер. "Терек" же помимо подзабытой победы в Кубке России-2004 не может похвастаться достижениями ни на внутренней, ни тем более на международной аренах. Ни одного по-настоящему звездного игрока в Грозном тоже нет. Бракамонте, уж простите, не в счет.
Если же кто-то в руководстве "Терека", не дай бог, не знаком с новомодным термином "дауншифтер" (хотя мы в это не верим – управляют клубом, убежден, люди грамотные и начитанные), то и вовсе может усмотреть в нем оскорбление, и дело грозит обернуться форменным скандалом. Посему – объясняем.
Само по себе это хитрое понятие означает осознанный отказ от финансовых и карьерных благ (как правило, уже достигнутых) в пользу себя любимого. Бросаешь работу ко всем чертям – и получаешь уйму свободного времени для духовного самосовершенствования и занятия любимыми делами. Ученые, изучающие это явление, в исконные дауншифтеры записывают чуть ли не Будду с Львом Толстым, а в России наиболее ярким примером считается один из первых советских миллиардеров Герман Стерлигов, который в какой-то момент оставил сверхдоходный бизнес и дачу на Рублевке и махнул в глухомань, где теперь разводит овец, а его супруга с пятью детьми полет грядки с редиской и репкой.
Раз уж на то пошло, Гуллит – не чистой воды дауншифтер. Он, как и многие другие футбольные специалисты со схожей судьбой, от благ, в первую очередь денежных, ни в коем случае не отказывался. Более того, за этими самыми благами они, собственно, и едут в неизведанные и загадочные дали. Однако отказ от статуса и фактически от серьезных перспектив в профессии действительно имеет место быть: футбольный мир безжалостен, и тренер, раз связавшийся с клубом, допустим, из Казахстана, вряд ли спустя пару лет будет востребован в "Челси" или, скажем, в "Астон Вилле". Ибо – клеймо. Зато в плане личной свободы дышать и правда становится легче: ясно же, что работа в топ-клубе требует куда большей самоотдачи и сжигает больше нервных клеток, чем в команде третьего футбольного мира. Несостоявшийся тренер "Терека" Виктор Муньос в одном из интервью выразился яснее некуда: "Я всегда любил приключения!" Вот-вот: в первую очередь - именно приключение, а потом уже – работа.
Наиболее показательный пример полу-дауншифтера – Луис Фелипе Сколари. Много лет возглавляя сборные Бразилии и Португалии, чемпион мира-2002 и серебряный призер Euro-2004 неудачно отработал полсезона в "Челси" английском и… польстился на предложение азиатского "Бунедкора". Ясное дело, что в Узбекистан его могли заманить только очень, очень солидной суммой, но все-таки контраст получился резкий. По информации, поступавшей от бывших соседей по СССР, работал в "Бунедкоре" Сколари вроде и на совесть, но и не перетруждался, а когда не решил поставленную задачу – не выиграл азиатскую Лигу чемпионов - с чистым сердцем и полным кошельком уехал в Бразилию.
Если Сколари лихо рухнул на дно топором, то другой латиноамериканец Эктор Купер катился вниз медленно и грустно. Причем, как водится, перед этим забрался на самую вершину – после двух финалов Лиги чемпионов с "Валенсией" решился на переход в "Интер", где опростоволосился. И началось… По старой памяти его приютили в Испании и Италии: то безденежная "Майорка", то "Бетис", то "Парма", но с каждым разом держался Купер на своем посту все меньше и меньше времени. Показав "выдающийся" результат на уровне сборных – ни одной победы во главе Грузии, аргентинец, наконец, обрел покой в "Арисе" и продержался там по греческим меркам фантастический срок – год и три месяца. По проторенной Купером наклонной дорожке теперь идет Хуанде Рамос – после яркой "Севильи", амбициозного ЦСКА и короткого пребывания в "Реале" испанец обнаружился в "Днепре", в чемпионате Украины, где есть две команды - и все остальные. Увы, "Днепр" в число двух не входит.
А из россиян почему-то приходит на ум Андрей Чернышов. Мечта любого бывшего спартаковца – тренировать собственно "Спартак" - обернулась пятном на репутации большего размера, чем сама репутация, и замысловатой (но упорно ведущей в бездну) дорогой: "Динамо" (Тбилиси) – "Витебск" - "Динамо" (Брянск) – "Стандарт" (Баку). Нынешнее место трудоустройства Чернышова рекомендуется читать по буквам, иначе не произнесете. "АКЖАЙЫК". Это, говорят, в Казахстане. Но мы точно не уверены…
Сколари, Купер, Рамос, Гуллит, даже, прости господи, Чернышов, - все они дауншифтеры не по своей воле. Позови любого из них "Барселона" или "Милан" - согласились бы с радостью! Да только не зовут. И тут возникает выбор: оставаться безработным, но с гордо поднятой головой (так вел себя, к примеру, уволенный из "Интера" Роберто Манчини – правда, при этом черно-синие исправно платили ему многомиллионную компенсацию) или браться за что попало, фактически расписываясь в том, что карьера на топовом уровне подошла к концу. Зато появляется время расслабиться и излечиться от стрессов. Жизнь – она ведь не только из тренерской работы состоит. Можно картины рисовать. Лепить. Плотничать.
А еще - чаще ходить на рыбалку или возделывать поля на тракторе – как поступают сейчас два великих тренера, россиянин Олег Романцев и итальянец Невио Скала. От дел они отошли как раз по собственной воле. Тому же Романцеву предложения поступают как минимум ежегодно, но желанием возвращаться он не горит, ограничиваясь хобби – легким кураторством родного "Спартака". Последним, кстати, к мэтру обращался "Терек". Но Романцев - не Гуллит. Он-то понимает истинный смысл дауншифтинга.
Это отказ от навязанных обществом материальных целей и идеалов. И возвращение к себе истинному, к своим желаниям и мечтам.
Дмитрий СИМОНОВ