Валерий Газзаев: "И России, и Украине выгодна ОФЛ"

Telegram Дзен

Четырехкратный чемпион и обладатель Кубка России, глава оргкомитета Объединенной лиги в интервью "СЭ" поделился впечатлениями от старта заключительной части чемпионата, прокомментировал информацию о своем возможном назначении на пост главного тренера "Зенита" и рассказал о перспективах ОФЛ

Доклад директора Объединенной футбольной лиги на заседании Совета Федерации РФ в конце февраля был выслушан с большим интересом. "СЭ" тоже решил вернуться к злободневной сейчас футбольной теме, тем более – в свете последних событий на Украине. Но в прошедший уик-энд возобновился чемпионат России, и разговор с Газзаевым мы решили начать с этой темы.

ЦСКА УКОМПЛЕКТОВАН НЕ ХУЖЕ "ДИНАМО"

– Первый после зимнего перерыва тур принес ряд неожиданных результатов. В то же время состав пятерки лидеров остался прежним. Все ли в ней по-прежнему сохраняют шансы на золото?

– Я уже не раз говорил, что нынешние составы позволяют и "Зениту", и "Локомотиву", и "Спартаку", и "Динамо", и ЦСКА бороться за высший титул. Все команды первой пятерки укомплектованы очень солидно, трудно отдать кому-то предпочтение. На мой взгляд, главным фактором успеха того или иного клуба станет тренерское искусство, умение настроить команду на каждый матч и управлять ею на финише чемпионата.

– То, что "Локомотив" стал единоличным лидером, – случайность или закономерность?

– Он и осенью выделялся стабильностью, организованностью. Может быть, железнодорожники не показывают яркой игры, но отличаются сплоченностью, нацеленностью на результат. Каждый игрок отрабатывает на поле за двоих. Они не подвержены провалам и лидируют вполне заслуженно.

– Но в лидеры "Локо" вывела неожиданная ничья "Зенита" в домашнем матче с "Томью"…

– С одной стороны, это, конечно, сенсация. Но, с другой, "Зенит" не слишком убедительно выглядел на предсезонных сборах, а потом провалился и в Лиге чемпионов, по всем статьям уступив "Боруссии". Ничья с "Томью" еще сильнее обозначила проблемы петербуржцев, которым не хватает единства. "Зенит" подтверждает сейчас известную истину: хороший набор игроков – еще не команда.

– Как относитесь к увольнению Лучано Спаллетти?

– Так всегда было и будет: если нет результата – виноват тренер. Наверное, это правильно.

– Уже ходят слухи, что вы – один из главных кандидатов на пост нового наставника "Зенита". Что на это скажете?

– Слухи не комментирую.

– Есть ли у вас объяснение еще одной сенсации – поражению "Спартака" в Грозном?

– Те, кто видел матч, могли убедиться, что "Терек" победил по делу. Его игроки были сверхпринципиальны в единоборствах. Они самоотверженно бились за каждый мяч, ложились под удары и не дали "Спартаку" сыграть в тот футбол, на который он рассчитывал. Так что и здесь все логично.

– После поражения ЦСКА от "Динамо" некоторые горячие головы объявили его виновником президента армейского клуба Евгения Гинера, который в зимнее трансферное окно никого не купил для усиления команды.

– Категорически не согласен! ЦСКА убедительно выиграл первый тайм – 2:0. Получается, до перерыва игроков ему хватало, а после матча уже стало не хватать, так, что ли? Если бы армейцы довели встречу до победы, никто и не вспомнил бы, купил клуб кого-то зимой или нет. Считаю, что ЦСКА укомплектован на уровне остальных лидеров. В частности, не хуже того же "Динамо". А что произошло с командой во втором тайме – это предмет для тщательного анализа, который наверняка уже сделан.

ОФЛ – НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

– Давайте перейдем к теме Объединенной футбольной лиги. Как был воспринят ваш доклад на заседании Совета Федерации?

– О внимании Совета Федерации к футболу говорит уже тот факт, что мне для выступления предоставили 14 минут. По меркам этой организации – время немалое. Присутствовавшие в зале выслушали доклад с большим интересом и поддержали идею создания ОФЛ.

– Но идея ОФЛ подразумевает участие в ней сильнейших клубов России и Украины, а в последней сейчас происходят известные политические события. Вы по-прежнему верите в возможность проведения объединенного чемпионата?

– Как и большинство россиян, я, конечно же, с волнением и тревогой слежу за развитием событий в братской республике. Но при этом не расстаюсь с надеждой, что жизнь на Украине в обозримом будущем вернется в нормальное русло. По-другому просто не может быть. Одновременно хочу напомнить то, что не раз подчеркивал прежде: Объединенный чемпионат – проект не политический, а исключительно спортивно-коммерческий. И выгодный во всех отношениях для клубов как России, так и Украины. Именно в этом ракурсе его и следует рассматривать.

– Вы в своих интервью не раз давали оценку нынешнему состоянию клубного футбола обеих стран. Стоит ли вновь обращаться к причинам, вызвавшим к жизни проект межнационального первенства?

– Думаю, стоит. Тем более что аналитический отдел ОФЛ постоянно находит все новые весомые аргументы в пользу Объединенной футбольной лиги.

Сейчас большинство российских профессиональных клубов существуют на средства государственных компаний или финансируются из региональных бюджетов. В премьер-лиге 56 процентов клубов финансируются государством, еще 19 – госкомпаниями. В ФНЛ все команды без исключения содержатся за счет региональных бюджетов. Общий объем инвестиций в клубный российский футбол составляет около миллиарда долларов ежегодно.

Пристальный интерес региональных властей к футболу обусловлен его социальной значимостью. Этот вид спорта объединяет людей разного статуса и достатка, постоянно находится в центре внимания СМИ. Клубы двух высших дивизионов представляют 27 регионов России с общей численностью населения более 72 миллионов человек! Но даже присутствие частного капитала в бюджете ряда ведущих клубов не гарантирует им ни самоокупаемости, ни решения проблем их развития.

В украинском футболе в отличие от нашего госфинансирование отсутствует. Но проблемы у тамошних команд – те же, что и у российских.

Согласно отчету УЕФА клубы обеих стран убыточны и не отвечают принципам финансового fair play – то есть их расходы не соответствуют доходам. Российские клубы за счет реализации телевизионных прав обеспечивают 12 процентов бюджета, от дохода за игровые дни – продажи билетов, атрибутики, других коммерческих источников – еще 4 процента. А оставшиеся 84 процента – это все поступления от спонсоров, государственных или частных. Но с точки зрения финансового fair play УЕФА такие доходы не считаются рыночными, коммерческими.

– В западной Европе дела обстоят иначе?

– Там совершенно другие цифры. Доходы от осуществления медиаправ гораздо выше российских. В Италии они составляют 59 процентов, в Англии – 50, в Испании – 45. Похожая ситуация и с выручкой за игровые дни. Клубам Испании и Германии она приносит по 24 процента бюджета, клубам Англии – 23.

ЗОЛОТО СОЧИ РОССИИ ПРИНЕСЛИ И КОРЕЙЦЫ, И АМЕРИКАНЦЫ, И УКРАИНЦЫ

– То есть вы еще раз подтверждаете свой тезис о наличии системных проблем в российском футболе?

– Они очевидны. Снижается привлекательность премьер-лиги для зрителей, спонсоров и ТВ. Телеаудитория центральных матчей сократилась с девяти миллионов зрителей до трех. А тут еще угроза исключения российских клубов из Лиги чемпионов и Лиги Европы – из-за несоответствия принципам финансового fair play, которые вводятся с осени 2014 года.

Наши спортивные результаты на международной арене крайне низки. Клубы России никогда не побеждали в Лиге чемпионов, хотя за период с 1992 года по 2013-й это удавалось командам из семи разных стран. За 20 лет Россия всего дважды выигрывала Кубок УЕФА, что абсолютно не соответствует масштабу расходов наших клубов. В корне этих системных проблем лежит устаревшая, неэффективная модель структуры футбольного хозяйства.

– И за счет чего вы намерены ее менять?

– За счет международной интеграции. Это очевидная мировая тенденция, от которой выигрывают все участники процесса – и в политике, и в экономике, и в спорте. Так, на недавно завершившейся зимней Олимпиаде в Сочи из 13 завоеванных Россией золотых медалей семь помогли выиграть натурализованные спортсмены – корейского, американского и украинского происхождения. Дальше их успехи позволят привлечь тысячи российских подростков в спортивные секции по соответствующим видам спорта и сформировать победные традиции.

Уже нет чемпионата России по хоккею, а есть КХЛ – сильнейшая в Европе лига, конкурирующая с североамериканской НХЛ. Чемпионат России по баскетболу проводится в рамках Единой лиги ВТБ, которая по уровню приближается к Евролиге. Россия, стирая границы национальных чемпионатов, становится центром крупнейших лиг Европы. Улучшаются наши спортивные результаты, растет популярность, зрелищность и интерес спонсоров, появилась финансовая стабильность клубов.

Что же мешает применить накопленный опыт в футболе, объединив чемпионаты нескольких стран? Тем более что в зарубежном футболе примеров подобного объединения более чем достаточно: США и Канада создали единую MLS, Голландия и Бельгия объединили свои женские футбольные лиги, клубы из Уэльса "Кардифф Сити" и "Суонси" успешно выступают в английской премьер-лиге.

– Какие именно факторы будут способствовать успеху Объединенного чемпионата?

– Основным источником окупаемости клубов во всем мире является выгодный контракт с телевидением. Но для его заключения требуется серьезный масштаб и международный характер соревнований. Плюс повышенный интерес болельщиков, телезрителей. Футбольные лиги Англии, Италии, Германии ежегодно получают от контрактов с ТВ в 25-30 раз больше, чем наша премьер-лига. По этому показателю российский футбол находится в Европе где-то на 15 – 17-м местах! Как такое возможно, если объем российского рынка рекламы составляет 10 миллиардов долларов, и он является четвертым-пятым на континенте? Рынок платного телевидения у нас в прошлом году вырос на 13 процентов. Зрители в 2013-м потратили на доступ к платным каналам почти полтора миллиарда долларов. О чем это говорит? О том, что у людей есть спрос на качественное предложение.

ТРЕБУЮТСЯ ИННОВАЦИИ

– Причины скромных доходов российской премьер-лиги от контрактов с ТВ очевидны, – продолжает Газзаев. – Ее формат устарел, становится все менее интересен. Разница в классе между сильнейшими и слабейшими убивает интригу. А в еврокубках наши лидеры зачастую не выдерживают конкуренции и проигрывают уже на начальных стадиях.

Еще одна тенденция развития мирового спорта: активное внедрение инноваций – как в технологиях, так и в организации соревнований. Президент УЕФА Мишель Платини принял революционное решение – в 2020 году провести чемпионат Европы одновременно в 13 странах. Тут уместно вспомнить, как более 20 лет назад УЕФА успешно изменил формат Кубка чемпионов, что позволило ведущим клубам Европы зарабатывать около миллиарда евро призовых ежегодно. Если инновации интересны болельщикам, телевидению и спонсорам, они обречены на успех.

– Но многие считают панацеей от всех бед замену в клубах государственного капитала частным. Вы с этим согласны?

– Одним уходом государственных средств мы ничего не изменим. В нынешнюю футбольную систему частный капитал просто не придет. А это значит, что и фундамента для успешного выступления сборной России на домашнем чемпионате мира в 2018 году мы не построим. Чтобы клубы стали самоокупаемыми, а значит, и привлекательными для частных инвесторов, нужно создать современную лигу, отвечающую требованиям развития мирового спорта. Необходимы: международный формат турнира, объединяющего национальные чемпионаты. Это привлечет интерес телевидения, болельщиков, а значит, и спонсоров, даст толчок инновационному подходу к организации чемпионата.

Не буду вдаваться в детали самой идеи Объединенной лиги – об этом уже достаточно сказано. Отмечу лишь, что в ней будут несколько ключевых источников дохода: контракт с телевидением и коммерческие поступления от спонсоров и рекламодателей.

– Откуда у вас такая уверенность?

– Интерес ТВ к показу масштабного международного соревнования – колоссальный. Это подтверждают прошедшие летом 2013 года и в конце января нынешнего объединенные турниры, в которых приняли участие лучшие украинские и российские команды. Матчи зимнего Суперкубка транслировались более чем на 15 стран мира. Уверен, условия телевизионного контракта ОФЛ могут быть сопоставимы с теми, что международные телеканалы – такие как Евроспорт или Скай, – предлагают ведущим чемпионатам. В частности, сумма соответствующего договора в Германии – 628 миллионов евро, в Италии – 820 миллионов, а в Англии – 1,33 миллиарда. Для сравнения, нынешний годовой контракт РФПЛ с телевидением составляет всего 28 миллионов долларов.

Доходы от телевизионных прав и спонсоров позволят Объединенной футбольной лиге финансировать свои клубы через единый фонд призовых, по сути, сформировав единый пул спонсоров. Уйдут в прошлое ситуации, когда клуб зависел от одного спонсора, частного или государственного. Объединенная лига станет партнером крупных российских и зарубежных рекламодателей. В силу международного характера и масштабного освещения она станет интересной тем компаниям, которые раньше направляли свои рекламные бюджеты в западноевропейские клубы. Например, "Аэрофлот", как известно, является сейчас спонсором "Манчестер Юнайтед".

ОФЛ из своего фонда будет ежегодно выделять средства РФС на финансирование национальных сборных, организацию второго дивизиона, любительского и массового футбола. Каждый клуб будет обязан перечислять в свои футбольные академии 10 процентов средств, полученных от ОФЛ. Таким образом, создание Объединенной лиги позволит сформировать четкую систему финансирования футбола в стране на всех уровнях.

ПОРА ОТБРОСИТЬ ШАБЛОНЫ

– До ЧМ-2018 в России осталось чуть больше четырех лет. Согласитесь, это слишком мало, чтобы – даже в рамках ОФЛ – воспитать новое поколение мастеров футбола.

– Да, к 2018-му сделать это мы не успеем. Но можем помочь действующим игрокам прогрессировать в сильной лиге. США, получив право проведения чемпионата мира-1994, за год до его старта согласовали с международными футбольными чиновниками создание единой лиги с клубами США и Канады. И эта лига оказалась успешной. Она обеспечила популяризацию и развитие футбола в обеих странах.

– Тогда задаю вам ваш же вопрос: что мешает объединению национальных чемпионатов России и Украины?

– Прежде всего консерватизм и шаблонность мышления. Используя опыт и примеры прошедшей Олимпиады, нужно уйти от эмоций, от страхов интеграции с зарубежным спортом. И создать Объединенную лигу, конкурентоспособную в Европе. Это поможет нашим клубам успешнее выступать в Лиге чемпионов, а сборной – на чемпионатах Европы и мира. Также ОФЛ создаст условия для самоокупаемости клубов, что в перспективе позволит субъектам естественных монополий сократить затраты на футбол.

– Спортивные преимущества проекта понятны. Но организационно он осуществим?

– Что касается организационной составляющей, то мы досконально изучили международные футбольные регламенты. Привлекли лучших юристов, настоящих спецов своего дела. Некоторые наши оппоненты говорят, что о проекте ОФЛ неодобрительно отзываются руководители УЕФА и ФИФА. И это их единственный аргумент против! По их логике, мы не должны проявлять никаких инициатив. Я такой подход считаю несовременным. Футбол постоянно развивается, требуя новых идей, инноваций. И мы должны шагать в ногу со временем.

Инициатива оргкомитета Объединенной лиги исходит из национальных интересов развития футбола. Мы заботимся о том, чтобы наши клубы стали сильнее, чтобы мы побеждали в Европе, в мире. А задача некоторых чиновников – как раз убеждать руководителей УЕФА в том, что мы ничего не нарушаем и занимаемся исключительно развитием футбола. Уверен, все организационные вопросы создания ОФЛ можно и нужно решить.