В субботу на 56-м году жизни не стало великого полузащитника "Спартака" Федора Черенкова.
В середине июля 2009 года он побывал в гостях у "СЭ"
Федор Федорович попросил встретить его в центре зала станции метро "Белорусская". Приехал на полчаса раньше - как он скажет позже, с запасом, чтобы не опоздать. Незаметно присел на лавочке в стороне от человеческих потоков. Дорога к редакции "СЭ" заняла у нас несколько минут: многие водители, узнавая великого футболиста, обеспечивали ему зеленую улицу. Кое-кто даже сигналил. Черенкова, как мне показалось, такое внимание смущало.
- Не могу нарадоваться на современных водителей, - чуть ли не оправдывался он. - Начали уважать пешеходов, уступают им дорогу. Культурные люди.
На наши возражения - мол, каждый день ходим по этим улицам, но дорогу почему-то никто не уступает - Черенков отреагировал философски: "День на день не приходится".
Скромность Черенкова по-прежнему не знает границ. Местоимение "я" за час нашего разговора он произнес максимум пару раз - в отличие от "он", "они", "вы". "Всему радуйся, за все благодари" - это про Черенкова. Который, к слову, стал первым из гостей моей передачи, кто так и не произнес ни одного критического слова. И первым, кого из редакции "СЭ" долго не хотели выпускать - автографы с памятными подписями просили даже охранники.
"ДЕСЯТКА" ОТ АНОНИМОВ
– Последний раз вы были в редакции "СЭ" два года назад, когда в пронзительном интервью под заголовком "Почему поет кузнец" рассказали о своей жизни. Что за это время изменилось?
– Прежде всего разрешите выразить благодарность вашей газете. После выхода того интервью болельщики, попросившие оставить свои имена в тайне, захотели проявить себя как меценаты и подарили мне автомобиль – "Ладу" десятой модели. Это, пожалуй, единственное материальное изменение в моей жизни. Все остальное – как прежде. По выходным с командой ветеранов "Спартака" путешествую по России, по будням понемногу тружусь при клубе. Плюс каждый день благодарю Бога за все то, что он мне и моим близким дал.
– 25 июля у вас пятидесятилетний юбилей. Готовитесь его отметить?
– Да. Спасибо организаторам матча, который состоится 29 июля на стадионе имени нашего спартаковского кумира Игоря Нетто и который будет посвящен дню рождения Вагиза Хидиятуллина, а также моему юбилею. Мы мечтаем собрать на эту игру всех великих спартаковцев последних десятилетий. Надеюсь, у болельщиков она вызовет интерес.
– Современный футбол с полчищами агентов, со странными матчами и полупустыми трибунами вызывает у вас интерес?
– Да, мне интересно. Российский чемпионат по-прежнему дарит нам увлекательные матчи, футболисты стараются, часто играют хорошо. А вот европейские первенства не вызывают у меня ярких эмоций – там не за кого переживать, все на одно лицо.
Пожалуй, прогресс заметен только в британском чемпионате. Островной футбол в последние годы ничего не потерял в атлетизме, зато много приобрел в технике и тактике. А вот раньше англичане – вспомните "Арсенал" или "Астон Виллу" – были любимыми противниками "Спартака". Порой перед жеребьевками европейских кубков ребята говорили: да, было бы неплохо, если бы нам опять попались наши британские "клиенты". Ведь мы крутили с ними спартаковскую карусель – и англичане просто не понимали, куда бежать. Кстати, хоккеисты рассказывали, что примерно то же самое происходило в 1972 году во время суперсерии СССР – Канада, когда североамериканцы поначалу тоже ничего не понимали.
ФЕДОРОВ, АРШАВИН И ДЗАГОЕВ
– За хоккеем, получается, следите?
– Последние два чемпионата мира вернули меня в ряды хоккейных болельщиков. Особенно квебекский финал, когда мы отыграли у канадцев фору в две шайбы и дожали их в овертайме.
– Соавтора золотого гола Квебека Сергея Федорова называют хоккейным пришествием Черенкова. Согласны с такой оценкой?
– Федоров – мой любимый хоккеист. Который создает игру, ведет за собой. Если болельщики меня с ним сравнивают – это великолепно!
– С вами в последнее время сравнивают и Андрея Аршавина...
– Еще один мой любимый спортсмен. Очень рад, что ему удалось столь быстро стать своим в "Арсенале". А его четыре гола в матче с "Ливерпулем" достойны отдельной книги.
– Тем не менее тревожит то, что тренеры "Арсенала" видят его не в центре поля, а на левом фланге.
– Ничего страшного в этом нет. Возможности Аршавина позволяют ему играть на любом месте – и на фланге, и в центральной зоне. Не случайно, все свои голы "Ливерпулю" он забил именно из левой зоны.
– Если не ошибаюсь, то при Валерии Лобановском свой единственный полноценный матч за сборную СССР вы, центральный полузащитник, провели тоже на левом фланге.
– Да, мы играли с португальцами, победили – 5:0. Еще перед матчем Валерий Васильевич вызвал меня на разговор, спросил, где хочешь играть. Я ответил: там, где нужно команде. А в команде, которая тогда делала ставку на киевских динамовцев, в тот момент была свободна только левая зона. И я догадывался, что именно туда тренер меня и направит.
– Не осталось обиды на Лобановского, который не видел вас в сборной и, по сути, не дал вам реализоваться на мировом уровне?
– Боже упаси – какие обиды... Валерий Васильевич делал свое дело, мы, его игроки, – свое. Каждый – в меру сил.
– В современном российском футболе есть еще один тренер, который чистого центрального полузащитника ставит на левый фланг. Это – про Зико и его подопечного из ЦСКА Дзагоева...
– Дзагоев – звездочка российского футбола, наша надежда. Недавно понаблюдал, как он возится с мальчишками, как он открыт, эмоционален. И меня беспокоит, что в последнее время в ЦСКА на его позиции тренер Зико видит Карвалью, который не сильнее Дзагоева. А вообще это интересная закономерность – Зико, а также Венгер из "Арсенала" ставят российских диспетчеров Дзагоева и Аршавина именно на левый фланг. Хотя, наверное, это дело случая.
СТАРУХИНА НЕТ. КУБОК УЕФА ЕСТЬ
– Нравится ли вам нынешний "Спартак"?
– Мне, спартаковцу, родной клуб по определению не может не нравиться. В последнее же время он радует меня все чаще и чаще. Очень хорошо, что прошло время, когда мы иногда играли от обороны, теперь нацелены исключительно на атаку. Всем известно: красно-белый болельщик в футболе признает только одно – нападение.
– Не огорчает, что современной версией Черенкова и Ярцева являются не воспитанники "Спартака", а бразильцы – Алекс и Веллитон?
– Это веление времени. Тот же "Шахтер" сегодня почти полностью состоит из иностранцев, Виталия Старухина или Виктора Грачева там давно нет. Но ничего – донецкий болельщик верит в команду, за нее переживает, посещает все матчи. А она в ответ привозит Кубок УЕФА.
– Согласны с той точкой зрения, что если бы рядом с Веллитоном играл Черенков, бразилец забивал бы по тридцать голов за сезон?
– Веллитон быстро бежит, отлично понимает футбол, силен в тактике. Словом, форвард от Бога! Очень хорош и Алекс, настоящий десятый номер. Но я, если бы вернулся в большой футбол, все равно предпочел бы играть рядом с Юрием Гавриловым и Георгием Ярцевым. Для меня они самые лучшие. Идеальные партнеры!
Прощай, Король! // Прощание с Черенковым пройдет во вторник //
Олег Романцев: "Черенков все сказал в этой жизни своей игрой..." //
Как играл Федор Черенков // Пять лучших матчей Федора Черенкова. Версия "СЭ" //
Федор Черенков. Московский виртуоз (Материал "СЭ" - к 55-летию легенды) //
ФОТО: Воспоминания о Федоре Черенкове