"Спартак", есть связь!

Telegram Дзен

С развитием технологий энергию стадиона становится все труднее сдерживать в границах трибун. Мобильные сети сначала сделали обычным делом шквал SMS от зрителей очередного напряженного футбольного матча, затем в ход пошли смартфоны и создаваемые с их помощью "горячие" фото- и видеоотчеты в социальных сетях. Как следствие, неработающая на трибунах связь стала расстраивать болельщика ничуть не меньше, чем незабитый своей командой пенальти. О нюансах обеспечения качественной мобильной связью российских стадионов рассказывает вице-президент МТС по технике и информационным технологиям Андрей Ушацкий.

– Самой новой большой футбольной ареной является открытый летом 2014 года спартаковский стадион в Москве. В октябре прошлого года генеральный директор "Открытие-Арены" Андрей Федун говорил, что операторы никак не могут договориться между собой по организации связи на стадионе. О чем речь и найдено ли решение?

– Спартаковский стадион – одна из арен чемпионата мира по футболу 2018 года. Все операторы понимают важную роль качественной связи во время крупных спортивных соревнований, а потому мы не могли не договориться. Техническое решение найдено. Сейчас оно проходит через последние согласования, в которых участвуют и операторы, и "Спартак". Частично найденные решения уже реализованы для посетителей VIP-ложи. В 2014 году были начаты работы по остальной части стадиона, которые планируется завершить к старту нового сезона.

– В чем специфика выбранного решения?

– Стадион – место, где собирается большое количество людей. Обычные подходы здесь не работают. На спортивных объектах МТС использует особые базовые станции с расширенной секторизацией, то есть увеличенным числом антенн для приема и передачи сигнала. Эти антенны настраиваются так, чтобы они обслуживали разные участки трибун. Тем самым мы увеличиваем пропускную способность базовой станции и количество абонентов, которое она может одновременно обслуживать. Так, для "Спартака" в 2015 году мы планируем устанавливать базовые станции из 30 секторов с перспективой наращивания до 60 к чемпионату мира 2018 года. Для сравнения: обычная городская базовая станция – это только три сектора.

– Как рассчитывается максимальная нагрузка на сеть в пределах стадиона? С каким запасом она делается?

– Исходя из того, что, как правило, во время массовых спортивных мероприятий подходы к стадиону перекрываются, мы опираемся на общую вместимость трибун. Это и есть ориентир для целевой пиковой нагрузки на сеть.

– Проводятся ли какие-то специальные мероприятия по расширению емкости сети перед матчами, на которых ожидается ажиотаж?

– Чаще это происходит при подготовке к крупным соревнованиям, тогда можно заранее спланировать и провести работы по оптимизации на самом стадионе. Кроме того, у операторов есть возможность улучшить связь за счет передвижных базовых станций, которые берут на себя часть нагрузки. На их разворачивание может уйти от нескольких дней до двух недель, в зависимости от условий по доступности магистральных каналов связи и процесса получения необходимых разрешений.

– Можно ли сразу сделать такую сеть, чтобы на условном матче в Лужниках с 90 тысячами зрителей не было перегрузок вообще?

– Идеальная сеть – это своего рода утопия. Вместимость стадиона, конечно, величина фиксированная, но люди-то меняются. Ежегодно объем трафика в мобильных сетях растет на десятки процентов. А потому сеть мало построить, ее нужно постоянно поддерживать в таком состоянии, чтобы она отвечала потребностям абонентов, в нашем с вами случае – зрителей. Учитывая, что развитие сетей – это постоянный процесс, целесообразно в первую очередь, проводить модернизацию там, где это максимально востребовано, – на городских магистралях, в спальных районах, местах сосредоточения деловой активности. В случае со стадионом – неэффективно вкладывать средства в оборудование, которое будет использоваться в лучшем случае несколько раз в год. Для спортивных объектов целесообразна подготовка базовой сети к конкретному мероприятию, но тут, к сожалению, не все владельцы стадионов готовы пускать операторов.

– Если смотреть на нынешнюю ситуацию с нагрузкой на сеть, то какие инвестиции нужны для обеспечения связью те же Лужники к старту чемпионата мира?

– Речь может идти о сотнях миллионов рублей для такого спортивного сооружения, как Лужники. И это только со стороны одного оператора.

– Эти цифры как-то соотносятся с тем, что операторы делали в преддверии Олимпиады в Сочи?

– С сочинской Олимпиадой был связан гораздо более масштабный комплексный проект по развитию сети не только в Сочи, но и во всем Краснодарском крае. Инвестиции оператора в Олимпиаду – это не столько работа по спортивным сооружениям, сколько кропотливая работа во всем регионе. Только в 2011-2013 годах инвестиции МТС в сетевую инфраструктуру Краснодарского края превысили 10 миллиардов рублей. В частности, мы модернизировали все базовые станции в Сочи для того, чтобы повысить максимальную скорость доступа к мобильному интернету до 42 Мбит/с. Конечно, МТС обеспечила качественное покрытие и на территории обоих олимпийских кластеров. Была увеличена емкость сети: для примера, в районе Красной Поляны она выросла втрое.

Работа шла вплоть до начала Игр, необходимые корректировки вносились и во время их проведения. Наши усилия не были напрасными: за 17 дней соревнований абоненты МТС, находившиеся на территории обоих олимпийских кластеров, сообща наговорили более 500 лет и отправили больше 68 миллионов SMS. Вот вам еще одно подтверждение того, что спорт – это не только соревнования, но и общение. И чем дальше, тем больше.

Все, что мы сделали в Краснодарском крае, пригодилось и во время этапа "Формулы 1", но главное, что обновленной сетью МТС и после всех спортивных событий продолжают пользоваться жители этого региона.

– Возвращаясь к Москве… Какие-то еще работы по оптимизации связи в районе столичных стадионов у вас сейчас проводятся? Может быть, они есть в планах?

– Как я уже говорил, мы постоянно поддерживаем сеть в надлежащем состоянии. В частности, быстро растущая потребность жителей Москвы в мобильном интернете побудила нас запланировать на ближайшее время модернизацию всей столичной сети. Этот процесс обязательно затронет стадионы и их окрестности. Мы увеличим емкость сети и количество секторов на многих базовых станциях, активно будем использовать для самой современной на сегодня технологии мобильной передачи данных LTE весь имеющийся в нашем распоряжении радиочастотный спектр.

– А есть ли уже сейчас на каких-то стадионах доступ к LTE-сети МТС?

– Для стадионов "Спартака" и "Локомотива" это в планах на текущий год. Стадион в Лужниках – в планах на 2016 год. В Лужниках идет реконструкция, а потому инфраструктура мобильной связи там сейчас временно демонтирована. Много матчей проводится на стадионе в Химках, но собственник стадиона пока отказывает нам в разрешении провести работы по улучшению связи.

– Генеральный директор ПФК ЦСКА недавно рассказывал "СЭ" о том, что армейский стадион будет готов принимать футбольные матчи уже осенью 2015 года. Будет ли это событие как-то отражено в планах МТС на 2015 год?

– МТС постоянно отслеживает появление новых крупных объектов в столице. Стадион ЦСКА еще строится, и в наших проектах на 2015 год не значится. Однако с его появлением мы можем внести в планы коррективы.

– Можете ли вы рассказать о том, какие еще крупные, запоминающиеся проекты в столице и за ее пределами реализовывала компания МТС в связи с крупными соревнованиями?

– В столице, наверное, особняком стоит финал Лиги чемпионов в 2008 году. Готовясь к этому событию, МТС осуществила на стадионе в Лужниках уникальный на тот момент для Восточной Европы и СНГ проект в области мобильной связи. Сеть успешно справилась с почти 300 тысячами голосовыми вызовами за матч, передала около 240 тысяч SMS. Мы готовились к тому, что будет огромный всплеск абонентов, находящихся в России в международном роуминге, и рост их количества действительно был большим, двукратным по сравнению с обычным. Конечно, сравнивая этот проект с сегодняшними реалиями, можно сказать, что нам потребовалось всего 12 базовых станций в стандарте GSM, включая 8 на самой арене. Но тогда это был своего рода вызов, с которым было интересно справиться.

Недавно, в 2013 году, прошла Универсиада в Казани. К ее началу мы обеспечили равномерное устойчивое покрытие на крупнейших спортивных сооружениях города, включая сорокапятитысячную "Казань-Арену". Зрители и спортсмены получили доступ к сетям GSM и 3G, которые достойно выдержали повышенные нагрузки во время соревнований.

В последние годы в регионах велись пусть и менее масштабные, но от этого не менее важные для местных жителей проекты. Так, в Омске и Новосибирске огромное количество людей ходит на хоккей, переживает за свои команды, участвующие в розыгрыше Континентальной хоккейной лиги. В этих городах мы провели оптимизацию собственной сети на ледовых площадках. В некоторых случаях хороших результатов удаётся достичь, не проводя серьезных работ внутри стадионов, за счет базовых станций, расположенных в их окрестностях. Сравнительно недавно мы смогли обеспечить доступом к сети 4G большую ледовую арену в Челябинске, три стадиона в Перми, спортивный центр "Жемчужина Югры" в Нефтеюганске, стадион "Петровский" в Санкт-Петербурге.

Количество крупных спортивных объектов, где работает сеть 3G, я уже даже не берусь сосчитать, это уже чуть ли не само собой разумеющееся. С сетью LTE статистику собрать проще, так как сеть на базе этой технологии сравнительно молода. Всего на конец 2014 года она была доступна для посетителей спортивных сооружений в более чем 25 городах разных российских регионов. И, возможно, тогда, когда ваши читатели прочитают об этом, городов станет еще больше, ведь работы по развитию сети ведутся непрерывно и во множестве мест одновременно.

Александр ОСИНЕВ

На правах рекламы