Российский футбол потерял представителя знаменитой футбольной династии Шустиковых. Отец Сергея Викторовича, 76-летний Виктор Михайлович, – легендарный защитник "Торпедо" конца 50-х – начала 70-х; его сын, 26-летний Сергей, играет за черно-белых в ПФЛ сейчас.
Причиной смерти тренера стал сердечный приступ. Он умер в Москве в своей квартире. По словам вдовы Натальи, "скорая" не приезжала по вызову около полутора часов, а когда приехала, спасти Шустикова не удалось.
9 января в столице состоялись панихида и похороны. Проститься с Шустиковым в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове собрались сотни людей – не только его родные, близкие, коллеги по футбольному сообществу, но и самые обычные болельщики, которые любили Шустикова-игрока и Шустикова-тренера. Среди тех, кто пришел, были футболисты Кирилл Набабкин и Олег Иванов, тренеры Леонид Слуцкий, Игорь Чугайнов, Борис Игнатьев, Дмитрий Ульянов, функционеры Николай Толстых, Александр Тукманов, Юрий Белоус, Владимир Овчинников…
Символично, что прощание проходило на Восточной улице – храм расположен совсем рядом со стадионом имени Стрельцова, где Шустиков как игрок пережил лучшие моменты карьеры. Похоронили его на Востряковском кладбище. Помимо сына у Шустикова осталось две дочери.
Сергей Шустиков начал карьеру в "Торпедо" (его первым тренером был Эдуард Стрельцов) и впоследствии, как и отец, стал капитаном черно-белых. Полузащитник выигрывал бронзу чемпионата СССР-1991 и Кубок России-1993. В дальнейшем он выступал за "Расинг" из Сантандера (1996), ЦСКА (1997-98), "Осасуну" (2000-2001), а завершал карьеру в ФК "Москва" (2001-2005). У него на счету по 2 матча за олимпийскую сборную СССР и сборную СНГ. Всего Шустиков провел за разные команды свыше 300 матчей.
В "Москве" он делал первые тренерские шаги. В штабе Слуцкого Шустиков трудился и в самарских "Крыльях" (2008-2009), и в ЦСКА (2009-2013). Вместе с армейцами он завоевал Кубок России в 2011 и 2013 годах, золото чемпионата-2012/13, выходил в плей-офф Лиги чемпионов.
Через некоторое время после ухода из ЦСКА Шустиков стал работать самостоятельно – в клубе ПФЛ, московском "Солярисе". На зимний перерыв команда Шустикова ушла второй. Тренер планировал начать подготовку к весенней части сезона 18 января…
"СЭ" выражает глубокие соболезнования родным и близким Сергея Шустикова.
ПЕРВЫЙ СРЕДИ ВТОРЫХ
Дмитрий СИМОНОВ
Никогда еще я не встречал человека, который бы лучше Шустикова понимал и чувствовал футбол. Таланты у него и правда были от Бога – что игроцкий, что тренерский. Тем трагичнее и тем страшнее, что ни один из них (а талант – возможно, самое главное, что в жизни даровано каждому из нас) так и не реализован до конца.
Мы познакомились, когда Шустиков уже помогал Слуцкому в ЦСКА. Сергей Викторович всегда выходил на матчи в бутсах, словно готовился в любой момент выбежать на поле, и почти никогда не сидел на лавке. А вставал рядом с ней, у самого края, опирался на стойку плечом и внимательно глядел на поле. Потом подходил и что-то подсказывал Леониду Викторовичу. Конечно же, несмотря ни на что, он был и останется самым лучшим напарником Слуцкого.
Ведь он не просто смотрел футбол – он его видел.
Да, Шустиков оставался вторым. И рискну предположить – будучи сильным, амбициозным мужчиной, вряд ли мог окончательно сжиться с такой ролью. Хотя в том и состояла изысканность, уникальность его таланта. Его предназначение. Он был первым среди вторых. Идеальным ассистентом. Автором не тренерских голов, а тренерских голевых передач.
Я благодарен Шустикову за то, что на заре моей работы в "Спорт-Экспресс" именно он стал соавтором одного из самых неожиданных для меня самого текстов. Буквально за день до еврокубковой встречи с "Порту" (с Халком, Фалькао, Виллаш-Боашем) тренер согласился по персоналиям, в деталях разобрать игру будущих соперников. Почти все его тактические подсказки из заметки "Убить драконов" были исполнены, задумки сработали. ЦСКА уступил, но пропустил лишь после дальнего удара и грубых индивидуальных ошибок и стал единственным клубом в той Лиге Европы, не давшим забить неудержимому Фалькао.
ЦСКА становился чемпионом России и с Шустиковым, и без. Это факт. Но после его ухода из клуба так больше ничего и не сумел добиться в Европе. Тоже – факт.
Разрыв двух Викторовичей, двух прежде неразлучных друзей, стал большой бедой для всех. Хотя… Что такое настоящая беда, мы узнали только в ночь с шестого на седьмое.
…Примерно месяц назад мне сказали: а Шустиков-то снова в полном порядке после всего того, что случилось на излете 2013-го и в начале 2014-го. Он весь в работе, ему интересно, у него все получается в "Солярисе". Я еще тогда подумал: человек, имевший все и по собственной вине вмиг все потерявший, начинает новый путь наверх.
Да только жизнь не сказка, и в ней не бывает счастливых концов. Шустиков так и не смог победить своих драконов.
Но поскольку он ушел от нас в Рождество, лично я просто буду, словно наивный ребенок, верить в чудеса, верить в лучшее. И мечтать.
Шустиков мог, заслуживал, должен был оказаться на Еurо – и он там окажется, незаметный, незримый. Таков единственный возможный путь. В бутсах встанет возле скамейки. Посмотрит на поле. Прочитает, словно раскрытую книгу, игру.
И в самый нужный момент подойдет и тихонько подскажет Слуцкому на ухо: "Викторыч, а Бэйла надо держать вот так…"