Роман Павлюченко: "Такой теплоты в сборной не было никогда"

Telegram Дзен

   Один из героев Euro приехал нынче в сборную с травмой. Да и дела в "Спартаке", где он стал капитаном, не очень ладятся. Но обычного оптимизма Павлюченко не теряет, похоже, даже в самых суровых жизненных ситуациях. С форвардом корреспондент "СЭ" беседовал вчера днем в отеле Grand Marriott.

Борис ЛЕВИН

из Москвы

ПЕРЕМЕНЫ В КЛУБЕ ЗРЕЛИ. НО ОКАЗАЛИСЬ НЕОЖИДАННЫМИ

   - Развейте для начала сомнения, что мы увидим вас на поле в игре с Голландией.

   - Пока не могу. Все решится после сегодняшней тренировки.

   - Что случилось в эпизоде, когда вы получили травму?

   - Кто-то из киевлян попал мне коленом в бедро. Образовалась основательная гематома, нога несколько дней болела, причем достаточно сильно. Сейчас уже полегче, хожу абсолютно нормально, но пока ни разу не тренировался. Мы договорились: если при выполнении упражнений боль ощущается, рисковать не будем. (Тренировку Павлюченко отработал полностью и ни на что медперсоналу не жаловался, поэтому, вероятно, на поле сегодня появится - Прим.Б.Л.).

   - И с каким настроением вы прибыли в сборную?

   - С нормальным. Травма травмой, а увидеться со всеми очень приятно.

   - Я имею ввиду еще и то, что в "Спартаке" не все нормально. И вообще - складывается ощущение, что футболист Павлюченко играет здорово и без сбоев только у тренера Хиддинка.

   - Я уже подходил к Корнееву с просьбой, чтобы он предложил Гусу перейти в "Спартак". Пожалуй, надо повторить попытку.

   - А если серьезно, что происходило с вашим клубом в последний месяц?

   - Грянули очередные перемены, а это значит, не все было хорошо. В клубных структурах нервотрепка, что сказывается и на игре команды. Все это необходимо пережить.

   - Перемены действительно "грянули"?

   - Для команды они стали неожиданными. Хотя все к тому шло.

   - А как в команде восприняли отчисление Титова и Калиниченко?

   - Когда уходят такие люди, в реальность происходящего до конца не верится. Титова в форме "Химок" я до сих пор не могу представить, как ни стараюсь. Команда была в шоке, тем более, что с Егором и Максом поступили не очень красиво. Если б они ушли нормально, в хорошей атмосфере, все бы воспринималось иначе. Но в России, как я теперь понимаю, в дубль могут отправить даже Пеле.

ПОКА НИКУДА НЕ УЕЗЖАЮ

   - Можете объяснить, почему "Спартак" так безвольно отыграли столь принципиальный матч с киевским "Динамо"?

   - Объяснить это трудно. Мы долго обсуждали случившееся на базе, но до конца причин поражения так и не поняли. Начали очень удачно, быстро забили. Вскоре был отличный момент у Быстрова - реализуй он его, все бы пошло совсем по-другому, уверен. Вместо этого сами себе организовали ответный гол. А потом киевляне превзошли нас во всех компонентах, оказавшись на голову выше. Может быть, сказалась обстановка у нас в клубе.

   - То, что смены тренера стали в "Спартаке" ежегодными, сильно бьет по игрокам?

   - Да уж, за время моего пребывания в клубе сменилось уже шесть тренеров. И сейчас все ждут, кто же придет. Одни говорят - тот, другие - этот, но все хотят уже какой-то стабильности. И надо, чтобы этот тренер был сродни Хиддинку: если Гус что-то сказал, это обязательно будет сделано. Причем его слово - закон не только для футболистов, но и для всех окружающих функционеров. Именно такой человек нужен "Спартаку".

   - А как в команде относятся к демаршам болельщиков? Есть  у вас какие-то контакты с ними?

   - Контакты в общем-то отсутствуют - во всяком случае у меня  их нет. Но болельщиков можно в чем-то понять, пусть они и хотят все и сразу. Другое дело, что некоторыми акциями они влияют на ситуацию и на нас, игроков, отрицательно. Хочешь, не хочешь, внимание на их выступления обращаешь. Да и баннеры не заметить невозможно, что, естественно, настроения не добавляет.

   - Какую почву имеют под собой разговоры о вашем переходе в иностранный клуб?

   - Мне постоянно звонят и просят подтвердить, что я уже ушел. Но мне-то сказать по этому поводу нечего.

   - Однако предложения в "Спартак", насколько мне известно, поступали.

   - Я только вчера звонил в клуб - мне сказали: будем разговаривать. Но ничего определенного рассказать не могу, поскольку сам ничего не знаю. Все пока на стадии разговоров. Может быть, в клубе какое-то решение уже и есть, но я сам ничего не решал точно. Тем более, переезд в Англию, о котором идет речь, связан с большими неудобствами для моей семьи - у нас ведь маленький ребенок. Так что будем все подробно обсуждать.

   - Без вас вас не женят?

   - Естественно, мое слово при обсуждении того или иного перехода в любом случае будет определяющим.

   - В "Тоттенхэм" вас сватают вместе с Аршавиным. Осваиваться вдвоем будет легче?

   - Не знаю, потому что никогда в иностранном клубе не осваивался. Сначала надо попробовать, чтобы что-то утверждать. С одной стороны, вдвоем проще, но с другой, в одиночку, наверное, ситуация заставит привыкнуть к новым условиям быстрее - и в языковом плане, и в бытовом.

   - Вам самому в какой стране хотелось бы играть?

   - В России. Москва меня полностью устраивает.

   - То есть перемен в вашей судьбе не предвидится.

   - Все будет зависеть от того, какое именно предложение будет сделано клубу и мне. Мой переход в топ-команду, безусловно, благотворно скажется на имидже "Спартака". Сам же я буду изучать конкретные предложения, а потом уже делать выводы.

КОГДА ЧЕРЧЕСОВ СКАЗАЛ О КАПИТАНСТВЕ, БРОСИЛО В ПОТ

   - Как на вашу игру в клубе повлияла доверенная вам капитанская повязка?

   - Когда Черчесов сказал, что команду на поле выведу я, в первый момент в пот бросило. Тренер сразу же сказал, что надо подойти к ребятам и настроить их на матч на правах капитана. Мы собрались, и я что-то говорил. Это было непросто, тем более, что некоторые сразу начали подкалывать. Но в целом ребята отнеслись к новой ситуации нормально. А у меня дополнительная ответственность, конечно, появилась. Черчесов сказал, что я должен быть примером для молодых - Дзюбы, Прудникова - не только в играх, но и на тренировках. Что от того, как будет работать капитан, во многом будет зависеть работа всей команды.

   - Как сами чувствуете: капитанская жилка в вас есть?

   - Об этом, наверное, можно судить только со стороны. В чемпионате мы вроде бы очки набираем. Но был ведь и матч с киевским "Динамо". Так что оценки давать пока рано.

   - У данного вопроса есть и другая сторона: Титова отправили в дубль не за плохую игру, а за то, что он, капитан, не мог настроить команду на борьбу. Вы не боялись подобной участи?

   - Об этом не думал, но могу сказать, что у капитана забот хватает. Как только я получил повязку, сразу начали подходить молодые с просьбами решить с тренерами ту или иную проблему. "Рома, пойди, Рома, договорись, Рома скажи руководству то-то и то-то". С одной стороны, доверие, но с другой - огромный груз. Надо ведь идти и договариваться.

   - На игре это как-то сказывается?

   - На поле мы все равны. И в игре забываешь обо всем, что вокруг. Но капитан обязан вести команду за собой, быть ее лидером. Кроме того, именно он должен, если надо, говорить с судьями. У меня, быть может, не все в этом плане пока получается. Но стараюсь соответствовать.

   - Похоже, новая ипостась вам нравится?

   - Скажу так: быть капитаном "Спартака" дано далеко не каждому. Поэтому тут речь идет не о категориях "нравится - не нравится".

ЧЕМПИОНСТВО "РУБИНУ" ОТДАВАТЬ РАНО

   - Почему в нынешнем российском чемпионате буксуют все признанные лидеры?

   - С одной стороны, у каждого из лидеров свои проблемы. Не знаю, что конкретно происходит в ЦСКА, "Зените" или "Локомотиве", но о том, что и там, как у нас, не все идеально, наслышан. С другой, растет уровень остальных клубов и всего чемпионата в целом. Просто так сейчас не обыграешь никого.

   - Можно утверждать, что главный претендент на золото - "Рубин"?

   - Я бы не спешил. Все еще может поменяться. В хороший футбол играет "Динамо", да и у нас, если разобраться, ничего еще не потеряно. Подтянутся и остальные лидеры последних лет.

   - Приезд в сборную поможет психологически подзарядиться?

   - После чемпионата Европы мы в сборной стали как одна семья. Такой теплоты, как сейчас, в команде не было никогда, а положительные эмоции всегда заряжают.

   - Что значит для команды матч с Голландией?

   - Он будет очень интересным. Голландцы после поражения на Euro наверняка приедут злыми. Но они теперь будут нас и побаиваться.

   - А есть ощущение того, что именно по этой игре многие будут судить: был ли успех в Австрии и Швейцарии всплеском, или команда вышла на новый уровень?

   - Судить о чем-то по одной игре только у нас умеют. Проиграли Испании - худшая сборная Euro, выиграли у шведов и голландцев - уже лучшая, после полуфинала - опять никуда не годимся. Кто сейчас в какой форме, до конца никому не понятно, даже Хиддинку. В любом случае, главными будут матчи отборочного цикла чемпионата мира. Хотя побороться с голландцами будет очень интересно. Во всяком случае расхлябанности, присущей некоторым товарищеским играм, точно не будет.

В "СПАРТАКЕ" ВСЕ НАЛАДИТСЯ

   - В вашей жизни после Euro что-то изменилось?

   - Не сказал бы. Хотя теперь, в какой город ни приедешь, всюду узнают.

   - Но вам-то, наверное, не привыкать - после двух голов Англии и не такое было?

   - Такого не было. Чемпионат Европы имел в стране куда больший резонанс.

   - А насколько после Euro интересен чемпионат России?

   - Это два разных турнира - и по стадионам, и по атмосфере, и по интересу. После чемпионата Европы мы сразу улетели в Грозный, где играли на искусственном поле при температуре под сорок градусов. У меня потом ожоги на ногах не сходили больше недели. В общем, сравнивать крайне трудно.

   - Сразу после награждения бронзовыми медалями в Вене вы рассказали "СЭ", что попытаетесь найти тех людей. которые выложили в интернет видео с вашим отцом. Удалось это сделать?

   - Я предпринял все возможные шаги, в том числе через клубного пресс-атташе, но интернет, к сожалению, такая штука, где легко творить гадости, будучи неопознанным. Следы, увы, ведут в никуда.

   - Тем более, что те люди после вашего интервью наверняка затаились. Как вообще прошедший Euro отразился на вашей семье?

   - Да никак. Семья у меня такая крепкая, что ни мои успехи, ни мои неудачи на ней не отражаются. Хотя, конечно, премиальные я привез приличные, так что Лариса была довольна.

   - Какой момент чемпионата Европы чаще всего вспоминаете?

   - Наверное, матч с голландцами. Это был наш пик - и игровой, и эмоциональный. Но с большой теплотой вспоминается каждый день в Австрии и Швейцарии.

   - А каков главный урок Euro?

   - Не нужно никого бояться. Если раньше, выходя на матч с грандами, мы проигрывали еще до игры, то сейчас такого точно не будет.

   - В прошлом отборочном цикле вы научились забирать все очки у середняков. Пора взяться и за топ-команды?

   - Попытаемся. Но у этой медали есть и другая сторона - после чемпионата Европы отношение к сборной России изменилось. Сейчас нас уже в какой-то степени будут считать фаворитами.

   - То есть, мысли о сборной окрашены сейчас у вас исключительно в оптимистические тона?

   - Да.

   - А о "Спартаке"?

   - "Спартаку" нужно время, чтобы пережить смутный период. Пришел Валерий Георгиевич (Карпин. - Прим. Б.Л.), придет новый тренер - думаю, все у нас наладится. Надо подождать. Уж хуже точно не будет.

   - У спартаковцев есть понимание, что из тяжелой ситуации надо выходить всем вместе?

   - У нас в команде нормальная атмосфера, никаких разборок не было и нет. Конечно, шум и гам вокруг на пользу не идет, но это, повторю, необходимо пережить. И все в "Спартаке" наладится.