– Что, на ваш взгляд, изменится в клубе или вокруг него с возвращением классического символа команды в качестве официальной эмблемы?
– В принципе изменение эмблемы, как и развитие бренда вообще, едва ли напрямую влияет на качество игры, которую мы видим на поле. Оно абсолютно точно не гарантирует завоевания трофеев. И даже вряд ли сделает поклонником "Зенита" того, кто пока еще не определился со своими клубными пристрастиями. Тем не менее эмблема – один из главных элементов самоидентификации клуба. Наряду с тем, как поставлена работа с болельщиками, как развиваются клубные СМИ и коммуникации, насколько серьезно клуб относится к инфраструктуре и реализации социальных проектов, эмблема – элемент, по которому судят о клубе в целом. Поэтому, принимая решение о возвращении к классической стрелке, мы исходили из того, что эмблема должна соответствовать всему остальному, отражать те качественные изменения, которые происходят в клубной системе в целом. На сегодня стрелка стала более динамичной, она в большей степени соответствует нашему стилю, нашим ценностям и принципам. При этом мы в полной мере сохранили историческую преемственность.
– Сохранение преемственности было непременным условием при создании обновленной эмблемы?
– Мы постарались вернуться к истокам, избавившись от тех элементов, которые, на наш взгляд, были избыточными. Если спросить, что такое "Зенит", девять из десяти человек в России скажут, что это футбольный клуб из Санкт-Петербурга, а не банк или марка часов. Поэтому дополнительное напоминание о том, кто мы, оказалось ненужным, а необязательные элементы эмблемы делали ее трудноразличимой на расстоянии. Сейчас даже в тех случаях, когда нет возможности прочитать буквы, из которых состоит наш главный символ, всегда можно увидеть контур самой стрелки – он уникален, и его ни с чем перепутать нельзя.
– В Петербурге "Зенит" давно встал в ряд символов города. Возвращение стрелки – это маркетинговый ход или стратегическое решение?
– Маркетинг является важной частью стратегии даже в футболе.
– "Зенит" ставит задачу стать в один ряд с ведущими европейскими клубами – это выражается и в спортивных амбициях, и в новом подходе к формированию команды. Готов ли клуб к таким переменам, готовы ли болельщики?
– Мы не стоим на месте. И, как вы видите, клуб сильно изменился за последние десять лет. Нами создана сильная команда, мы играем в более качественный футбол, регулярно завоевываем трофеи. Не раз в 20 или 30 лет, а значительно чаще. Развивается клубная инфраструктура, набирает обороты Академия – прогресс заметен во всем. Неизменной остается преданность болельщиков, и это замечательно. Хотя сами они меняются, становясь более требовательными, что тоже хорошо – ведь это накладывает определенные обязательства на клуб и команду. Болельщики имеют на это право, а для клуба это служит одним из важнейших драйверов, которые побуждают продолжать развитие.
– Открытость новому – это способность перенимать зарубежный опыт?
– Почему обязательно зарубежный? Это способность воспринимать все передовое, все то, что делает клуб лучше, чем впоследствии смогут гордиться болельщики.