Президент "Локомотива" Ольга Смородская побывала в гостях у "СЭ". Среди прочих тем журналисты газеты обсудили с ней нашествие в РФПЛ тренеров-варягов.
– Налог на иностранных тренеров – нужная вещь?
– Я отношусь к нему плохо. Хотя и понимаю, зачем его придумали. Намерения, как всегда, благие, а куда приводит дорога, всем прекрасно известно. Пару сезонов клубы стабильно платили деньги за иностранных тренеров, в том числе и "Локомотив". Но вопрос – куда эти средства пошли? Мне говорят: все, мол, совершенно прозрачно.
Я не спорю и не утверждаю, что кто-то кладет деньги себе в карман. Но меня интересует, например, программа подготовки тренеров. Есть она или нет? Может быть, те специалисты, которые проявили себя от Владивостока до Калининграда в детских школах или низших дивизионах, были премированы из этих средств? Если мы в этот фонд собрали условно миллион, то на какие цели он израсходован?
В общем, когда мы стали разбираться, то выяснили, на какие: на семинары, конференции, специальную литературу. Но это же вовсе не программа развития!
Мы сталкиваемся с колоссальной проблемой, которую клубы никогда и ни при каких обстоятельствах не смогут решить своими силами. Тренеров для детских академий сегодня нет. Реально нет. Образование – функция государства. Образование детских тренеров – функция РФС. Я эту тему обсуждала недавно с Божовичем. Спросила у него: "Миодраг, а что такое детский тренер?" Он ответил, что, если бы ему сегодня сказали идти работать с детьми, он однозначно взял бы полуторагодичный перерыв и пошел учиться. Потому что нужно знать детскую психологию, специфику каждого возраста. В связи с чем у меня вопрос: где у нас в России учат, готовят детских тренеров?
Старая гвардия, воспитавшая Акинфеева или Кержакова, постепенно уходит. А новых специалистов не появляется. Вместе с тем совершенно несложно такую программу подготовки разработать. Обсудить на всевозможных уровнях, запросить мнения специалистов, а затем сказать: на ее реализацию нужно столько-то миллионов. И тогда будет понятно, как мы эту брешь в нашем футболе закроем. Так что против налога на иностранных тренеров как явления я не возражаю, но его нынешняя реализация меня не устраивает.
– А в детскую школу "Локомотива" кого нанимаете в качестве тренеров?
– Бывших футболистов, выпускников.
– Они как-то обучаются?
– Да негде это делать! Если бы кто-нибудь назвал нам место, мы бы их обучали. Сейчас отправляем их на заграничные стажировки, самостоятельно изучаем зарубежный опыт, хоть он и очень сложно применим в российских условиях.
Если взять испанскую модель выращивания футболистов, то там все до единой школы функционируют по одной методике. Тренер работает с ребятами одного возраста в течение двух лет, а затем передает их другому специалисту. Не может в принципе возникнуть ситуация, когда ребенок в 11 лет переходит от одного тренера к другому, и тот ему говорит: "Забудь то, чему тебя учили раньше". А у нас это сплошь и рядом. И как мы можем примерить испанский опыт на себя в сложившихся условиях?