Владелец "Спартака" Леонид Федун через "СЭ" высказал свои масштабные предложения по реформированию российского футбола.
– Хотел бы поставить вопрос об изменении формата чемпионата, – сказал Федун. – Начиная с сезона-2018/19 инфраструктура нашего футбола полностью меняется. Появятся девять новых качественных арен. "Краснодар", "Спартак", ЦСКА, "Зенит" потратили большие деньги на возведение этих стадионов, которые используются не слишком часто. Всего 15-17 домашних матчей в сезоне – это почти ничего. Очень мало! При таких условиях окупить затраты невозможно.
Есть и другой вопрос: для кого играют команды, собирающие на домашних встречах меньше пяти тысяч зрителей на трибунах?
– Для губернатора, который дает деньги.
– Правильно. Поэтому зададимся вопросом: нужны ли такие клубы в премьер-лиге? Или, может быть, ввести правило, которое существует в американском спорте: если не приходит по 15 тысяч болельщиков на каждый матч, лицензию не получаешь. Но я скажу проще: на мой взгляд, настала пора развернуть дискуссию с тем, чтобы начиная с чемпионата-2019/20 сократить число команд РФПЛ до 14 и проводить соревнования по следующей формуле: до зимнего перерыва проходит 26 туров, часть из которых, пять-шесть, предстоит сыграть, как в Европе, по средам. После этого команды делятся на две семерки: первая разыграет чемпионский титул, места в еврокубках, вторая борется за выживание.
– Система ротации между лигами сохраняется?
– Да, двое вылетают, двое участвуют в переходных матчах. Это приведет к тому, что клубы получат вместо 15 уже 19 домашних встреч. Для такой команды, как "Спартак", появится возможность провести еще несколько игр высшего уровня – с "Зенитом", ЦСКА, "Краснодаром" и "Локо". Это полные стадионы, матчи, на которые продаются билеты высокой ценовой категории.
Для второй семерки это тоже очень важные встречи – на выживание, зрительский интерес к ним тоже немал. По моим расчетам, дополнительные доходы составят от 100 до 300 миллионов рублей для каждого клуба. А для "Спартака" или "Зенита" – до 500 миллионов рублей за сезон.
– Сколько в среднем "Спартак" зарабатывает за один матч?
– Около 50-60 миллионов рублей. Полмиллиарда можно получить дополнительно за счет реформы. Она же повысит и привлекательность трансляций, поскольку первая семерка будет иметь более высокие рейтинги. Это лучше и в плане ведения переговоров о следующем ТВ-контракте, рост конкуренции.
Кроме того, наши футболисты, получая зарплаты выше среднеевропейских, выходят на поле реже. Игрок премьер-лиги проводит за сезон в среднем около 40 матчей. На Западе – 50. И благодаря реформе мы выйдем на такой же уровень. Понимаю, что предложение достаточно радикальное, но другого пути дать дополнительный доход клубам и повысить конкуренцию не вижу.
– Какой реакции ожидаете?
– Конечно, клубы РФПЛ, которые борются за выживание, будут против. Но надеюсь на поддержку РФС и коллег, которые заинтересованы в интенсификации футбола, улучшении его финансовых показателей. Рассчитываю вызвать дискуссию по поводу моих предложений. Хотел бы услышать взвешенные мнения "за" и "против".
На мой взгляд, минусов мало. Когда у нас возникнет больше клубов, способных собирать на трибунах, скажем, 10 тысяч зрителей на регулярной основе, лигу можно вновь расширить и довести число команд до 18-20. Но для болельщиков, для "Спартака", ЦСКА или "Зенита" наличие вместо одного домашнего дерби двух – большой плюс, изюминка всего чемпионата.
– Как относитесь к варианту с закрытой лигой по примеру североамериканских?
– Отрицательно – этим можно подорвать принцип миграции между лигами, потерять в развитии футбола.