Многолетний врач "Локомотива", сборных СССР и России Савелий Мышалов высказал свое мнение по поводу массовых случаев повреждений крестообразных связок у игроков РФПЛ.
– Подобные повреждения – одна из главных бед этого сезона: их получали Джикия, Васин, Кокорин, Маммана, теперь и Ананидзе. С чем связано такое большое число травмированных и почему именно колено является одним из самых уязвимых мест у футболистов?
– Где тонко, там и рвется. Суставы фиксируются крестообразными связками, они обеспечивают полную стабилизацию колена. И зачастую рвутся или боковые связки, или крестообразные. В последнее время повреждения крестообразных действительно участились. Но не знаю, с чем это связано. Возможно, со сменой грунта: переходами с искусственного поля на натуральное, и наоборот. Возможно, сказывается неполноценность самих связок.
– Здесь есть фактор неправильной подготовки, отсутствия должного медицинского контроля?
– Никакой контроль не может предотвратить травмы крестообразных связок. Например, ничего не предполагало повреждения Кокорина – форвард просто тянулся к мячу, ни стыков, ни единоборств. А когда я увидел момент по телевизору, сразу сказал: "Полетели кресты". Дело в том, что само действие, механизм определял характер травмы. Вот как это предугадаешь?
– А ведь ситуация с Кокориным произошла на натуральном газоне. Значит, проблема не всегда в поле?
– Нет, конечно. Раньше мы ссылались на покрытие: искусственное, натуральное. Сейчас в основном играют на последнем. Еще раз повторю – трудно сказать, что происходит и почему у нас такое большое количество именно таких повреждений.
– В таком случае, почему столько "крестов" именно в "Спартаке"?
– Неудачное стечение обстоятельств, плотный график. На самом деле, это могло бы произойти в любой команде. Понимаете, стабильность крестов, их благополучие определяет четырехглавая мышца бедра. Если в ней есть какая-то слабость, то, в первую очередь, это отражается на "крестах". Может быть, где-то упущено внимание к тренировкам этой связки.
– Виноваты врачи?
– А что врачи? Не они же обеспечивает стабильность тренировочного процесса, а тренер. Вообще эта связка не так хорошо изучена, поэтому сложно сказать, почему она так часто рвется.
Вот у меня был случай с Гильерме. Тоже крестообразные связки. Оперировали в Бразилии. В Москве занимался индивидуально со специалистом по физподготовке. Через полгода я разрешил ему играть за дубль. Вышел – и порвался. А бывает наоборот. В 90-е у Ахрика Цвейбы была схожая травма. От операции отказался наотрез, начал качать четырехглавую мышцу. За пару месяцев она стала твердой, как бревно. И спокойно выступал дальше. Словом, раз на раз не приходится. (Константин КОЛМАКОВ)