О ситуации в российском тренерском корпусе рассуждает обозреватель "СЭ".
ОТНЮДЬ НЕ СЪЕЗД КПСС
Хиддинк и Мутко. Карпин и Давыдов. Прядкин и Толстых. Слуцкий и Гордеев. Симонян и Гаджиев. Овчинников и Радимов...
Когда в одном зале собирается сотня известных в российском футболе персонажей, статус и звучание события очевидны. Когда разговор от первого до последнего слова открыт для прессы - вдвойне. А уж когда главный тренер самого популярного клуба страны и министр спорта прилюдно конкурируют в остроте и жесткости выступлений - и вовсе приходит время шока. Положительного, конечно.
Тем более правду-матку резали не пешки, а крупные фигуры. Когда первый съезд Объединения отечественных тренеров - а именно об этом недавнем событии, на котором побывал автор, идет речь, - завершился, надо было видеть лица представителей Европейского альянса футбольных тренеров и аналогичного союза Германии. Откровенность разговора с участием лиц такого уровня ввергла зарубежных гостей в ступор.
Сам я, направляясь в "Президент-отель", признаюсь, не исключал, что все получится куда более формально и скучно. Но мероприятие совсем не напоминало съезды КПСС, во время которых их участники больше всего мечтали, чтобы все поскорее закончилось, а меньше всего стремились говорить правду.
Когда объединение, руководимое Михаилом Гершковичем, только появилось на свет, иные критики саркастически именовали его форумом "сбитых летчиков". Но времена круто изменились: когда с трибуны выступают Карпин, Слуцкий и Сергей Овчинников, а в зале сидят Гордеев, Сарсания, Радимов, Кирьяков и другие, ни у кого язык не повернется обвинить организацию в ретроградстве. Или в неприятии тренеров-легионеров. В этом случае Гус Хиддинк приглашения точно бы не принял.
А он не просто принял. Уже после окончания съезда голландец согласился через два-три месяца провести в Москве семинар для членов объединения и там детально рассказать о подготовке к Euro-2008.
- В Голландии такое объединение существует очень давно, - сказал Хиддинк, - и я в него много лет вхожу. Расти можно, только обмениваясь опытом и знаниями, и прекрасно, что в России к этому пришли. В конце концов, все мы в одной лодке. То, что произошло на Euro, стало возможным во многом благодаря тренерам клубов, которые готовили футболистов. Мы зависим от того, как вы работаете, как анализируете и исправляете ошибки.
Однажды в Испании мой "Реал" в отличном матче победил "Атлетико" - 4:2. В раздевалку пришло руководство клуба с комплиментами: как, мол, здорово готова команда. Неделю спустя мы проиграли. И те же самые люди заявили: "Команда абсолютно не подготовлена, физическое состояние ужасающее!"
Тренеры тоже полны эмоций, но о работе коллег такого никогда не скажут. И когда они вместе, это очень хорошо. Да, мы конкуренты, но в глобальном смысле - единомышленники. Прогрессируя, тренеры тянут вверх и коллег. Считаю, раз в два месяца мы должны организовывать семинары, обмениваться идеями. Предлагаю пригласить зарубежного специалиста по предсезонной подготовке. Это не значит, что в России готовят к сезону плохо. Это значит, что появится новая пища для размышлений.
Хиддинк, к слову, был единственным, кто пришел на съезд в спортивном костюме. Объяснил он это тем, что его уже ждала сборная России. Мне же увиделся в этом и символ. Спортивный костюм - этакая эмблема тренерской солидарности. Какой бы модели ни придерживался специалист, как бы ни отличался по характеру или уровню подготовленности, на тренировку он в цивильном костюме или джинсах не выйдет. Спортивный костюм - то, что объединяет всех тренеров без исключения.
Не могло не понравиться коллегам голландца и его высказывание о роли клубных тренеров в подготовке к Euro. Это можно воспринимать как реверанс. Мне же тут видится мощнейший стимул, который Хиддинк дал российским специалистам. Главный тренер сборной привык добиваться своего при помощи не страха и разносов, а позитива.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ГАЗЗАЕВА И СЕМИНА
Четыре физических лица, учредившие объединение, - Юрий Семин, Валерий Газзаев, Михаил Гершкович и Гаджи Гаджиев. К Газзаеву с предложением поговорить о нем я и обратился.
- Первый съезд был очень важен, - сказал главный тренер киевского "Динамо". - В кои-то веки большинство наших специалистов собрались вместе. Профессионалы как никто знают футбольные проблемы изнутри, им есть что обсудить и по тактике, и по тенденциям развития игры, и по судейству. Это уже всеми признано и в Европе, где ежегодно проводится форум элитных тренеров.
- А что получается "на выходе"?
- Полагаю, на основании таких съездов должен вырабатываться пакет предложений исполкому РФС. Ведь ни один чиновник при всем к нему уважении не разбирается в игре так, как тренер.
- Как вы стали одним из учредителей объединения?
- Идея возникла в ходе первого лицензирования на категорию Pro в 2005 году. Мы подняли вопрос вместе с Семиным. Приятно, что теперь объединение выпускает методические пособия, книги для тренеров, работает в тесной связи с ВШТ. Да и появление на съезде Виталия Леонтьевича, всегда поддерживавшего нашу организацию, придает ей серьезный статус. Хорошо и то, что в объединение входит уже больше 100 тренеров.
- Хиддинк намерен провести для членов объединения семинар и рассказать о подготовке к Euro-2008.
- Очень хорошая идея. Подобные семинары и в УЕФА регулярно проводятся. Причем как для специалистов топ-уровня, так и для молодых. Так, полмесяца назад на базу "Динамо" приехали молодые тренеры со всей Европы. Потом мы получили благодарственный сертификат от Платини.
Правда, на съезде дискуссий о тактике и принципах ведения игры, о чем упоминал Газзаев, не было. Преобладали вопросы, связанные с организацией футбольного хозяйства, взаимоотношениями с руководством клубов и региональными властями. С учетом того, что съезд был первым, в присутствии Виталия Мутко тренерам хотелось поговорить о самом наболевшем, и это естественно. Слишком много проблем в России вокруг футбола, чтобы полемизировать о самой игре. В советские времена в прессе ведущие специалисты обсуждали сугубо футбольные детали. Хочется надеяться, что съезды тренеров рано или поздно приведут к возрождению такой практики. Но возможно это только в том случае, если все будет чисто за кромкой поля.
ФИТИЛЬ ЗАПАЛИЛ КАРПИН
Вот этому-то и посвятил яркую речь Валерий Карпин. Не будет преувеличением сказать, что молодой вождь "Спартака" взорвал довольно спокойное течение съезда. И вызвал восхищение Владислава Радимова: "Карпин - уникальное явление для нашего футбола. Он один из немногих, кто не боится называть вещи своими именами".
Вот главное, о чем говорил Карпин:
- Сегодня Виталий Леонтьевич затронул многие проблемы, но надо, чтобы о них не только говорили, но и решали. Вернувшись после 14 лет пребывания в Испании, я думал, что они уже урегулированы. Но и с договорными матчами, и с судейством вопросы остаются. В Италии и Испании захотели их решить и решили. А у нас... Зачем привозить Алекса, если деньги можно потратить на другое? В том, что происходит с судейством, во многом виноваты сами клубы: не было бы покупателей, не нашлось бы и продавца. Очень хотелось бы, чтобы на поле два тренера спорили о том, кто сильнее в футболе, а не в закулисье. Это зависит и от нас.
Скажу и о лимите на иностранцев. Приходит ко мне 19-летний футболист, требует повышения зарплаты. "Почему?" - "Я же русский. А вам русские нужны". - "Ты чего добился?" - "Ничего. Но если не поднимете, уйду". Если с Макеевым, Паршивлюком, Яковлевым работать приятно, то 90 процентов их сверстников развращены деньгами. Поэтому я остаюсь противником лимита.
Возможно, выступление Карпина и было несколько декларативным. Зато - честным! Он открыто заговорил о главных проблемах, волнующих всех. Здорово, что человек, проживший полтора десятилетия на Западе, не часть системы. Надеюсь, не только "пока".
Убежден, что такие слова, произнесенные не кулуарно, а при министре спорта, в присутствии журналистов, делают футбол чище. Стало быть, есть тренеры, для которых цель не оправдывает средств, и они не стесняются об этом сказать. Хотя прекрасно понимают: случись что-то обратное, им это тут же "предъявят". А значит, отрезают себе пути к отступлению. И потому - браво, Карпин!
Впрочем, в нашем футболе от тренеров зачастую почти ничего не зависит. Поэтому в заключительном слове Мутко и произнес следующие слова на тему одного известного матча:
- Леонид, я знаю всю вашу историю. Знаю, что вы жертва, на которую хотят повесить всех собак. И на каком уровне все это обсуждалось, тоже знаю. А вы в эти игры просто не играйте! Ставьте нас в известность. Мне лично скажите! Мы в силах остановить лжеполитиков, лжебизнесменов. Если потребуется, разберемся с любым руководителем.
Прозвучало, что скрывать, грозно. Как и многое другое в горячей речи президента РФС. Не уверен, что за всем этим последуют действия, но ради одной такой дискуссии стоило проводить съезд. Тактика в футболе важна, но нравственность важнее.
Хорошо и то, что Мутко достаточно понимает ситуацию, чтобы не валить все на стрелочников. Хотелось бы, конечно, большего. И все же согласитесь: член правительства мог "перерезать ленточку", открыть съезд приветственным словом и уехать по своим министерским делам. Но остался, все выслушал и эмоционально ответил. Создалось впечатление, что ему не все равно. Уже немало.
ПРИКЛАДНОЕ ИЛИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ?
Пока в объединение входят не все российские тренеры клубов премьер-лиги. Юрий Красножан, видимо, сделает это в ближайшее время. Валерий Непомнящий объяснил мне, что в необходимости вступить туда его пока не убедили: "Я не против, но и не за".
Единственным убежденным оппонентом объединения, по словам его руководителей, на сегодня остается Андрей Кобелев. По его мнению, в серьезном трудоустройстве организация помочь не способна, а других задач перед ней и стоять не может. Правильность такой сугубо прикладной позиции при всем уважении к главному тренеру "Динамо" вызывает сомнения. И, кстати, в "Президент-отеле" присутствовал глава Палаты по разрешению споров Николай Толстых, благодаря которому, по словам Гершковича, в 11 случаях уволенные тренеры получили причитающиеся компенсации. Так что, может, лучше все же не быть волком-одиночкой? Коллеги, глядишь, в трудную минуту плечо подставят.
Впрочем, это личное дело каждого. Я поинтересовался у Леонида Слуцкого, почему он вступил в объединение.
- Считаю, оно несет много функций - просветительские, обучающие, методические, - ответил главный тренер "Крыльев". - Скажем, если кому-то из коллег захочется прочитать мою кандидатскую диссертацию - ради бога. Есть категория тренеров вроде Моуринью, которые считают: тайны никому раскрывать нельзя, наша профессия - жесткая конкурентная среда. У меня иное мнение, я считаю, что такое общение нам нужно.
Недавно уволенный из "Кубани" Овчинников говорил о менеджерах-непрофессионалах, беспардонно лезущих в тренерскую кухню. Они со Слуцким сошлись во мнении о специфичности работы тренера в российской провинции.
- Чувствуете эффект от участия в объединении? - спросил я и.о. главного тренера "Зенита" Анатолия Давыдова.
- Вступил в него около двух лет назад. С Гершковичем общаемся регулярно, и я не раз слышал от него дельные подсказки. В том числе когда принимал "Зенит". И уже убедился в верности этих советов.
О том, как тренерский союз планирует заниматься трудоустройством специалистов, мне рассказал Герман Ткаченко, глава консалтинговой компании ProSports Management, которая с апреля сотрудничает с объединением и организовала его первый съезд:
- На каждого члена объединения планируется завести подробное досье с описанием всех сильных сторон, "идеологии" специалиста. Может, даже стоит там указать причины последних неудач. Было бы хорошо, чтобы объединение всегда могло предложить желающему клубу три-четыре кандидатуры, из которых тот уже выбирал бы самую подходящую. Надеюсь и на то, что объединение со временем поможет решить юридические проблемы тренеров: сегодня футбольные регламенты и трудовое законодательство больше касаются взаимоотношений клубов и игроков.
Давно убежден, что в смысле знаний наши тренеры - одни из лучших в мире. Прибавлять им стоит в реакции на стрессы, в управлении человеческим ресурсом. Регулярный обмен знаниями и идеями, думаю, поможет им это сделать. А такие выступления, как Карпина и Мутко, позволят создать атмосферу, при которой играть договорные матчи станет еще более стыдно и страшно.
Важно и то, что на съезде ни с чьей стороны не было менторства и высокомерия. В "Президент-отеле" все чувствовали себя коллегами. Работающие общались с безработными, представители премьер-лиги - с тренерами из второго дивизиона. Убежден: объединившись, наши тренеры смогут стать сильнее. А такие вещи, как семинар Хиддинка, о котором мы с ним уже договорились (объединение планирует финансово помочь приехать на него в Москву тренерам с периферии), в этом смысле особенно дорогого стоит.
...Пока России далеко до Германии, руководитель тренерского объединения которой рассказал на съезде, что в их организацию входит более четырех тысяч человек. Но всегда надо с чего-то начинать. Скажем, выпуск учебника для детских тренеров или книги врача Зураба Орджоникидзе "Физиология футбола" - разве плохо? А еще лучше, что российский футбол получил еще одну заметную трибуну для свободной и честной дискуссии.