Андрей Гордеев: "Мы способны на большее"

Telegram Дзен

Во вторник гостем "СЭ" был главный тренер "Сатурна" Андрей Гордеев.

- Первый вопрос напрашивается сам собой. Как прошел ваш экзамен в ВШТ?

- Достаточно сложно. И не только потому, что состоялся сразу после окончания сезона и последовавшего за этим банкета. Экзамен получился по-настоящему серьезным. Отвечать пришлось сорок минут, причем все темы обсуждались применительно к "Сатурну". Раз получил высокую оценку, значит, мои ответы комиссию удовлетворили. Вообще занятия в ВШТ стали для меня большой школой.

- Как и первый сезон в качестве тренера премьер-лиги. Довольны его итогами?

- Да. Команда приобрела собственный стиль, стала выгодно отличаться от других. Футболистам нравится то, чем они занимаются и в игре, и на тренировках, нравится получать какие-то дивиденды в виде результатов. А когда есть мотивация не на одну-две игры, а именно на работу, результат не заставляет себя ждать. Не секрет ведь, что в начале сезона определенные сложности в команде были.

- Каким образом можно мотивировать на работу?

- Когда видишь результат, когда есть понимание, что все делается правильно, и игроки видят, что на поле выходят только сильнейшие, создается определенная атмосфера. Футболисты ведь тонко чувствуют, если в команде принимаются не футбольные, а так называемые политические решения. Сейчас, к счастью, у нас нормальная футбольная обстановка, устраивающая меня как тренера. Думаю, устраивает она и руководство, и футболистов.

- Кто больше рисковал в мае? Руководство клуба, доверившись тренеру-дебютанту, или вы, фактически ставя на кон репутацию?

- Естественно, руководство. Я не рисковал ничем. Мне было интересно попробовать свои силы, и я чувствовал, что могу чем-то помочь команде. Поэтому сомнений не было.

- В Нижнем Новгороде летом команда преобразилась под руководством Сергея Передни, но теперь на должность главного пригласили опытного Александра Побегалова. Видимо, руководство опасается, что для выхода на новый уровень молодому специалисту опыта не хватит. У вас, как мы понимаем, ситуация иная?

- Со мной контракт на будущий год пока не подписан, но, думаю, это дело времени. Договоренность есть. Однако какое бы решение ни приняло руководство, с моей стороны оно будет воспринято нормально.

  С ЛОСЬКОВЫМ РАБОТАТЬ И ЛЕГКО, И ТЯЖЕЛО

- Ваш самый сложный день на посту тренера "Сатурна"?

- День, наверное, выделить трудно. Тренерская работа сложна вообще. Если ты видишь, что кто-то работает не на 100, а на 90, даже 95 процентов, - такой вариант не пойдет. Работать с уже состоявшимися людьми, зрелыми игроками непросто. Надо понимать, что любое твое решение влияет на ситуацию в команде. Стоит что-то упустить из виду, накатывается снежный ком проблем. И, чтобы не допустить критических решений, ты обязан все предвидеть заранее. Если же дело доходит до конфликта, значит, ты что-то упустил раньше. Ты должен все видеть, быстро и адекватно принимать решения. Обязательно быть последовательным. И помнить, что мелочей не бывает ни в чем, будь то отношения с руководством, игроками или прессой.

- Как-то вы сказали, что быть тренером Лоськова и Кириченко очень легко. Что вы имели в виду?

- То, что это профессионалы, а с ними в принципе легко работать, потому что вы разговариваете на одном языке. Они понимают, чего ты от них требуешь и что за этими требованиями скрывается. Знают, что если не будет, к примеру, игровой дисциплины, не будет ничего. А тяжело с ними работать потому, что это личности. Они заставляют относиться к себе с повышенным вниманием, и это нормально.

- Почему тот же Ребер в Лоськова не верил?

- Не думаю, что не верил, но, возможно, какие-то сомнения были. Все-таки тренеру, который не говорит на языке страны, где трудится, работать очень сложно. Возможно, это одна из причин.

- Все помнят сумасшедшие голы Каряки в Самаре, и никто не может понять, куда все пропало.

- В прошлом сезоне у Андрея была проблема с голеностопом. Сейчас, слава богу, все позади. И я доволен тем, как Каряка провел концовку сезона. Он по праву один из лидеров "Сатурна".

 ИСКУССТВЕННО ОМОЛАЖИВАТЬ СОСТАВ НЕ СОБИРАЕМСЯ

- Игровая схема для вас не догма? Будь у "Сатурна" другой подбор исполнителей, могла бы команда убрать "стеночки" и играть, допустим, в британской манере?

- Конечно. Всегда исходишь из того, как использовать сильные стороны. Приняв команду, мы задумались: в чем наши плюсы? Они лежали на поверхности - контроль мяча, высокое мастерство футболистов. Если мы Каряку и Лоськова заставим играть на больших пространствах - будет один футбол. Если же сделаем игру более компактной, то попробуйте у них отнять мяч! В любом матче мы стараемся диктовать условия. Да, порой не получается - например, с "Рубином", который был на ходу и закономерно нас переиграл. Но при всем этом, поговорив после игры с футболистами, безысходности, которая раньше бывала после крупных поражений, не обнаружил. Одно дело проиграть, когда нет шансов, и другое - когда просто так сложилось: нам забили со "стандарта", потом пенальти...

Между прочим, последняя встреча с ЦСКА, несмотря на счет (0:3. - Прим. "СЭ"), была проведена на очень высоком уровне, могу записать ее только в актив. Да, после незасчитанного мяча нас словно выключили. Но это скорее психологическая проблема.

- Пообщаться с судьями после игры с ЦСКА не было желания?

- Я с ними вообще не общаюсь - ни до, ни после матчей. Арбитр - профессия не проще тренерской. Не мне их судить.

- Никогда не хотелось наступить на горло собственной песне? Например, в Казани окопаться в своей штрафной?

- Поступи мы так, с учетом отличного состояния "Рубина" проиграли бы не 1:5, а, скажем, 0:2. Но, как ни странно, психологическое состояние после этих 0:2 было бы гораздо хуже! Так что смотрели немножко вперед. Наша задача - показывать свой футбол и при этом научиться обыгрывать такие команды, как ЦСКА, "Рубин", "Локомотив".

- Когда слушаешь анализ игры в исполнении Курбана Бердыева, возникает ощущение, что футбол - высшая математика. У вас схожий подход?

- Да. Чтобы подготовиться к конкретной игре, приходится анализировать большое количество матчей. Изучаешь все стандартные положения, домашние заготовки, чтобы донести до ребят сильные и слабые стороны соперника, понять, как лучше действовать против данной команды. Это интересно, это творчество. Иногда бывает: ищешь, ищешь - как вдруг что-то происходит и ты четко понимаешь, как играть.

- Пример можете привести?

- Примеров много. Готовясь к последней игре с ЦСКА, выработали план: зная, что армейцы начнут агрессивно и будут встречать нас на своей половине, поставили игрокам задачу по возможности выходить из-под прессинга и терпеть, терпеть. Считаю, первый тайм, несмотря на пропущенный гол, нам удался. Во втором, по нашему расчету, ЦСКА должен был встать. Что в общем-то и произошло. Но тут случилась та самая оплошность судьи. Ничего не поделаешь, человеческий фактор заранее не просчитать.

- Кого-то из футболистов "Сатурна" можно назвать открытием сезона?

- Открытием стало их отношение к работе. Не секрет ведь, что шли разговоры: мол, команда пенсионеров, никому ничего, кроме денег, не надо. Но когда смотришь им в глаза, понимаешь: деньги здесь не главное. Их радует футбол, они его по-прежнему любят. И если добиться правильного настроя, грамотно организовать работу, объединить ребят общей идеей, они будут готовы на многое.

- Перед уходом из "Сатурна" Ребер обвинил молодых игроков в том, что их интересуют только деньги. Перегнул палку?

- Не то чтобы перегнул - просто, когда нет результата, начинаешь искать причину и не всегда верно ее находишь. Не хотелось бы, чтобы звучал какой-то негатив в адрес предшественника, но ребята доказали своим отношением к делу, что он заблуждался. И опытные, и молодые.

- Встречали игроков без характера?

- Конечно. Идет восстановительная тренировка, играем в теннисбол. Казалось бы, ничего особенного. Но одни играют, чтобы победить, а другим все равно - лишь бы покрасивее перекинуть мяч через сетку. И сразу видно, кто из них настоящий. Впрочем, дело, наверное, не только в характере. Я не устаю повторять молодым: их задача - не блеснуть сезон-другой, достичь чего-то и расслабиться, а отыграть стабильно всю карьеру. Это тяжело.

В этом смысле вызывают уважение Дима Парфенов, Леша Игонин, Вадим Евсеев, Дима Лоськов. Вот с кого надо брать пример! Некоторые говорят: мол, они уже старые. Но при чем тут возраст, если люди доказывают на поле, что и силенки остались, и глаза по-прежнему горят, и желание играть не пропало?! Искусственно омолаживать состав не собираемся.

 ВИДЕЛИ БЫ ВЫ, КАК ПАРФЕНОВ ВКАЛЫВАЕТ НА ТРЕНИРОВКАХ!

- Вы поработали с Алексеем Еременко. Верите, что он еще раскроется?

- Я бы очень хотел в это верить. Еременко - одаренный футболист. Но талант необходимо подкреплять работой. Смена клуба часто позволяет игроку найти мотивацию. Так что, надеюсь, переход в "Металлист" пойдет Алексею на пользу.

- Почему так редко выходил на поле Парфенов?

- Дима много пропустил, требовалось время, чтобы набрать форму. Он с пониманием отнесся к этой ситуации. Как и к своей роли в команде. Бесплатно найти игрока уровня премьер-лиги очень сложно. Купить же кого-то летом возможности не было. Как не было и стопроцентной уверенности, что молодежь сможет удачно заменить игроков основного состава. Потому и пригласили Парфенова. Работать он хочет и умеет. Видели бы вы, как вкалывает на тренировках! За ним и молодые тянутся.

- Значит, Парфенов остается в "Сатурне"?

- Да.

- А Евсеев, у которого закончился контракт?

- Надеюсь. Со всеми, у кого закончились контракты, хотим их продлить, сейчас идут переговоры. Знаете, чего нашим клубам особенно не хватает?

- Чего?

- Стабильности. Пришел новый тренер, пятерых выгнал, семерых набрал. Через полгода его уволили, назначили другого - тот снова начинает гнать волну. Хотя люди только-только успели сыграться, притереться, понять, что от них хотят. Почему в советские времена уровень футбола был высокий? Команды отличала стабильность состава. Или взять "Рубин" образца последних двух сезонов. Игроков приглашают точечно - и это приносит результат.

Вот и я хочу, чтобы "Сатурн" обрел стабильность во всем - в селекции, отношениях с игроками, традициях. Как у нас обычно прощаются с ветеранами? Руку пожали - и до свидания. Никого не волнует, как после ухода из футбола сложится его судьба. А клуб должен быть заинтересован в людях, которые отдали ему много лет. Так и зарождаются традиции.

- Почему в запасе прочно осел Соломон Окоронкво, серебряный призер Олимпиады-2008, успевший поиграть в бундеслиге?

- Соломон - индивидуально очень сильный футболист, и по отношению к делу претензий к нему нет. Но в командном понимании игры парню еще надо прибавлять. Время есть, крест на нем никто не ставит.

- Летом в "Сатурн" пришли Грачев, прежде выступавший лишь в первом дивизионе, и Левченко, много лет отыгравший в Голландии, бывший капитаном "Гронингена". Тем не менее Грачеву вы доверяли больше.

- Селекцию провели исходя из финансового положения клуба. И Грачев, и Левченко нам очень помогли. Да, кто-то выходил на поле чаще, кто-то - реже. Но здесь важно понимание, что мы - единый коллектив. Поэтому независимо от того, кто, сколько и когда сыграет, дивиденды все равно получит вся команда.

- Кстати, в "Зените" последние годы премиальные всем полагаются поровну - и основным игрокам, и запасным. Как вам такая схема?

- У нас, к сожалению, нет таких возможностей, как у "Зенита". Хотя и другой нюанс нужно учитывать. По отношению к "Зениту" подобный принцип оплаты оправдан. Ведь там равноценных игроков на два состава.

 ПО-МОЕМУ, ХИДДИНК НА СВОЕМ МЕСТЕ

- Чего ждете от следующего сезона?

- Команда точно способна на большее. Я верю, что еще можем прибавить. Самое главное - верят в это и ребята.

- Что скажете о возможных новичках?

- Есть игроки, которыми хотели бы усилиться. Но не все зависит от нас. А как только начинаешь называть фамилии, сразу меняется ситуация на рынке.

- Деньги у клуба есть или придется вновь ориентироваться на свободных агентов?

- Мы получили гарантии от губернатора Московской области Бориса Громова. Он сказал, что не оставит команду и что в следующем году будет нормальная финансовая помощь.

- Команда под вашим руководством изменилась. А вы сами?

- Трудно говорить о самом себе. Думаю, нет. Времени стало меньше. Супруга говорит, что мало видит меня. С детьми отдыхаю редко. Но это участь всех тренеров.

- Для молодых специалистов важен опыт бывших тренеров. Есть люди, которых могли бы назвать своими учителями?

- Это, конечно, Гаджи Гаджиев. Я играл в его команде. Многие его идеи мне близки. Но, поймите, любые мысли должны быть переварены тобой лично. Если нравится какой-то эпизод, схема, то они должны пройти через тебя. Слепо копировать что-то невозможно. Не бывает, например, одной и той же тренировки. Если одни и те же упражнения преподносят два разных человека, получаются разные занятия. Поменяй дни - и воздействие на организм одной и той же программы изменится. Коэффициент полезного действия от каждого занятия свой. Поэтому важно иметь свое собственное мнение на все.

- Летом вы общались с Хиддинком. Что нового узнали?

- Во-первых, человек находится на своем месте. Часто слышишь, что Хиддинк не общается с тренерами. Мы же очень интересно побеседовали. Конечно, он не придет ко всем и не устроит лекцию. Но если у тебя лично есть желание, никаких трудностей договориться о встрече не возникнет.

- Общались на английском?

- Нет. С переводчиком. Мои познания в английском, а его - в русском пока не на том уровне.

- В Кратове, помнится, с Верхейеном также был длинный диалог…

- Да. В общении с профессиональными людьми ты находишь маячки, которые позволяют понять, двигаешься ты в правильном направлении или пора изменить что-то: дать другую нагрузку, программу. Такое общение очень продуктивно. Это и есть учеба. Главное - не останавливаться, не зацикливаться. Не надевать корону на себя и думать, что ты пуп земли. Как только тренер начинает так думать, заканчивается его рост.

- Петр Быстров недавно обратил внимание на роль физиотерапевта в команде...

- С нами раньше работал специалист из Италии. Но по личным причинам не смог продолжать сотрудничество. Уехал домой после австрийского сбора. Поэтому пришлось некоторое время справляться самим. Сейчас у нас есть Фадеев. Но, опять же, нельзя сказать, что с его приходом произошли кардинальные изменения. Тренер по физподготовке вносит свои коррективы во время обсуждения тренировки. Но решения все равно принимаются тренерским штабом сообща и работают только с согласия главного тренера.

- Часто возникают споры?

- Не назвал бы это спорами. Скорее дискуссии. Собираемся перед тренировками в небольшой комнатке, где можно посмотреть матчи. Начинаем обсуждать те или иные вопросы. Главного тренера можно сравнить здесь с капитаном команды в "Что? Где? Когда?" Все высказывают свои мнения, а ты должен выбрать правильное. Я доволен своими помощниками.

 НА ВЫХОДНЫЕ ЕДУ С СУПРУГОЙ В ЛОНДОН

- Когда уходите в отпуск?

- 2 декабря проведем восстановительное занятие. 3-го - тестирование, а в январе проведем еще тесты. Хочется зафиксировать состояние, в котором сейчас находятся футболисты, чтобы знать, к чему идти, кто на что способен и кому какую программу давать. В принципе тренеры, которые не первый год работают с командой, могут этого не делать. Но нам нужно поглубже понять наше состояние.

- Как будете отдыхать?

- Это футболисты будут отдыхать! А мы должны решать селекционные вопросы, нужно подписывать контракты. Хочу на выходные съездить в Лондон на "Челси" - "Эвертон". Еду в первый раз.

- Один?

- С супругой. Совместим приятное с полезным. А то она жалуется, что редко видимся.

- Скажет, опять футбол...

- Она уже привыкла. Даже нравится.

- Ваши сыновья, кстати, на стадионе самые активные болельщики.

- Переживают за папу. Старший занимается хоккеем. Хочется походить к нему на тренировки, посмотреть, как растет. Ему девять лет, но он уже профессионально ко всему относится. Говорю ему: "Миша, надо футболом заняться!" А он: "Папа, ты что! Я люблю хоккей!" Но если так, то настаивать не буду.

Младший помогает разбирать ему сумки. Примеряет шлем. А я шучу: "Мне же не простят, если еще и младший в хоккей уйдет". Времени, конечно, мало на них. Но замечательно, когда проводишь время в кругу семьи.