РОСГОССТРАХ -
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 21-й тур
Завтра "АНЖИ" - "РУБИН"
Накануне матча в Махачкале, где в воскресенье ждут президента РФС и действующего чемпиона России, "СЭ" позвонил главному тренеру "Анжи".
Нет сегодня в России другого специалиста, который знает "Рубин" не просто хорошо, а изнутри - в прошлом году 64-летний шеф махачкалинской команды работал в Казани.
СЕЗОН ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
- Вы как пришли в "Рубин" в тишине, без какой-либо официальной информации, так клуб и покинули. Сколько всего времени провели в прошлом году в Казани, рядом с Бердыевым?
- Первые полгода был в команде, а вторую половину сезона мы с коллегой встречались реже, но находились на постоянной связи.
- Как возник ваш тандем?
- Это наши личные отношения. Мы и прежде поддерживали связь, обмениваясь информацией, а потом Бердыев предложил поработать вместе. Мне это было интересно.
- А как же статус? У вас ведь должности в "Рубине" не было.
- Статус для меня никогда принципиального значения не имеет. Важны отношения, взаимопонимание. Если человек уважительно к тебе относится, этого достаточно.
- А зачем вы все-таки понадобились Бердыеву?
- Он всегда пытается как можно глубже вникнуть в суть проблем, связанных с подготовкой к играм. Серьезно изучает все, что связано с жизнью любой профессиональной команды, не забывая о развитии клубной системы.
- А у вас был свежий взгляд на вещи, которые Бердыев и его команда, давно работающие в Казани, могут и не увидеть.
- Возможно. Свежий взгляд - это всегда полезно.
- Проще говоря, вы занимались обменом опытом. Хотя у нас это не принято - делиться с потенциальным конкурентом профессиональной информацией.
- Я на эти вещи смотрю иначе. Взгляд со стороны никогда не будет лишним.
- Бердыев открыл вам доступ туда, где чужие в "Рубине" не ходят: к ежедневной работе, из которой потом складывается результат.
- Это был сезон открытых дверей. Для меня в Казани они были не заперты. Я пытался сделать этот процесс взаимополезным. Делиться - это правильно.
СКУЧНЫЕ ВОПРОСЫ
- В прошлом году главный тренер казанцев дал рекордное для себя количество интервью. Предельно открытой была и команда. Говорят, в этой открытости есть ваша заслуга.
- Эти моменты действительно обсуждались. У Бердыева есть определенная репутация: он всегда больше делает, чем говорит. Такие люди вызывают уважение. Самопиар ему не нужен, реклама команде и его работе - тем более. У него подобные вещи, равно как и лесть, вызывают отторжение.
- И какие аргументы вы искали, чтобы убедить коллегу в необходимости регулярного общения с прессой?
- Я вспомнил его интервью: он рассказывал, что мальчишкой вставал рано утром за газетой "Футбол-Хоккей". Денег не было, он брал ее в долг, быстро прочитывал, а потом возвращал. Ясно, что его интересовали мнения ведущих на тот момент тренеров, специалистов. Вот и его мнение дорого тем мальчишкам, которые сегодня живут футболом. Бердыев не просто тренер - он выиграл два чемпионата России и должен иметь трибуну для серьезного профессионального разговора.
- Только не всегда такой разговор получается. Бердыев любит профессиональные, умные, тонкие вопросы о сути игры, но его раздражают банальности, которые порой звучат у нас на пресс-конференциях и в смешанных зонах.
- Верно. Курбан со мной во многом соглашался, но при этом говорил, что вопросы у журналистов в массе своей одинаковые - очки, голы, секунды. Мол, кому это интересно читать, где тут польза?
- Интересно, а вы сами чему-то научились у коллеги?
- Стал более терпимым. Я удивлялся способности Курбана перетерпеть многое. Посмотрел, как он относится ко многим вещам, понял: здесь мне стоит взять пример именно с него.
ВЫБОР ТРЕНЕРА
- "Рубин" - фантастически пестрая по национальному составу команда. Игроки приехали в Казань из шестнадцати стран мира! Тренерский штаб тоже интернационален. Какие стимулы заставляют всех этих людей становиться на поле единым целым? Деньги, жесткая конкуренция, большие задачи клуба?
- Штаб "Рубина" собран Курбаном. Это коллектив единомышленников. Врачи, массажисты, ассистенты, менеджеры - все собраны в единый кулак, все профессионалы, способные работать от зари до темна. Это самое стабильное и успешное звено в команде. Без него успехи "Рубина" были бы невозможны. При этом роль Бердыева в коллективе уникальна. Он не только руководитель, но и достаточно близкий к этим людям человек. Курбан умеет не вставать на ступеньку выше подчиненных, хотя имеет для этого все возможности. А команда - результат труда на протяжении восьми - девяти лет.
- Нынешний "Рубин" создан летом, когда в Казань приехали восемь новых футболистов.
- Это слишком поверхностный взгляд. Нынешнего "Рубина" не было бы, не получи Бердыев возможности для долгой работы. Его история лишний раз подтверждает, что роль тренера в современном футболе порой слишком упрощается. Хотя есть обратные примеры. Это и "Локомотив", где Юрий Семин в содружестве с Валерием Филатовым много лет создавал профессиональный клуб. И "Алания", где Валерий Газзаев многое сделал для появления у родной команды серьезного базиса, на котором можно долгое время работать и жить - базы, стадиона, полей.... Можно вспомнить Сергея Павлова, который в Раменском, Камышине и Владивостоке не только тренировал, но и развивал клубы.
- В свое время вы занимались подобным в Махачкале. Почему этой весной, вернувшись в родной регион, вы обнаружили, что многие вещи придется делать заново?
- У каждого случая свои особенности. Не всегда удается найти взаимопонимание с теми, от кого зависит судьба тренера и команды. Бердыеву в этом везло. В сложных ситуациях его неизменно поддерживал первый президент Татарии. Он понял, что этот тренер - тот специалист и человек, который нужен Казани.
- Вы в свое время почти на год уехали в Японию. Если бы тогда остались, судьба "Анжи" могла сложиться иначе?
- Могла. Но у нас были принципиальные разногласия по вопросам развития клуба. Я, например, был категорически против продаж Рахимича и Ранджеловича. Им нужно было сыграть в еврокубках, и только потом клубу следовало выручить за них деньги.
- Нынешний "Анжи" едва ли сможет претендовать на бронзу или еврокубки. Вам не тяжело работать в условиях, когда всем ясно: высоко команда, видимо, уже не взлетит?
- У нас не Казань, где принципиально иной финансовый ресурс. Зато в Дагестане гораздо теплее. У мальчишек есть возможность тренироваться круглый год на воздухе, на траве. Для Дагестана это естественный, интересный и логичный путь - искать таланты и потом готовить их до уровня премьер-лиги. В идеале мы можем находить у себя дома до 40 процентов состава. Нужно медленно, но развиваться. Люди, которые сегодня находятся у власти в республике, хотят развивать футбол. Опираясь на их поддержку, можно сделать добротный клуб.
- "Анжи" зимой дружно "хоронили", а команда выступает даже лучше, чем ждали.
- Тренеру всегда хочется большего. Я не исключение, но объективно мы играем в свою силу.
ТАЙНЫ "РУБИНА"
- Вы знаете как, обыграть "Рубин"?
- Нет.
- А кого из игроков казанцев можно назвать их ключевой фигурой?
- Там много таких. Мне сложно даже понять, кто именно сыграет с нами. Основной состав постоянно меняется. Для посторонних он настоящая тайна.
- Насколько велика для "Рубина" потеря Семака, который был в коллективе объединяющей фигурой?
- Вот вы правильно сказали - объединяющая фигура. В этом контексте Семак - потеря существенная. Другое дело, что Бердыев понимает: подобный процесс неизбежен. В современном футболе почти не осталось игроков, которые проводят карьеру в одной команде, как Шустиков, Блохин, Титов. Переходы - такая же часть футбола, как сама игра. Футбол не заканчивается с финальным свистком арбитра. Именно разговоры - о составе, тактике, шансах - создают ауру игры. Без нее футбол не будет футболом.
- "Рубин" проиграл первый матч Лиги чемпионов. Чего не хватило для успеха - страсти, удачи, Бухарова, который перебрался в Питер?
- Поражение в Дании - совокупность факторов. Где-то не рискнули, потом откровенно не повезло. Если же говорить о роли Бухарова и Семака, то в прошлом году их вклад в успех "Рубина" был значительным. Но продажа этих футболистов позволила Казани обновить команду. Она наверняка будет прибавлять, и с новым "Рубином" в нашей лиге всем будет по-прежнему сложно.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ