Леонид Слуцкий: "Пока не думал, кто будет бить следующий пенальти"

Telegram Дзен

После таких ударов судьбы, которые ЦСКА получил в последних матчах, потерять голову мог бы кто угодно. Но главный тренер армейцев, как убедился вчера корреспондент "СЭ", удар держит.

- Удалось заснуть после игры в Раменском?

- Знаете, даже после самой обычной игры заснуть получается с трудом, а тут... Что ж, такая уж профессия.

- Случались в вашей карьере периоды убийственного невезения вроде того, что настигло ЦСКА в последних встречах?

- Неоднократно. Но если попросите сравнить эмоции тогда и сейчас, то это занятие бессмысленное. Неприятности каждый раз испытываются по-своему и адаптироваться к стрессу, к сожалению, невозможно - его каждый раз приходится переживать заново.

- Утро вечера мудренее. Сейчас у вас есть какие-то объяснения безвыигрышной серии ЦСКА? Имеются ли у ничьих с "Рубином", "Динамо" и "Сатурном" общие корни?

- Общие корни можно найти разве только в том случае, если признать, что вся команда ЦСКА не умеет бить пенальти. Но это такой элемент игры, который может выполнить даже не профессиональный футболист, а любой физически развитый человек - примерно так же, как, скажем, выбросить аут. Я расцениваю ситуацию так: все неприятности, которые происходят в нашей жизни, - либо наказание, либо испытание. О наказании рассуждать бесполезно, понимание его доступно только кому-то свыше, поэтому вернее думать об испытании. На вопросы, за что оно, в связи с чем и ради чего, искать ответ тоже бессмысленно. Но у меня есть четкое понимание: если такое испытание ты выдерживаешь, в дальнейшем можешь рассчитывать на что-то большее, чем раньше. Это, на мой взгляд, и есть единственно приемлемая форма объяснения текущей действительности и своих задач на ближайшее будущее, если мы хотим двигаться вперед.

- Есть ощущение, что с испытанием справитесь?

- Толку рассуждать на эту тему ноль - все покажет будущее. Могу сказать только, что сделаю все от меня зависящее и рук опускать не собираюсь - как и все в команде. Когда после незабитого пенальти "Сатурн" минут пятнадцать владел инициативой - это было не что иное, как последствия глубочайшего психологического удара, но в итоге-то наши футболисты нашли в себе силы ярко провести концовку. Хотя, к сожалению, для победы этого и не хватило.

ПЯТЬ ПОБЕД ГАРАНТИРУЮТ ВТОРОЕ МЕСТО

- Как футболисты восприняли ничью с "Сатурном"?

- Очень болезненно.

- Особенно, наверное, Гонсалес?

- Да, болезненнее всех - Гонсалес и группа молодых игроков.

- Что делать в таких случаях, когда проблемы однозначно лежат в области психологии и отношений с Фортуной: обращаться к психотерапевту, идти в церковь или применять какие-то проверенные рецепты?

- Этого до конца никто не может знать. Обращаться к психологу? Но он на поле не выйдет и матч не выиграет. Вопросы веры - это вообще что-то глубоко интимное, выносить их на публику точно не стоит, каждый решает по-своему. Но с ситуацией действительно надо справляться, и главная задача здесь в любом случае лежит на главном тренере. Вчера в раздевалке я сказал так: да, мы потеряли очки в последних трех матчах, но по-прежнему контролируем ситуацию в борьбе за второе место - пять побед в оставшихся играх нам его гарантируют.

- О первом речь уже не идет?

- Она, по-моему, не идет уже достаточно давно.

- Однако прибавь вам сегодня шесть очков и…

- Все это из категории "если бы да кабы".

- В такой ситуации напряжение в коллективе нагнетается обычно само собой.

- Надеюсь, у нас подобного не будет - во всяком случае, приложу для этого все усилия. Конечно, когда с человеком несколько раз подряд происходят несправедливые вещи, он начинает смотреть на мир в более черном свете. Но вот здесь как раз и должен сыграть свою роль главный тренер.

- Знаете уже, как будете это делать?

- Скорее не знаю - понимаю. Но оценку дадут опять-таки результаты. В футболе есть аксиома: если ты играешь качественно, победы обязательно придут. Сейчас мы ее фактически опровергаем. Качество нашего футбола с "Динамо" и "Сатурном" было не ниже, а скорее даже выше, чем в предыдущих, с блеском выигранных матчах, но побед достичь не удалось. Болельщики и специалисты идут сегодня на игры ЦСКА, как на гарантированное шоу. И если даже вечно молчащий, самый камерный в России стадион в Раменском кипит так, что любые тифози позавидуют, это огромный плюс. Но тренер не должен оценивать эмоции - он находится во главе предприятия по производству очков. И я надеюсь, что наши последние матчи не опровергли упомянутую аксиому, а просто стали исключением из правил. Сложилась та редкая ситуация, когда результата нет, но претензии к футболистам у меня отсутствуют. Не спрашивать же, почему ты не забил пенальти или не попал в ворота с трех метров: футболист и сам в этот момент мучается поиском ответа. Сейчас надо просто перетерпеть и не сломаться.

- Если говорить о непосредственно футбольных вещах, корни катастрофического исполнения пенальти - исключительно в психологической плоскости?

- А в какой же еще? Чем иначе объяснить ошибки одного из самых техничных футболистов российской премьер-лиги Вагнера Лав или игроков сборных своих стран Гонсалеса и Дзагоева? При том, что Гонсалес обладает едва ли не лучшим ударом в нашей команде - сильным и точным.

- Я бы, исходя из своих наблюдений, сказал, что самый сильный удар в ЦСКА - у Игоря Акинфеева.

- Намекаете, что следующий пенальти, а заодно и штрафные надо дать бить ему? Такие предложения возникают постоянно. Но у Игоря есть своя работа, с которой он блестяще справляется.

- Вы уже знаете, кто будет исполнять следующий одиннадцатиметровый ЦСКА?

- Пока еще не думал над этим. Знаете, почти после каждой тренировки ребята остаются бить пенальти и делают это настолько мастерски, что сразу выбывает даже тот, кто позволил вратарю хотя бы коснуться мяча - иначе соревнование затянется до утра. Поэтому пробить хорошо могут многие.

ПРИЧИНЫ - ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

- Что происходит с Вагнером, который уже несколько матчей подряд "запарывает" стопроцентные моменты?

- Могу сказать, что у Вагнера такие периоды были и раньше - случалось, он за целый круг отличался всего два-три раза. Подобное бывает с любым нападающим, даже самым классным. Помню, в "Москве" такого опытного бомбардира, как Кириченко, начинало колотить, когда он два-три матча подряд уходил с поля без забитых мячей. Особенно же тяжело ему пришлось перед сотым голом. Здесь невозможно все разложить по полочкам. При этом в Раменском Вагнер отдал сумасшедшую передачу на Нецида, приведшую к пенальти и красной карточке, то есть по-хорошему обеспечил результат матча.

- Хорошо, а почему так побледнела игра Тошича, начинавшего в ЦСКА необычайно ярко?

- Здесь как раз все логично. Я по-прежнему считаю Тошича суперигроком, но после действительно ярких первых матчей "с колес" он, во-первых, должен был пройти этап полной адаптации, во-вторых, получил достаточно серьезную травму спины, потребовавшую несколько недель лечения, а в-третьих, после восстановления жизнь преподнесла ему два тяжелейших психологических удара, связанных со сборной Сербии: сначала поражение от Эстонии, потом известный инцидент в Италии, где сербские футболисты уходили с поля со слезами на глазах. А Зоран ведь еще совсем молодой человек, находящийся к тому же в чужой стране. Да и его прямой конкурент Марк Гонсалес набрал хорошую форму - в общем, все сложилось один к одному.

- Сегодня в интернете со ссылкой на агента Думбья появилась новость о том, что ивуариец будет готов сыграть уже с "Палермо". Это правда?

- Надеюсь, так и будет, но гарантий пока нет.

- Он дернул заднюю поверхность бедра на той же ноге, что и несколькими неделями раньше?

- Нет, это совсем другая нога и совсем другая травма.

- Сегодня, задним числом, не готовы согласиться с теми, кто упрекает вас за выставленный на Сицилии основной состав?

- Нет. Если бы мы выглядели потом усталыми и вялыми, об этом можно было вести речь. Но мы после Палермо провели великолепные матчи. ЦСКА никто не перебегал и не превзошел функционально, и в концовке каждой встречи у нас оставались силы добавить. О чем тогда можно говорить?

- Может быть, об отсутствии эмоциональной свежести?

- Сразу после матча с "Тереком" Вася Березуцкий пожаловался, что у него эмоции на исходе. Тогда я у него спросил: может, тебе пропустить матч в Палермо? Знаете, что он ответил? "Да вы что! Эмоций и так нет, а если я еще и матч пропущу!" На мой взгляд, игры с "Динамо" и "Сатурном" были для нас едва ли не самыми эмоциональными в этом сезоне. Можно искать причины неудач где угодно, но глубже меня никто матчи ЦСКА не анализирует - это моя профессиональная обязанность. И могу уверить, что столь простыми причинами наши ничьи не объяснишь.

15 ЧЕЛОВЕК ДЛЯ "ПАЛЕРМО"

- Каким будет состав на московский матч с "Палермо"? Ждать ли серьезной ротации?

- Здесь можно применить голую математику: у нас в команде сейчас 18 полевых игроков. Двое, Алексей Березуцкий и Думбья, на сегодняшний день травмированы. Набабкин дисквалифицирован на следующий матч чемпионата России, поэтому есть смысл дать сыграть на его месте тому, кто выйдет против "Крыльев", чтобы тот не делал это с чистого листа. Остается 15 человек на 10 позиций, а с учетом замен я и вовсе могу дать полноценно отдохнуть разве что паре игроков основного состава.

- Но речь скорее о том, чтобы дать сыграть тем, кто давно не появлялся на поле: Алдонину, Рахимичу, Одиа.

- Они в списке пятнадцати. Но если мы даже всех их выпустим на поле, остальные все равно останутся теми же. А ротация в два-три человека у нас происходит постоянно. Да и вообще - разве кто-то из основного состава провел последние матчи некачественно? Зачем их менять, если они играют нормально и не испытывают особой усталости?

- А тот фактор, что кто-то может засидеться на лавке, в расчет не принимаете?

- Ну, знаете, тогда и Акинфеева надо менять только потому, что Чепчугов засиделся на лавке. Но правильно ли это?

- Дзагоева вы в последних матчах пробуете на месте опорного полузащитника. Попытка найти ему место на поле?

- Да. Сегодня мы играем схему 4-4-2, в которой позиция фланговых атакующих игроков заметно отличается от 4-3-3 - здесь они более ярко выраженные "бровочники". Учитывая же наличие пары форвардов Думбья - Вагнер и таких стопроцентно крайних игроков, как Гонсалес, Секу и Тошич, единственной позицией для Дзагоева остается место центрального хавбека, того, который больше нацелен на атаку. Может быть, Алан со временем наберет такую форму, что Думбья с Вагнером останется бороться за единственную оставшуюся позицию в атаке. Но сегодня все обстоит именно так, как обстоит.

- А почему в Раменском вы заменили Алана сразу после перерыва?

- Нам требовалось немного видоизменить тактическую схему. У нас было большое преимущество во фланговых зонах, и мы хотели несколько сбалансировать игру в центре, перейдя фактически на игру в 4-2-4. Но гол, пропущенный на первой же минуте тайма, задумку несколько смазал. Хотя преимущество ЦСКА в концовке все равно было подавляющим.

- Как чувствуете, клубное руководство сильно недовольно последними результатами?

- Пока оно нас полностью поддерживает. Однако я прекрасно понимаю, что главный критерий работы тренера - результат и что в ЦСКА мало кого интересует, почему потеряны очки: куда важнее сам факт, что они потеряны. И все же могу судить по себе: я бы и готов высказать игрокам претензии, но за что?

- Оптимизма, похоже, не теряете?

- Горевать некогда - надо работать, доводя все до конца. Сегодня наша цель - второе место, и ее достижение полностью в наших руках. Основная задача на данном этапе - донести эту мысль до игроков. Не в плане констатации, а в плане веры.

Борис ЛЕВИН