В ожидании ядра

Telegram Дзен

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Не последний вопрос, волнующий всех, кому небезразличен "Спартак": кто в его нынешнем составе способен стать наследником Нетто, Онопко и Тихонова? Иными словами, настоящим красно-белым капитаном.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

ПО-ВРАТАРСКИ ИЛИ ПО-ЛИДЕРСКИ?

Капитаны в "Спартаке" были разные. Избираемые, назначаемые, фактурные, негромкие, скромные по габаритам или же, напротив, "высокие и важные, с витринами зеркальными, с гирляндами огней". Но была у них во все времена обязательная объединяющая черта - лидерство. Если не "раздевалочное", так "полевое".

Каждый из спартаковских капитанов умел обращаться с мячом либо командовать людьми чуть лучше, чем остальная команда. И обладал достаточным клубным стажем, без которого лидерство в принципе невозможно.

В этом месте на бумагу просится фраза: "Пришли другие времена", - но употребить ее в таком контексте было бы чистой воды украшательством. Времена всегда приходят другие. И люди им вослед - тоже. А скрип по прошлому, который мы частенько слышим по поводу и без, - неизбежная этим временам дань.

Тем не менее перед игрой с "Зенитом" ситуация в "Спартаке" действительно создалась нестандартная. Штатный капитан команды Алекс был травмирован, его заместитель Штранцль не имел никаких гарантий попадания в стартовый состав. Именно поэтому всего лишь за сутки до игры Валерий Карпин признался в интервью "СЭ", что пока не знает, кто наденет капитанскую повязку.

Надел ее в итоге 33-летний голкипер Андрей Дикань. Беседуя в день игры с человеком, глубоко посвященным в дела команды, мы сошлись во мнении, что кандидатура вратаря, несмотря на его скромный спартаковский стаж, и впрямь одна из самых вероятных. Действовали методом исключения: "Вон тот молод еще, этот тих, а тот скромноват". Ну и так далее. Дикань же на фоне большинства партнеров представлялся человеком серьезным и в хорошем смысле возрастным.

Наблюдая чуть позже за исполнением Диканем капитанских функций, захотелось отметить: вратарского в его действиях было больше, чем капитанского. Пару раз голкипер устроил нагоняй защитникам, что характерно для всех вратарей мира, в нескольких эпизодах серьезно выручил команду, поступив, несомненно, по-лидерски, но в то же время в полном соответствии со своей игровой специализацией.

"Спартак" выиграл, показав живой и бойкий футбол. В следующей игре с "Ростовом" в строй вернулся Штранцль, и капитанская повязка оказалась на его руке. Однако сама тема, не имеющая ни малейшего отношения к итогам игр с "Зенитом" и "Роством", на этом, мне кажется, не исчерпана. И вот почему.

С НИМ ИЛИ БЕЗ?

Формальное назначение капитана - задача не самая легкая, но решаемая. Тренер или команда определяют кандидатуру, игрок приступает к исполнению капитанских обязанностей. Хорошо ли, плохо ли он будет их исполнять, зависит от самого игрока. Но для команды крайне важно, чтобы капитан у нее был не формальный, а настоящий. И чтобы обязанности свои он выполнял хорошо, каким бы старомодным ни казался кому-то такой подход.

Что такое в данном случае "хорошо"? В ответе на этот вопрос не обойтись без трюизмов. Хороший капитан - не только и не столько носитель повязки, сколько своеобразное энергетическое ядро, второй человек после тренера. А иногда, между прочим, и первый, если тренер в команде новый, а капитан - многолетний. И еще - постоянный личный пример. Это обязательно, без примера никак.

Есть, правда, клубы - самый известный из них "Реал", - в которых капитаном автоматически становится тот, кто провел за команду больше матчей. Что, с одной стороны, устраняет головную боль по поводу выбора всякий раз новой кандидатуры, а с другой - делает обязанности капитана несколько номинальными. Созрел ли для такой системы "Спартак"? Готовы ли красно-белые сделать фигуру капитана почти представительской либо сочтут важным не ограничиваться в сплочении команды силой бренда, а добавить к этому еще и личностную составляющую?

Способы поддержания капитаном своего авторитета могут быть самыми разными. Курбан Бердыев рассказывал мне несколько лет назад о том, как только что перешедший в "Рубин" Сергей Семак задал на тренировках невиданный потолок требовательности к самому себе, не насилуя и не понукая при этом окружающих. В его самоотдаче и спокойствии команда увидела то же, что и тренер: в Казань приехал настоящий капитан.

Претендентом номер один на капитанство, где бы он ни играл, всегда считался Сергей Горлукович. Дело было не только в его бесстрашии и работоспособности, но и в атаманских задатках защитника, способного породить, убить и прокомментировать все это с высокой степенью убедительности. Андрею Тихонову в свое время помогали холодный расчет, житейская хитрость и хорошо управляемая гневливость, чаще демонстрируемая не на людях, а внутри коллектива. Андрею Пятницкому - требовательность и перманентная неудовлетворенность достигнутым. Виктору Онопко - мудрость и надежность, что в жизни, что в игре.

Из известных неспартаковских примеров вспоминаются прежде всего Дмитрий Лоськов, способный вызывать всеобщее уважение, Тимур Джабраилов из "Терека", взращенный на крепкой смеси личных качеств и кавказской национально-клановой системы, Сергей Харламов из "Рубина", уже не проходивший в состав, но остававшийся признанным лидером.

Бывают, конечно, и конструкции с неявно выраженной гегемонией кого-то из игроков. Лет десять назад этот случай в интервью "СЭ" образно описал главный тренер нижегородского "Локомотива" Валерий Овчинников. "Капитанов нам не надо, капитаном буду я!" - таким вот незарифмованным двустишием ответил он на вопрос о судьбе повязки с буквой "К" в его команде. Пошутил, но суть отразил верно: при таком вожде, как Овчинников (да и Карпин, кстати), тренер может и не делиться властью, а управлять командой в одиночку.

И все же с капитаном, как показывает жизнь, сподручнее. С настоящим, матерым, чувствующим себя в команде своим, а саму команду - своей. Временщик на эту роль не подойдет, тут желательна фигура вроде Пуйоля, Роя Кина или Мальдини. То есть наделенная доверием верхов, обласканная болельщиками и почитаемая одноклубниками.

КТО "ДЯДЬКА", КТО ПАСТЫРЬ?

Кто в нынешнем "Спартаке" способен взвалить на себя такую ношу?

В "нынешнем" - уточнение важное, поскольку некоторых претендентов мы сегодня можем рассматривать лишь в перспективе. Того же Диканя, например, который уже известен нам как фигура опытная и трудолюбивая. Но обладает ли он чертами агитатора, горлана, главаря, сказать пока затруднительно - на виду у широкой публики спартаковский вратарь совсем недавно.

Неспроста, разумеется, носит повязку Алекс. Русский язык он уже знает лучше всех спартаковских латиноамериканцев, серьезен в жизни, в том числе нефутбольной, и считается стержнем командного созидания. Но капитанство - все же что-то немного другое, по смыслу более широкое. Особенно когда речь идет о духовном главенстве в самой популярной команде не родной для игрока страны.

Охотно верю, что стать старшиной спартаковской роты у Алекса рано или поздно получится. Но сегодня об этом можно говорить только в сослагательном наклонении: слишком велика ментальная дистанция между бразильцем и окружающими его в России реалиями. Для Алекса сейчас весьма непросто выстроить разумный диалог с теми же судьями, например. Да и готовность легионеров к дополнительной общественной нагрузке естественна далеко не всегда. Для того чтобы быть "дядькой" и пастырем одновременно, им неплохо бы владеть нашим языком, понимать страну и ее жителей, иметь желание задержаться в этой стране подольше - и не только из-за суммы контракта. Пусть все это и отдает махровым идеализмом.

Штранцль. Серьезный мужчина, профессионал. Но сильно "залимичен" и больше соответствует приставке "вице-". В игре с "Ростовом" защитник Штранцль на поле присутствовал, капитана Штранцля рассмотреть было сложнее.

Макеев и Паршивлюк молоды, хотя последний уже и надевал повязку. Сухи был капитаном в чешской молодежке и "Славии", что отнюдь не гарантирует ему того же в более сильных лиге и клубе. Пареха в человеческом и лидерском плане - большой вопросительный знак. Ибсон, на мой субъективный взгляд, слегка игрив, что, впрочем, не касается официальных матчей. Насчет Майданы многое понятно без слов. (Речь, напомню, идет лишь о возможном капитанстве, а не о мастерстве или человеческой душе.)

У Веллитона едва ли не самый большой спартаковский стаж. Но и его представить капитаном сложно. Бразилец всегда чуть-чуть на своей волне, он специалист узкого профиля на поле и выглядит интравертом в жизни. Это не хорошо и не плохо, просто образ Веллитона не очень вяжется с предводителем какой бы то ни было группы людей. Возможно, пока не вяжется.

А вот следующие четыре фигуры заслуживают, мне кажется, большего внимания. Специально уточнил вчера в динамовских кругах: братья Комбаровы по натуре - лидеры. Кирилл чуть постарше, Дмитрий помягче, один чуть профессиональнее, другой везучее - различий хватает. Но отношение к жизни и футболу у обоих серьезное, прошитое ниткой суровости и, я бы сказал, мачизма. Никаких гарантий их роста, да и самой тяги к капитанству, сегодня никто не даст. Хотя бы потому, что один брат вообще не играет, а второй еще не дотягивает до статуса командного гвоздя, вокруг которого вертится спартаковский футбол. Но сама мысль о том, что со временем, может быть, все у Комбаровых сложится и срастется как надо, в голове вполне укладывается.

Не стал бы забывать и о Макгиди. Ирландец есть ирландец. К тому же Эйден - игрок заводной, взрывной, активный. С другой стороны, все, сказанное выше об иностранцах, относится в полной мере и к нему. Другие менталитет, воспитание, язык, жизненные ценности. Отработать контракт и не иметь лишних забот спокойнее, чем обременять себя капитанской властью во имя не до конца ясных легионеру целей.

Говоря о Шешукове, ограничусь сухими фактами: он капитанствовал и в омской динамовской школе, и в спартаковском дубле, и в дальневосточном "Луче", и в российской молодежке, отличаясь на поле прежде всего надежностью. Как у него сложится в "Спартаке", достанет ли мастерства для высокой цели, сейчас не угадать. Да и не стоит этим заниматься, наверное. Но видеть в игроке потенциального капитана публике не возбраняется, не так ли?

Она, спартаковская публика, совершенно точно мечтает о формировании в команде долговременной человеческой оси, которая не разрушалась бы каждой сменой тренера или очередной ураганной селекцией. Потому что оседлость в клубе "своих" людей - признак капитальности всего футбольного дома, преемственности традиций, здорового патриотизма, наконец.

* * *

Мне очень не хотелось бы, чтобы эти заметки были восприняты как советы тренерскому штабу "Спартака" - кого следует или не следует назначать капитаном. Любое раскачивание ситуации здесь бессмысленно, поскольку Карпин знаком с обстоятельствами многократно лучше всех посторонних. А значит, и решения его взвешенны, продиктованы жизнью.

Однако есть у болельщиков команды право, которое у них никто не отнимет. Это право - вспоминать о спартаковских капитанах прошлого: Нетто, Онопко, Тихонове, Аленичеве, Дасаеве… Вспоминать, сравнивать с нынешними временами и надеяться: при новых Акелах красно-белая стая сможет выглядеть на поле еще ударнее, чем в победных матчах с "Зенитом" и тем более - с "Ростовом".

ПЯТЬ КАПИТАНОВ - ТОЛЬКО В ПРОВАЛЬНЫЕ ГОДЫ

В матче с "Зенитом" вратарь Андрей Дикань стал уже 5-м капитаном "Спартака" в сезоне-2010.

Начинали чемпионат спартаковцы при Мартине Йиранеке, который по ходу турнира потерял место в основном составе. В двух встречах первого круга (в 8-м и 14-м турах) команду выводил на поле Мартин Штранцль, после чего капитанская повязка перешла - на 9 матчей - к Алексу. Тот в домашнем поединке с "Аланией" (3:0) получил травму, и в Новосибирске эти полномочия перешли к Сергею Паршивлюку, который был капитаном всего 74 минуты - получил травму и выбыл до конца сезона. А так как во встрече с "Зенитом" не участвовал ни один из четырех предыдущих капитанов, им был назначен Дикань, проводивший в премьер-лиге лишь 7-й матч за "Спартак". Впрочем, уже через 3 дня - во встрече с "Ростовом" - красно-белых на поле в третий раз в сезоне вывел Штранцль.

Примечательно, что Дикань оказался уже 17-м капитаном за 9 лет (2002 - 2010) - с тех пор как "Спартак" в последний раз стал чемпионом в 2001 году. При этом столь много капитанов (тоже по 5) у спартаковцев было только в двух неудачных сезонах-2004 и -2008, в каждом из которых они занимали 8-е место. В то же время почти половину встреч за этот период (131 из 266) красно-белые провели с Егором Титовым. (Вадим КРЫЛОВ)

17 капитанов "Спартака" в чемпионатах России-2002-2010

Игрок

Сезоны

И

В

Н

П

Мячи

О

%

Егор ТИТОВ

2002-2003, 2005-2008

131

65

37

29

222-164

232

59,0

Мартин ЙИРАНЕК

2007-2010

42

20

9

13

76-52

69

54,8

АЛЕКС

2009, 2010

12

8

1

3

23-13

25

69,4

МОЦАРТ

2008

10

5

3

2

15-9

18

60,0

Войцех КОВАЛЕВСКИ

2004-2006

10

4

4

2

16-11

16

53,3

Дмитрий ПАРФЕНОВ

2002, 2004

9

4

2

3

13-14

14

51,9

Владимир БЕСЧАСТНЫХ

2002

9

3

3

3

13-11

12

44,4

Радослав КОВАЧ

2008

9

3

3

3

9-9

12

44,4

Юрий КОВТУН

2003, 2004

9

3

2

4

9-11

11

40,7

Дмитрий АЛЕНИЧЕВ

2004, 2005

8

3

1

4

10-11

10

41,7

Игор МИТРЕСКИ

2004

6

2

1

3

12-11

7

38,9

Роман ПАВЛЮЧЕНКО

2008

4

2

2

0

7-3

8

66,7

Мартин ШТРАНЦЛЬ

2010

3

2

1

0

4-1

7

77,8

Сергей КОВАЛЬЧУК

2006

1

1

0

0

1-0

3

100,0

Андрей ДИКАНЬ

2010

1

1

0

0

1-0

3

100,0

Максим КАЛИНИЧЕНКО

2007

1

0

1

0

0-0

1

33,3

Сергей ПАРШИВЛЮК

2010

1

0

1

0

0-0

1

33,3

 

Егор Титов: "После побед в капитаны можно на эмоциях выдвинуть любого"

Мнением на обсуждаемую тему поделился с "СЭ" футболист, сам выводивший красно-белых на поле с 2000-го по 2008 год

- Не вижу сейчас в "Спартаке" такой харизматической личности, какими были Нетто, Симонян, Ловчев, Романцев, Аленичев, Тихонов, Цымбаларь - великие капитаны! - говорит Титов. - Разве что сам Карпин взвалит на себя еще и эту ношу. Но это, сами понимаете, нереально. А тут еще из-за эпидемии травм в каждой игре новый капитан. Алекс, Штранцль, Паршивлюк, Дикань - кто следующий?

- В этом году кто-то еще может примерить капитанскую повязку?

- Наверное, Веллитон. В "Спартаке" он давно, как никто другой, способен забить гол в нужный момент, повести за собой партнеров.

- Как относитесь к тому, что по штату капитан "Спартака" Алекс?

- Удивительно, но повязка впервые была доверена бразильцу, когда он отыграл в команде всего год и толком не знал русского. Карпину, однако, тогда попросту не из кого было выбирать: опытных россиян не осталось. Кроме того, мне кажется, тренер хотел подхлестнуть плеймейкера, дать ему понять: ты лидер команды и должен показывать пример своей игрой. Такой психологический ход имеет право на жизнь.

- Между тем сезон-2010 в роли капитана "Спартака" начал Йиранек, унаследовавший повязку от вас.

- По Мартину не может быть вопросов: безусловно, он был достоин быть капитаном. Хороший футболист, очень хороший человек, на тот момент отыграл в "Спартаке" уже пять лет и, что важно, не имел языкового барьера.

- А то, что у Алекса он есть, существенный минус?

- Уж точно не плюс. Между прочим, Карпин в Испании стал капитаном после того, как отыграл в "Сельте" много лет и пользовался огромным авторитетом. Кроме того, он, по свидетельству людей сведущих, без акцента говорит по-испански.

- У первого зама Алекса дела с языком обстоят лучше?

- Штранцль - молодец! Когда в начале года я приехал на один из предсезонных сборов, был поражен его успехами. Знаю, что австрийцам, как и немцам, русский язык дается тяжело, а с Мартином можно было свободно общаться на любые темы. Штранцль проходит в капитаны и по времени, проведенному в "Спартаке". По-моему, в "Реале" существует правило: повязку надевает тот, кто больше всех матчей сыграл за клуб. Может, красно-белым стоит пойти по тому же пути?

К слову, когда меня еще 24-летним Олег Романцев выдвинул в капитаны, он, видимо, учитывал этот фактор. По числу игр за "Спартак" со мною тогда мог посоперничать лишь Дмитрий Ананко. Хотя, помню, чувствовал себя неловко перед более возрастными партнерами. Видимо, у русских людей такой менталитет: подчиняться старшим. Как в армии. Мальчишкой, добираясь в Сокольники на метро в час пик, знал: если сейчас присяду, уже через секунду встану. И точно: входила бабушка - тут же уступал ей место.

- Вы вспоминаете о неловкости, а что тогда мог испытывать Паршивлюк, который вывел "Спартак" на игру с "Челси" в 21 (!) год.

- Не видел лица Сергея перед началом матча, когда капитаны команд и судьи проводят под прицелом телекамер необходимые мероприятия, но на сто процентов уверен: чувствовал он себя более чем неуютно! Конечно, после игры начинаешь испытывать гордость, а до нее - только волнение и неловкость. Особенно в первый раз. При этом против Паршивлюка ничего не имею, даже называю его своим подопечным. Дело в том, что после ухода Аленичева некоторое время я жил в комнате один, а затем ко мне подселили Серегу. Спросили: не против? Конечно, нет! Так и прожили вместе на базе около двух сезонов. Поэтому сейчас радуюсь любым его успехам, горжусь, что ему доверили повязку. Пусть во многом от безысходности.

- Увы, Паршивлюк выбыл до конца сезона, и против "Зенита" у "Спартака" был пятый за чемпионат капитан - Дикань. Почему в условиях форс-мажора выбор пал на вратаря, который в команде без году неделя?

- Тут все по пословице: мал золотник, да дорог. Хотя Дикань по габаритам далеко не мал, но своей игрой за эти всего-то пару месяцев он сделал для команды больше, чем иные за год или два. Из матча в матч человек выручает, по-настоящему творит в воротах. Вот и во встрече с "Ростовом" сыграл очень надежно, хотя один мяч пропустил, там была не его ошибка. В общем, правильная кандидатура. А возьмите еще одного новичка, Дмитрия Комбарова, в концовке игры с "Зенитом" взявшего на себя ответственность пробить пенальти. Если бы ему доверили повязку, разве кто-нибудь из болельщиков возражал бы? Вообще после побед в капитаны можно на эмоциях выдвинуть любого игрока. А выбор остается за главным тренером.

- Напоследок не самый приятный вопрос: что можете ответить людям, неоднозначно относившимся к вашему многолетнему капитанству?

- Многие, особенно ваши коллеги, частенько пинали меня. С чем-то могу поспорить, с чем-то соглашусь. У меня слишком спокойный характер, что в данном случае, возможно, недостаток. Но я всегда понимал: за любой неудачный матч команды спросят в первую очередь с меня. В итоге, когда мы с Максом Калиниченко и Моцартом стали козлами отпущения, резюме было такое: не отвечали требованиям капитана и вице-капитанов. Хотелось бы, чтобы нынешние спартаковцы, надевающие повязку, помнили о том, что высокое доверие подразумевает и повышенный спрос.

Алексей ЩУКИН