No limits

Telegram Дзен

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

В середине 2009 года на общем собрании РФПЛ состоялось голосование клубов по поводу снижения лимита на легионеров. Пятнадцать из шестнадцати проголосовали за его смягчение в той или иной форме (против высказалось лишь "Динамо"). Однако сезон был доигран, начался следующий, закончился и он, а воз, что называется, остался там, где стоял. На поле в одной команде по-прежнему имеют право появляться одновременно только шесть иностранных игроков.

Тем не менее есть все основания предполагать, что к началу следующего чемпионата, который растянется аж на полтора года, возврат к старой формуле "7+4" с определенными изменениями и в трактовке понятия "легионер" все же произойдет. Гадать, когда и как это случится, пожалуй, не имеет смысла – слишком непредсказуемое у нас футбольное ведомство. Но поговорить о лимите, вспомнить его плюсы и минусы, нам ничто не мешает, тем более что чемпионат завершен, а межсезонье – именно та пора, во время которой принимаются все судьбоносные решения.

Одно, напомним, на днях уже приняли. Думается, что смягчение лимита на фоне лишения прав ПФЛ будет представляться воистину мудрым решением, которому похлопают и вечно всем недовольные скептики. В конце концов игра на контрастах – это то, что позволяет крепко стоять на ногах даже самым непопулярным руководителям. Новая интерпретация кнута и пряника.

По большому счету у лимита есть один главный плюс и один главный минус. То, ради чего он, собственно, был придуман – дать дорогу российским футболистам, и то, почему его нещадно критикуют – убивает, дескать, конкуренцию, отсутствие которой ведет к деградации. Именно из этого вытекают все остальные "за" и "против". 

Первых меньше, хотя они с точки зрения "интересов российского футбола" весомее. За жесткий лимит традиционно выступают люди, причастные к национальной сборной. В первую очередь, конечно, ее тренеры. И Гус Хиддинк, который в 2006 году говорил о том, что в российских клубах должно быть не больше трех-четырех иностранцев, и Дик Адвокат всегда поддерживали это противоречивое начинание РФС. Но если первый голландец четыре года назад не мог предположить, к чему приведет лимит, то второму это должно быть известно. И даже в этих условиях, когда, по его собственному признанию, талантов практически нет, он по-прежнему поддерживает ограничения, гарантирующие соблюдение интересов сборной. Они, напомним, подразумевают наличие жесткого ценза на иностранцев в чемпионате и благоприятный режим для тех, у кого есть российский паспорт. Какой-никакой, но выбор у Адвоката благодаря лимиту есть.  

У противников футбольного протекционизма аргументов больше. Отсутствие конкуренции, неоправданно огромные зарплаты россиян, искусственное выращивание футболистов, рост количества, а не качества – вот терминология, которой оперируют клубные тренеры, критикуя существующий порядок вещей.

Один из таких тренеров – Валерий Карпин. "Лимит порождает отсутствие реальной конкуренции, - говорил он в интервью "СЭ" в начале минувшего сезона. - Часто ли слышал высказывания вроде "Я россиянин - ставьте в состав, добавляйте зарплату"? Доводилось - не только от игроков, но и от их агентов. "Ну вам же нужны русские, вы же без них не можете", - все эти фразы мне знакомы".

Ждать от ужесточения лимита роста мастерства своих футболистов – занятие бесполезное, уверен Карпин. Согласны с ним и многие коллеги. В самом деле, даже если говорить о сборной, то те, на ком строится ее игра, стали мастерами не благодаря лимиту. Они заиграли в своих клубах и получили известность, когда этого правила либо еще не было, либо оно только-только вводилось.

Понятно, что клубные тренеры преследуют исключительно свои интересы и что проблемы сборной их по большому счету волнуют мало. На мой взгляд, красивые фразы о патриотизме и общих целях – реверанс болельщикам, и не более того. Плохо ли это? Не думаю. Прагматично? Конечно.

Клубам хочется показывать хороший результат, а с большинством российских футболистов этого сделать не получается. Почему их уровень низок? Все просто – зачем напрягаться, если твоих навыков достаточно, чтобы не только получать хорошую зарплату, но и гарантированно проходить в состав? Вот и висят такие игроки ярмом на шеях у своих команд. Особо язвительные болельщики называют их "паспортами", а тренеры в приватных разговорах закатывают глаза и мечтают о реформах.

Они не за горами.

Мнение о лимите руководителей клубов премьер-лиги

История лимита на легионеров в российском футболе