Кому - "гарюха", а кому - изумрудный газон

Telegram Дзен

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Межсезонье - череда сборов с изнуряющими нагрузками и монотонностью быта. Корреспондент "СЭ", игравший в 70-е, и футболист, продолжающий выступать, сравнивают, в каких условиях команды тренировались в советское время и в каких готовятся сейчас.

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ

Юрий Иванов: - Над ежегодно встававшим вопросом, куда поехать на сбор, тренеры в мое время не ломали головы. Сочинское побережье да Кавминводы - дальше этих мест не простирались их фантазии. Десятки команд слетались зимой в обжитые южные регионы - и совсем не потому, что там было комфортно. Просто выбор отсутствовал, а поиск заповедных зон мог обернуться еще большими проблемами.

Однажды наш тренер Виктор Марьенко решил обхитрить всех и отвез "Шинник" в "солнечный" Андижан: посчитал, что и погода в республике хлопкоробов будет отличная, и претендентов на единственное в городе поле не найдется. Прилетели, вокруг сугробы, в гостинице стены фанерные, рамы в одно стекло и такой "колотун"! Мы, естественно, бросились в магазин, скупили электрообогреватели, врубили, но вылетели пробки, что дало основание администрации конфисковать всю нашу технику. Так и промучились четыре недели.

Андрей Тихонов: - Я побывал на сборах во многих странах и вот что скажу: абсолютно неважно, куда тебя отвезут. Лишь бы руководство угадало с погодой, обеспечило комфортное проживание, а главное - хорошие условия для тренировок. Сейчас это сделать довольно легко. Европейские курорты с удовольствием принимают клубы, поскольку в январе-феврале отдыхающих мало, а приезд далеко не бедных гостей обеспечивает занятость работникам отелей и стабильную прибыль.

ОТЕЛИ

Иванов: - Только несколько клубов имели на черноморском побережье собственные базы. Остальные базировались в "Приморской", "Жемчужине", "Камелии", что в центре Сочи, где особым обхождением их не жаловали. Служащие сразу и жестко давали понять, кто есть кто в их вотчине, и постоянно мели, скребли, травили какой-то пахучей гадостью насекомых в коридорах. Причем и пылесосы врубались, и уборка в номерах начиналась исключительно в тихий час. Да что рассказывать - о "ненавязчивом" гостиничном сервисе советской поры слагались легенды.

Тихонов: - Обычно нас расселяют в пяти звездах. Живем по два человека в номере: коротать две недели в "одиночке" тоскливо. Бассейны, сауны, тренажерные залы… Для гостиниц такого класса это норма. Существуют фирмы, специализирующиеся на организации сборов. Они и договариваются о ценах, информируют о возможностях отелей. Руководству остается лишь выбирать, где лучше заняться "физикой", где игровой подготовкой. Последний перед сезоном сбор, например, команды стараются провести в климатических условиях, приближенных к российской весне. Ну и пожалуйста! Хорватия всегда готова принять.

ПИТАНИЕ

Иванов: - Кулинарными изысками нас не баловали. Кормили обильно, калорийно, но однообразно. Я, например, за десяток футбольных лет наелся творога и сосисок с яичницей на всю оставшуюся жизнь. Но других блюд на завтрак попросту не было в ресторанном меню. В обед, ужин - другое дело: здесь наш доктор, он же - диетолог, получал хоть какой-то простор для творчества.

Тихонов: - С питанием сейчас никаких проблем. Живем на условиях "все включено", везде "шведские столы" - приходишь и кушаешь то, к чему дома привык. Утром хочешь - ешь яичницу с беконом, хочешь - молочные продукты, зелень, фрукты. В обед многие рыбу предпочитают мясу. И на ужине у каждого свои приоритеты. Врачи не навязывают ничего. По крайней мере я ни разу с этим не сталкивался.

ПОЛЯ

Иванов: - Полей в мое время катастрофически не хватало. На легендарной сочинской "гарюхе" (гаревое поле) месили грязь или глотали пыль чуть ли не до полуночи. Но у многих клубов и такой возможности не было. Вот почему даже малопригодные для занятий площадки расписывались поминутно. На усыпанном камнями "огороде" совхоза "Веселое", что в десятке километров от Адлера, например, не одно поколение футболистов голеностопы "укрепляло", и никто не роптал. Почему? Даже после мощного ливня вода минут через десять-пятнадцать уходила в песок, а таким дренажем ни один стадион в округе не мог похвастать.

Тихонов: - На твердую "четверку" тянут в настоящее время почти все поля. И особенно в зимний период. Приезжаешь, ну скажем, в Турцию, а они не тронуты никем. Погода в это время хорошая, и трава восстанавливается очень быстро. Ближе к весне, правда, газоны становятся хуже, но не настолько, чтобы отражаться на качестве работы. К тому же тренеры стараются их не перегружать, благо возможность есть - в крупных гостиницах в прекрасном состоянии целые комплексы полей. Правда, там и команд иногда собирается много. Вот почему некоторые клубы предпочитают останавливаться в небольших отелях.

НАГРУЗКИ

Иванов: - Грузили команды после отпуска по полной, тем более что прежде сборы было намного продолжительнее, чем сейчас. В основном кроссами. Тренер молодежной сборной СССР Всеволод Блинков, к примеру, регулярно отправлял нас своим ходом из того же Веселого до гостиницы после двухчасовых тренировок, а это, напомню, добрый десяток километров. Мы, правда, стали деньжата с собой прихватывать, чтобы проезжать на "попутках" какой-то отрезок пути. Но вскоре хитрость всплыла - и контроль усилился.

А владимирское "Торпедо", где мне тоже довелось выступать, запомнилось забегами на гору Большой Ахун. "Тягун" в три километра вытягивал все жилы, а "сачкануть" не было возможности - начальство сзади на автобусе поджимало. Какого-либо углубленного врачебного контроля, признаюсь, не припомню. Приезжала, правда, однажды в Адлер бригада медиков из столичного инфизкульта, помучила тестами, вычертила графики - с тем и отбыла, не оставив никаких рекомендаций. Как выяснилось позже, полученные данные им требовались для диссертаций.

О чем еще не могу не сказать, так это о зарядке. До сих пор вспоминаю ее с содроганием. В 8.00 дежурный всех поднимал, от предыдущих нагрузок болело тело, не гнулись ноги, а тебе предлагали побегать по песочку, покидать в море валуны, раз сорок присесть с партнером на плечах, раз двадцать отжаться... Причем нам еще везло. Однажды владимирское "Торпедо" проживало в сочинской "Жемчужине" вместе с украинским "Днепром", которым руководил Валерий Лобановский. И наши "два притопа, три прихлопа" на фоне его экзекуций выглядели детским лепетом. Едва продрав ото сна глаза, хлопцы горбатились на набережной как минимум час, и работа под секундомер выполнялась исключительно скоростно-силовая.

Тихонов: - Физические нагрузки на первых сборах всегда приличные. И кроссов много, и круги по стадиону наматываем. Бегаем, конечно, с пульсометром и определителем давления. Потом все данные вводятся в компьютер, и доктора видят, какую нагрузку получил каждый футболист, динамику восстановления, после чего дают тренерам советы. Так что работаем по науке.

К тому же сейчас в каждой команде обязательны специалисты по физподготовке. Они отвечают за функциональное состояние игроков. В "Спартаке" же, помнится, Олег Романцев справлялся с их функциями в одиночку - и разминку, и основную часть проводил самостоятельно, причем нагрузки рассчитывал идеально. По времени мы тренировались мало, но очень интенсивно. И команда играла здорово.

К зарядке разный подход, но обычно тренеры на ней не настаивают и правильно делают. Это, по-моему, прошлый век. Надо позволять футболисту полноценно отдохнуть, а не насиловать его организм. Догрузить можно и на тренировках. Побудка же в семь утра - всегда стресс. Медосмотр, взвешивание, измерение давления - вот что обязательно. Нагрузки-то серьезные.