Помощник главного тренера "Спартака" Андрей Тихонов, недавно вернувшийся в клуб после 11-летнего перерыва, дал первое интервью официальному сайту красно-белых.
- В пятницу вы провели первую тренировку после возвращения в "Спартак", причем отработали ее от начала до конца.
- Провести полную тренировку, все полтора часа, когда ты уже давно не тренируешься, не так просто, но зато потом ночью я крепко спал.
- А перед этим вы готовились к таким нагрузкам?
- Где-то в мыслях было продолжить играть в футбол, но сейчас я уже успокоился и в новой роли чувствую себя великолепно. Если бы я хотел играть дальше, то уехал в какой-нибудь клуб первого дивизиона, тем более что предложения у меня были. Но все, что ни делается, – к лучшему. Я отверг все предложения, и после этого, к своему счастью, попал в "Спартак".
- При каких обстоятельствах вам предложили место в тренерском штабе красно-белых?
- В Москве был грипп, школы закрыли на карантин, поэтому мы всей семьей уехали на две недели отдыхать в Сочи. Затем мне поступил звонок, и я даже не понял, кто это. Потом голос на том конце провода сказал, что это Валера Карпин. Сначала я был в некотором недоумении, а когда прозвучали слова: "Не хотел ли бы ты поработать в "Спартаке"?", вообще впал в ступор и не мог ничего ответить. Но спустя несколько секунд Карпин спросил: "Ты за?" Я сказал, что за.
- Когда вам позвонил Карпин, у вас не промелькнуло в голове, что вас могут пригласить в команду игроком?
- Нет, сразу было предложено место одного из помощников главного тренера.
- И вы почти сразу дали согласие, ни с кем не посоветовавшись?
- Я лежал, отдыхал, но при первых же словах сразу сел, потому что лежа о таких вещах не разговаривают. И, конечно, сказал "да". Поменяли билеты с семьей и вылетели на день раньше, чтобы успеть уехать на сбор с командой.
- Первым ощущением была радость?
- Да, огромная радость.
- Болельщики узнали об этом быстро. Наверное, телефон за тот день раскалился от звонков?
- Действительно, когда я предоставил в "Спартак" свои паспортные данные, то где-то эту информацию узнали, она вышла в интернет, и мне стали звонить.
- Ранее вы заявляли, что хотите еще поиграть. Почему же решили завершить карьеру футболиста?
- Если бы я хотел играть и цеплялся за любой вариант, как писали некоторые газеты, то уже был бы на сборе с другой командой. Но Бог отвел меня от этого и привел к тому, о чем я думал и мечтал последние годы.
- Вы мечтали о том, чтобы закончить карьеру и сразу приступить к тренерской деятельности?
- Думаю, любой бывший спартаковец мечтает рано или поздно вновь оказаться в клубе – и совершенно не важно, в какой роли и на какой работе. Но это всего лишь мечты: у кого-то они сбываются, у кого-то – нет, но мне, можно сказать, повезло.
- То есть если вы спартаковец, то это навсегда?
- Да. Тот же Егор Титов не раз говорил, что начинал карьеру в этой команде и хотел бы в ней ее и закончить. И думаю, если бы не определенные обстоятельства, так бы и произошло.
- В последние годы вы ходили на матчи "Спартака"? И что испытывали, сидя на трибуне?
- Испытывал любовь болельщиков, которые начинали скандировать мое имя, когда я приходил. Но таких моментов было очень мало, потому что я постоянно играл или тренировался в составе своей команды.
- В общем, "Спартаку" вы желали только успехов и всегда были одним из самых преданных болельщиков команды?
- Самые преданные болельщики – это те, что ездят с командой на гостевые матчи, переживают, отслеживают каждую клубную новость. Я все-таки поверхностно смотрел за "Спартаком", но, конечно, болел за красно-белых. Нельзя отыграть в команде 9 - 10 лет, отдать ей лучшие футбольные годы – и не переживать за нее.
***
- Наверное, особенно внимательно следили за левыми полузащитниками команды, то есть игроками своего амплуа?
- После моего ухода в "Спартаке" не было ярких левых полузащитников. Многие футболисты действовали на левом краю, но я не видел в них того, что показывал я, когда атакующая игра команды строилась во многом через левый фланг. Но тогда и партнеры у меня были потрясающие: Титов, Аленичев, Цымбаларь, Кечинов, Карпин, Бесчастных, Ледяхов, Пятницкий. Это плеяда футболистов, которых не вычеркнуть из истории "Спартака", и некоторые из них сейчас в клубе работают.
- При перечислении этих футболистов у иного болельщика "Спартака" по щеке покатится скупая мужская слеза…
- Это жизнь, никуда от нее не денешься. Команды меняются, люди приходят и уходят, а "Спартак" остается, и остаются болельщики, которых сейчас становится даже больше. Иногда смотришь на количество зрителей на матчах "Спартак" – ЦСКА или "Спартак" – "Зенит", и цифра 70 тысяч меня немного даже пугает. Но, с другой стороны, есть и к чему стремиться, потому что наши встречи с "Реалом" или "Интером" собирали и по 80 тысяч человек.
- Вот вы наконец вернулись в "Спартак". Вы вообще верите в правдивость первого впечатления?
- Когда я окунулся в атмосферу команды, то понял, что здесь от первой и до последней минуты дня все на высокопрофессиональном уровне. Я видел, как ребята работают: и в тренажерном зале, и на поле, и все очень серьезно. Никаких смешков или чего-то подобного. Видно, что все готовятся, работают, и даже придраться не к чему. И то, что сделал Валерий Карпин, вызывает к нему огромное уважение. Настолько все отлажено в команде, что, мне кажется, даже у нас такого не было.
- В то же время и руководство клуба делает все возможное, чтобы у Карпина были футболисты хорошего уровня.
- Полностью согласен. Выбирать игроков – прерогатива тренера. Я еще до конца здесь не освоился, но уже вижу, что если Валерий Георгиевич хочет приобрести футболиста и стремится его заполучить, наверху проблем не возникает. Слово тренера в "Спартаке" имеет огромное значение.
- Болельщики "Спартака" в данный момент приобретают абонементы на новый сезон. А среди ваших знакомых есть те, кто хотел бы обеспечить себе проход на домашние матчи команды?
- Конечно, и первой о таком желании заявила моя семья, которая снова захотела приходить и переживать за команду на стадионе. Мы всегда болели за "Спартак", но теперь у детей появился еще один повод для похода на матчи команды. Друзья тоже стали мне звонить по поводу приобретения абонементов, потому что хотят без очередей и спекулянтов спокойно ходить на футбол.
- "Спартак" сейчас для вас не чужой не только потому, что вы отдали команде свои лучшие годы, но и из-за того, что здесь есть много хорошо знакомых вам людей.
- И с главным тренером мы играли в одной команде, да и в целом все мои самые теплые воспоминания – о "Спартаке". В те годы был и результат, мы постоянно выступали в Лиге чемпионов. Конечно, приятно говорить о той команде, в которой мы играли и добивались результата под руководством Олега Ивановича Романцева.
- В бытность футболистом вы никогда не повышали голос на партнеров, но все равно были лидером во всех своих командах. В чем ваш секрет?
- Когда играл в "Спартаке", я и повышал голос, и кричал в раздевалке. Все это было, но в том нет ничего страшного, поскольку это рабочие подсказки партнерам. Тем не менее все мы оставались в дружеских отношениях. Это деловая обстановка, ведь кто-то должен говорить.
***
- Вы всегда отдавали себя игре без остатка. В противном случае очень трудно сделать кому-то замечание или что-то подсказать…
- Ты должен быть лидером на поле и показывать такую игру, чтобы не было стыдно указывать партнеру на его ошибки. Поэтому нужно было поддерживать тот уровень, который позволял бы говорить другому футболисту, хорошо он действует на поле или плохо. К тому же Олег Иванович всегда нас учил никогда не проигрывать. Так что и на тренировках, и во время матчей мы всегда бились до конца, и во многом поэтому нас называли фартовой командой. Ведь в концовках нам везло, потому что мы боролись до последней минуты.
- Как вам уровень мастерства сегодняшних спартаковцев?
- По тем двум дням, что я в команде, могу сказать, что все ребята хорошо оснащены технически, все стараются и готовы к тренировкам от и до. Но я прошел уже такую школу, когда на тренировках все игроки – Пеле, а когда выходят на поле в официальном матче, то все меняется.
Причины могут быть разными, в том числе психологического характера. На тренировке ты не закрепощен, а в игре один раз что-то не получилось, и команда из-за тебя может проиграть. Тем более что сейчас в "Спартаке" много молодых ребят, и не все готовы, выходя на поле, показывать то же, что демонстрируют на тренировках.
- В "Спартаке" еще много легионеров. Вы уже знаете, какой нужен к ним подход?
- На самом деле я пока сам только присматриваюсь, учусь, ловлю каждое слово других тренеров. Так что для меня сейчас идет та же школа. Можно сказать, что я смотрю в рот другим специалистам – на тренировках и на наших внутренних разборах. Главное в этом смысле – не упустить того, что хотят тренеры донести до футболистов.
- Кем вы сейчас себя ощущаете: Тихоновым-игроком или Тихоновым-тренером?
- Наверное, уже больше, чем на 50 процентов, ощущаю себя именно тренером. Я понимаю, что играть не буду и в данный момент отношусь к тренерскому составу. Поэтому нужно немного себя перебороть. Как сказал Сергей Юран, убить в себе футболиста. Психологически надо перейти эту грань, когда ты начнешь воспринимать действия футболистов уже как специалист, а не как их партнер.
- Представьте себе такую ситуацию. Еще пара тренировок на хорошем уровне, Валерий Карпин видит, что вы не уступаете партнерам и даже кого-то превосходите, и предлагает вам выйти на поле в качестве футболиста. Что вы ответите?
- Придется не очень хорошо тренироваться, чтобы у Валерия Георгиевича не возникло таких мыслей. Пусть играют молодые, тянутся вверх, у них есть здоровая конкуренция, а я постараюсь помочь, чем смогу: выйти на поле, заменить кого-то на 10 - 15 минут – но на тренировке. И свою форму поддержать, и команде помочь.
- И все-таки никогда не говори "никогда". Оставите болельщикам команды пусть и небольшой шанс снова увидеть Тихонова в красно-белой футболке? Может быть, это даже будет последний матч, но вас в качестве игрока увидеть еще раз очень хотелось бы.
- Время покажет. Три дня назад я даже не знал, что окажусь в "Спартаке", поэтому исключать такой вариант мы не будем. Главное, чтобы команда играла хорошо, добивалась результата и показывала ту игру, которая нравилась бы болельщикам. О себе я сейчас не думаю, а пытаюсь вникнуть во все, что происходит в клубе.
- Валерий Карпин, теперь вместе с вами, готовит команду к первому серьезному испытанию сезона – матчам Лиги Европы с "Базелем". Что вы думаете по поводу предстоящего противостояния со швейцарцами?
- Уже несколько дней мы просматриваем матчи этой команды. Она демонстрирует необычный футбол: крайние защитники бегут вперед, как нападающие, поэтому и "Баварии", и "Роме" справиться с ними было тяжело. И задача тренерского штаба – в точности объяснить футболистам, что нужно делать.
Подготовил Сергей ТОМИЛОВ