Генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов рассказал о возведении новой арены питерцев на Крестовском острове, отметив: самым сложным при проведении работ будет строительство крыши. Он выразил надежду, что на новой арене матчи начнут проводиться уже начиная с сезона-2013/14.
- Каковы взаимоотношения клуба и тех, кто строит стадион? Как распределена ответственность?
- До мая 2011 года "Зенит" и специально созданная им дочерняя компания "Зенит-Арена" выступали в качестве добровольных консультантов по вопросам строительства стадиона. Одновременно мы вели переговоры об официальном участии клуба в процессе проектирования, строительства и управления ареной. В мае были подписаны соглашения - теперь наши договоренности юридически закреплены, и "Зенит" - официальный консультант проекта.
С нами согласовываются все проектные и технические решения, а также выбор компаний, которые выполняют строительство, субподрядные работы по оборудованию - многие из этих вопросов связаны с будущей эксплуатацией стадиона. "Зенит" отвечает за то, чтобы вся начинка арены была современной, экономичной. Что касается процесса строительства, то заказчиком стадиона выступает комитет по строительству, а сами работы выполняет компания "Трансстрой". Собственно, она и несет полную ответственность за качество работы, сроки, объемы, которые появляются в процессе строительства.
- Какие этапы в процессе строительства стадиона ожидаются? Что уже сделано?
- На самом деле нас ожидают еще практически все этапы. Дело в том, что даже сейчас еще частично идет проектирование и разработка рабочей документации. Некоторые участки стадиона перепроектируются в зависимости от того, какие технические решения утверждаются. Но эта работа не глобальная, а текущая, в рамках существующего строительства. Бетонные работы сейчас ведутся на отметке 25–30 из 52 метров. На самом деле при необходимости компания "Трансстрой" может закончить бетонирование к концу этого года. Но есть определенные технические работы, связанные с крышей, поэтому сейчас нет смысла торопиться. Павильоны при входе практически готовы. Что касается внутренней части стадиона и поля, то этим будут заниматься незадолго до окончания строительства арены. Технологически это более правильно. Внутренней частью, отделкой можно заниматься только после того, как сдан весь строительный объем, включая крышу, когда будет замкнут тепловой контур: отделку невозможно вести при морозе или при перепадах температур.
- Что со сроками?
- Пока та установка, которая дана губернатором, подтверждается - к ноябрю 2012 года основной объем строительных работ завершится. Трудно сказать, до какого этапа дойдут работы к этому моменту - будет ли настроено и налажено оборудование, будет ли готова отделка. Вообще, надо сказать, во всем мире арены редко открываются полностью готовыми. Часто многие помещения доделываются, дорабатываются в течение некоторого времени после ввода арены в эксплуатацию. Но у нас законодательство немного отличается от европейского. У нас объект должен быть сдан полностью, подрядчик должен целиком выполнить государственный контракт, в который входят все виды работ.
Мы рассчитываем так: если строительство действительно закончится в ноябре 2012 года, то примерно полгода уйдет на различные пусконаладочные работы, на установку технологического, кейтерингового оборудования. Сезон-2013/14 нам хотелось бы начать на новой арене.
- Какие главные сложности возникли при возведении арены?
- Их две. Во-первых, стадион - уникальный объект, и под него пришлось разрабатывать специальные технические условия. Для многих решений, которые используются на стадионе, просто не существовало требований, стандартов, норм. Их пришлось разрабатывать, проходить долгую процедуру их согласования в экспертизе. Нужно отдать должное комитету по строительству и вице-губернатору, который курировал этот вопрос, поскольку все эти этапы были пройдены довольно быстро. Вторая сложность - это то, что стадион пришлось перепроектировать из-за изменившихся требований к аренам, на которых будет проводиться чемпионат мира 2018 года. В ФИФА выработали на этот счет конкретные технические требования. Из-за них пришлось менять вместимость стадиона. Это повлекло за собой остановку работ и изменения в проекте. Надеемся, что каких-то глобальных сложностей в процессе строительства стадиона больше не будет. Сейчас главное и самое сложное - это крыша. Как только закончат работу по установке верхнего кольца и крыши, то все остальные работы останутся делом техники: завершение бетонирования, отделка внутренних помещений, разводка инженерных коммуникаций. Конечно, учитывая, что стадион огромный, все это займет время, но это работы более понятные.
- Есть ли решение по поводу названия стадиона?
- Решение будет тогда, когда стадион будет вводиться в эксплуатацию. У стадиона будет коммерческое название. Это нормальная мировая практика - управляющая компания проводит тендер, и побеждает тот, кто предложит лучшую цену. Название стадиона продается на определенный срок.
- Что с внутренним дизайном?
- Сейчас он разрабатывается. Есть предложения, которые представила компания "Моспроект-4". Они пока не утверждены. Понятно, что во внутреннем оформлении будут преобладать сине-бело-голубые тона. Весь стадион, может быть, и не будет сине-бело-голубым, но клубные цвета в элементах будут везде, где только возможно. Надо сказать, что дизайнерские решения ограничены технологически. Мы ведь говорим о спортивном сооружении, которое предназначено для проведения массовых соревнований. Поэтому мы не можем допускать чего-то, что препятствует проходимости, ограничивает потоки и создает неудобства. Кроме того, надо учесть, что это сооружение, на котором большое количество людей присутствует одновременно, поэтому везде должны быть применены износостойкие материалы, которые могут выдержать такую нагрузку. Это ведь не ресторан и даже не музей. Тут одновременно может быть до восьмидесяти тысяч - это гигантская нагрузка. Поэтому все покрытия должны быть износостойкими, нескользящими. Все эти вещи будут учтены.
- Что будет с подъездными путями к арене?
- Хочу сразу оговориться - эта работа не входит в процесс строительства стадиона, но непосредственно с ним связана: существуют требования ФИФА и УЕФА к транспортной доступности стадиона. Хорошие подъездные пути - это залог качественного похода на арену. Если болельщик не может нормально прибыть на стадион и нормально с него убыть, то он постепенно теряет интерес к футболу, потому что поход на футбол превращается в некий ад. Поэтому клуб еще несколько лет назад заказал исследование по организации подъездных путей к новой арене. Результаты мы передали в администрацию Санкт-Петербурга, сейчас проблема решается - предусматривается возможность строительства новых мостов. Первый мост на Петровский остров уже построен именно в рамках данной концепции. Администрация города понимает, что решать эту проблему необходимо. Есть концепция развития города, куда эти вопросы также включались. (Официальный сайт ФК "Зенит")