Агентские будни

Telegram Дзен

Переход камерунца Самюэля Это'О в махачкалинский "Анжи" натолкнул творческий коллектив "СЭ -Воскресенье" на мысль о роли агентов в подобного рода трансферах. Наверное, это чертовски трудно – согласовать желания двух клубов и самого игрока, провести долгую серию переговоров, уладить кучу формальностей и не слишком публичных шероховатостей…

Кстати, каких именно? Пришлось наводить справки.

***

Итак, большинство нормальных сделок начинается с интереса к футболисту со стороны клуба. Если интерес этот устойчив и конкретен, запускается последовательность действий, включающая в себя следующие шаги:

1. Сбор максимально полной информации о футболисте. В том числе – с использованием независимых источников. Грубо говоря, мнение его бывшей подруги может оказаться более ценным, нежели характеристика клуба-продавца.

2. Узнаются параметры, имеющие непосредственное отношение к сделке: сумма отступных за расторжение контракта, зарплата игрока, личность его агента или представителя.

3. Уточняются готовность и желание самого футболиста сменить клуб. Собранные ранее данные перепроверяются у него лично.

4. Начинаются переговоры с клубом-продавцом.

5. При благоприятном развитии событий запускается процесс достижения окончательной договоренности с футболистом по условиям личного контракта. Едва ли не самым важным в этот момент является вопрос, самостоятелен ли футболист в своем выборе, несет ли полную ответственность за свой шаг или собирается совершить переход под влиянием других людей, сил, обстоятельств. Ведь те, кто меняет команду скрепя сердце либо в силу пофигизма, испытывают в новом клубе проблемы с адаптацией и мотивацией, начинают сожалеть о содеянном, впадают в депрессию. В общем, не приживаются.

Если все факторы утряслись, начинается оформление сделки. Деньги туда, деньги сюда, подписи, шампанское, смех, сборы в дорогу.

Заметьте, в перечисленных пунктах нет ни одного упоминания об агенте футболиста. И знаете почему? Он может вообще не возникнуть на сцене по ходу пьесы. Ему просто "капнут" положенные по контракту с клиентом проценты от сделки, и вся недолга. Агент, строго говоря, вообще не продавец, а личный поверенный игрока, советчик, импресарио, вдохновитель и организатор подъема по карьерной лестнице. Его человек пошел на повышение? Отлично! Что агенту делать во время юридического оформления купли-продажи? Сиди, кури - все уже сделано.

Но это речь шла о нормальных, если не сказать – идеальных трансферах. Теперь давайте поговорим о реальных. А местами даже конкретных.

***

Что роднит российского и зарубежного агента? В первую очередь – желание пристроить игрока в более сильный клуб. Это не всегда получается, но такова главная, базовая цель. Второй объединяющий фактор – коррупционная составляющая. Она есть не только у нас, разница – в масштабах. Один из моих источников позволил себе пошутить: за рубежом "пилится" 10 процентов от суммы сделки, в России – 90. На цифрах настаивать не стал, но подчеркнул, что ни в коем случае не наоборот.

Многое зависит от страны. В Англии, например, замутить воду крайне сложно: денежные дела там полностью прозрачны и подконтрольны учету. В других странах есть лазейки, ширина которых и задает теневой процент. У нас на родине это не лазейки, а проломы и просеки. Закрытость клубных бюджетов дарит в этом смысле бездну возможностей.

Нередки, например, случаи, когда игрок не знает, сколько за него заплачено и кому. Перешел, и ладно. А знать обязан, поскольку это влияет на его карьеру самым непосредственным образом. Сумма агентского вознаграждения не должна препятствовать росту футболиста – первый закон честного агентского бизнеса. Но ведь на свете есть еще и жадность! Один клуб готов продать, второй купить, игрок рвется ввысь, но агент выдвигает условие: "Мне - столько-то, иначе сделка не состоится". А "столько-то" – это сколько? Кто проверит, кто усовестит? Если бюджет темен, как зимняя ночь, - кто предаст огласке?

И кто помешает участию в той же дискотеке клубного менеджмента? Скажем, футболисты в статусе свободного агента – потенциальная конфета для управленцев бюджетных клубов. Почему бы не выделить из бюджета симпатичную сумму агентского вознаграждения, после чего вместе с агентом радостно ее расчленить? Футболист стоит ноль рублей и ноль копеек, а кому-то сладко – чем не жисть?

Или трясут сейчас, к примеру, один клуб премьер-лиги. Зная кое-что о дыме и огне в нашем футболе, имеем право предположить: трясут неспроста. Что в такой ситуации делать менеджеру? Легальных вариантов два: идти под суд в одиночку либо рассказывать, как все было на самом деле. "Такой-то агент сказал мне перевести деньги на такой-то счет, иначе трансфер игрока не состоится. Я в нарушение действующих норм перевел, но что за счет – знать не знаю. Действовал исключительно в интересах футбола". А уж дальше следствие трясет агента, устанавливает владельцев фирмы - хозяйки счета, тянет за ниточку…

Логика в этом есть, согласитесь. Но она не работает, если конец ниточки уходит вверх и в темноту. Кроме того, для подобных заявлений нужно перевести деньги на чей-то счет, но не более того! А если по ходу дела менеджеру посчастливилось что-то отщипнуть? Тогда, пожалуй, лучше молчать, чтобы не навредить себе еще больше.

На всякий случай напомню: это были всего лишь предположения. И уточню: когда речь идет о классных игроках, мнение агента резко теряет в весе. Он просто не сможет заблокировать трансфер – пороху не хватит.

***

Еще одно отличие России от футбольной цивилизации заключается в чересчур тесных контактах многих наших клубов с каким-то одним агентом. В спортивном плане так, возможно, проще, не говоря уж про план финансовый: проверенный человек в столь щепетильных вопросах лучше незнакомца. Однако очень часто стоящий за клубом агент превращается в крутого "решальщика", без чьего согласия не может состояться ни одна сделка. Его "нет" ставит крест на качественной и продуктивной селекции, его "да" нередко замешано на личной выгоде от трансфера. И выгоде руководителей клуба.

Связки такого рода легко просматриваются, а иногда вовсе не скрываются. Есть, разумеется, клубы, избегающие корпоративно-творческих тандемов. Но есть и клубные менеджеры, которые сами успешно справляются с ролью агентов – тренеры или директоры с расширенными полномочиями. Они не мониторят рынок, не ездят по детским и юношеским турнирам. Они всего лишь открывают шлагбаум. Но только тогда, когда имеют от сделки бонус. К истинному усилению команды это имеет весьма отдаленное отношение.

Что касается последствий агентской жадности, то одним из примеров является, на мой взгляд, карьера форварда Савина. При переходе из "Амкара" в ЦСКА обнаружилось слишком много его представителей, охочих до бонусов. Не захотевший разбираться в этих хитросплетениях президент армейцев просто отменил сделку. Савин, стучавшийся в двери сборной, с тех пор никуда не стучится. Загрустил.

Отсюда, кстати, один шаг до оценки агентской эффективности. Достаточно построить графики карьерного роста клиентов одного и того же агента. У профессионала большинство кривых направлены вверх – с поправкой на возраст игроков. У "жучка" – в обратную сторону.

***

Или вот еще сюжет. Предположим, агенты помогли одному из клубов выйти в элитный дивизион. Не за красивые глаза, но и не за деньги: на следующий год этот клуб подрядился приютить нескольких клиентов тех самых агентов. Они ему в футбольном плане не слишком нужны, но… В футбол по блату не играют? Ну почему же? Во всяком случае, поигрывают, занимая места тех, кто мог бы прийти в команду за сугубо профессиональные заслуги. Каков процент таких игроков, судить не берусь. Но теория естественного отбора в российских реалиях работает иной раз кривовато.

Расшатываются и другие устои. Мы так часто говорим о самоокупаемости клубов, о телеправах, билетах, шарфиках… И так часто забываем о трансферах. Подсчитано: Евгений Гинер в среднем продает игроков на сумму в 10 - 15 миллионов евро в год, а покупает на 7 - 8. В минусе по этому показателю он не бывает никогда, в плюсе – очень часто. К тому же сценарию, пусть пока и с меньшей эффективностью, стремится "Спартак", еще ряд понятных клубов.

Но кто сводил, скажите, селекционный дебет с кредитом в наших бюджетных командах? Трансферные траты там всегда превосходят доходы и почти всегда – многократно. Деньги выделяются, осваиваются, заканчиваются, после чего следует очередная просьба. Круговорот!

Из позитива можно вспомнить разве что нальчикский "Спартак" при Юрии Красножане, превратившем свою команду в футбольную фабрику. Собственно, другого выхода и не было – жить-то на что-то надо?! Красножан год за годом покупал, выращивал, продавал, делал прибавленную стоимость, превращал заготовки в товар.

Почему другие клубы не хотят зарабатывать тем же способом? Ждут, когда народ кинется скупать их шарфики, а телевидение вдруг предложит миллиард? Да нет, просто ориентированы они на иное: на утреннюю, вечернюю и ночную дойку благодетелей. Не надо выращивать – надо качать, пока не заросла скважина.

Еще одна грань той же пирамиды – ставший редкостью отъезд россиян в зарубежные клубы. Не едут – значит, плохо играют? А может, в России больше платят? Есть такое. Но дело еще и в том, что агенты не горят желанием продвигать за рубеж своих российских клиентов. Там пышных сливок не снимешь, а здесь запросто. Особенно после очередной команды сверху кого-то спасти или очередного транша из областного бюджета.

А вы говорите – Это'О…

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ