СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 32-й тур.
Завтра "ЗЕНИТ" - "ЛОКОМОТИВ"
Называть открытиями сезона футболистов, один из которых дебютировал в премьер-лиге в 2008-м, а другой в 2009-м, - неправильно. Но 25-летний Виктор Файзулин и 24-летний Владислав Игнатьев в этом году заставили взглянуть на себя другими глазами.
По манере игры они абсолютно непохожи. Невостребованность в "Зените" и "Локомотиве" пережили тоже по-разному. Файзулин терпеливо дожидался шанса, Игнатьев предпочел на полгода уйти в аренду в "Кубань". Как теперь выяснилось, не прогадали оба.
- Когда-то я рекомендовал Борису Стукалову в молодежку Дзагоева, - рассказывает бывший главный тренер юношеской сборной России Андрей Талалаев. - Тот ответил, что на эту позицию у него уже есть футболист, который силен, как в созидании, так и разрушении. "Фамилия?" - спросил я. - "Файзулин Витя". С того момента я решил повнимательнее присмотреться к парню. У "Спартака" из Нальчика, учитывая скромный подбор игроков, футбол энергоемкий, много холостой работы приходится выполнять. На этом фоне любые нестандартные действия, конечно, сразу бросаются в глаза. Вот и Файзулин выделялся техникой, тонким пониманием игры.
В "Зенит" имени Адвоката он вписался настолько органично, что проблем, казалось, ждать неоткуда. Особенно в нынешнюю лимитную пору. Но вскоре Файзулин очутился на лавке, с которой поднимался от случая к случаю. Едва ли его это устраивало, однако и на перемены он почему-то никак не решался.
И вновь слово Талалаеву:
- В "Зените" Файзулин начал ударно, но потом остановился в росте. В какой-то момент вообще забыл, что такое креатив! В том же Нальчике и молодежке любил финты, внешней стороной стопы часто выдавал проникающие передачи, отсекая разом нескольких защитников. У Семака, например, при всем объеме действий, такую остроту увидишь по праздникам. Но чем реже появлялся Файзулин на поле, тем все более упрощенной становилась его игра. Он выглядел абсолютно потерянным.
Весной 2010-го я разговаривал с Юрием Красножаном, и поинтересовался - что же мешает его недавнему любимцу раскрыться в Петербурге. Тренер вздохнул: "Надеюсь, никто не будет спорить, что Витя - хороший футболист. Но вот уровня ли "Зенита"? Вопрос…" Развивать тему деликатному Юрию Анатольевичу не хотелось.
Время спустя я напомнил эти слова Файзулину. Думал, отделается общими фразами, но Виктор неожиданно завелся: "Да я сам задавал себе этот вопрос уже тысячу раз! Сложно оценить свой уровень, если тебя лишь ближе к концу матча выпускают на замену. А потом тут же предлагают новый четырехлетний контракт. И загадок становится еще больше…"
Я осторожно предположил, что, может, не стоило тогда продлевать договор? Просилась параллель с Аршавиным. В разгар его мучительных торгов с руководством "Зенита", сопровождавших переход в "Арсенал", гендиректор клуба Митрофанов позицию питерской стороны обозначил жестко: "Ключик от золотой клетки - в руках самого Аршавина".
Здесь масштаб, конечно, другой - но клетка она и есть клетка. А мечты сбываются и без "Газпрома", правда?
У Файзулина нашлись свои аргументы: "Сильнее "Зенита" сейчас в России, на мой взгляд, команды нет. Отличные финансовые условия. К Петербургу привык, сын здесь родился. Если бы хоть что-то в этой цепочке не устраивало, наверняка ушел бы. Но клуб сделал все, что я просил. Поэтому отказываться от предложения было тяжело. Посмотрим, что будет дальше".
А дальше наступил новый сезон, расколовшийся для него на две половинки. В первой - та же беспросветность. Вторая все-таки подарила еще одну попытку. Главное, Файзулин к ней оказался готов. В таких случаях Константин Райкин любит повторять: "Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу".
Те, кто имеет возможность бывать на тренировках "Зенита", говорят, что, даже подолгу не попадая в состав, Файзулин поражал отношением к делу. Вкалывал за двоих. Всегда дер-жал себя в форме. Поэтому летом заиграл так, будто и не было почти трех лет скамеечного одиночества.
- Постепенно к Файзулину вернулась уверенность, - говорит Талалаев. - Он уже не боится рисковать. И чувствует себя как рыба в воде в сегодняшнем футболе "Зенита", где позиция игрока готовится за счет не только скорости, но и чтения игры, понимания партнеров. Плюс явно прибавил в объеме скоростной работы. Вот Хусти - тоже неплохой футболист - не хочет меняться и приспосабливаться к такой игре, потому и не видно его на поле. А Файзулин благодаря огромному желанию играть, готовности развиваться вытащил себя из этой трясины. Причем ему комфортно и в центре полузащиты, и на фланге. Недостатки? Разумеется, они есть. Он не настолько резкий и взрывной, как Быстров, не силен в единоборствах, игре головой. Но если б Файзулин еще и это умел, был бы в "Барселоне".
Когда заговорили о Владиславе Игнатьеве, Талалаев высказал интересную мысль: мол, лет десять назад такой футболист железно играл бы у Семина в основе. Юрий Палыч обожал игроков, способных носиться 90 минут от флажка до флажка.
- Но хороший тренер не стоит на месте, постоянно развивается, - добавил Талалаев. - Вот и Семин сегодня иначе смотрит на многие вещи. Игнатьев всегда выделялся скоростью, дриблингом. Его конек - не короткий эпизод, а взрывные включения. Это особенно ценят команды, играющие на контратаках. Но тонкости парню не хватало. В отличие от того же Файзулина, умеющего придумать что-то нестандартное, Игнатьев порой был слишком предсказуем. Как трамвай на рельсах. Наверное, поэтому не заиграл в прошлогоднем "Локомотиве".
Семин твердил, что на него рассчитывает и никуда отпускать не желает. При этом на поле по-прежнему не выпускал. Игнатьев и в заявку-то на матч попадал через раз. Промаявшись полсезона, в августе он готов был ехать куда угодно - лишь бы играть. Не встретив понимания у главного тренера, отправился к президенту клуба Ольге Смородской. Согласился на понижение в зарплате и убыл в Краснодар.
А зимой вернулся - уже к Красножану, который с первого тура начал ему доверять. Жозе Коусейру состав тасует охотнее, но и при нем Игнатьев играет регулярно. И дело не только в том, что нынче в "Локомотиве" это единственный фланговый полузащитник с российским паспортом. Все же Торбинский больше тяготеет к центру, а Сычева на бровку ставили не от хорошей жизни.
- За последнее время Игнатьев здорово прибавил, - считает Талалаев. - Если раньше просто грузил диагонали, стараясь доставить мяч к чужим воротам как можно быстрее, то теперь его игра стала более разнообразной. Он уже не зациклен на прострелах и навесах. Смещается в центр, меняется местами с партнерами. Отсюда и качественный скачок. Хотя в этом смысле Игнатьеву еще есть над чем работать. Да и в отборе нужно прибавлять.
Игнатьева как-то спросили об увлечениях - ответы были стандартные. Кино, боулинг, рыбалка. Впрочем, кто сказал, что это плохо? Не всем же, как Файзулин, проводить отпуск то в Африке, то в джунглях Амазонки. Теперь вроде собирается махнуть к берегам Вануату и острова Бора-Бора. У кого с географией худо, пусть заглянет в атлас и узнает, где это…
Каждому свое.
Александр КРУЖКОВ