Водки из крана они не дождались

Telegram Дзен

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Приветствуя второго в истории РФПЛ шведа - Понтуса Вернблума, который на днях заключил контракт с ЦСКА, "СЭ" вспоминает самых необычных евролегионеров премьер-лиги - уроженцев сытых и по-европейски правильных Скандинавии, Германии, Франции и туманного Альбиона.

Бразильцы, аргентинцы, румыны, португальцы, уроженцы бывших Югославии и Чехословакии - их принято считать, да простят меня они, футбольными гастарбайтерами. Авантюристы и путешественники готовы с поправкой на футбольные умения, таланты и амбиции, выступать хоть в России, хоть в Анголе, хоть в Антарктиде, и десятками, если не сотнями, ежегодно покидают родные места. Куда угодно согласны отправиться африканцы - в поисках лучшей жизни, спасения от бедности, заработка на содержание, как правило, многочисленных братьев и сестер, а заодно и славы - вся деревня где-нибудь в Либерии скидывается на телевизор и смотрит за выступлениями "своего". Растет стремление проявить себя где угодно в Европе и у азиатов.

В иных государствах народ попридирчивей. Итальянец, англичанин, немец или испанец покинет родной чемпионат лишь в том случае, если получит суперпредложение. Голландцы, французы и скандинавы более склонны к перемене мест, но все же стараются выбирать себе команды из ведущих лиг. Турки предпочитают Германию, где их соотечественников - тьма. Ирландцы, шотландцы и валлийцы традиционно склонны к английской премьер-лиге, грузинам больше по душе Германия, а россияне с украинцами настолько испортились из-за высоких зарплат, что по примеру Ильи Муромца предпочитают лежать на облюбованной печи, вместо того чтобы покорять чужие чемпионаты, как их предшественники. "Нас и здесь неплохо кормят" - и с этим утверждением вряд ли поспоришь.

Легионеров в нашей стране столько, что в свое время даже пришлось ввести лимит. Африкой, Бразилией, Португалией, не говоря уж о Чехии, Сербии, СНГ и прочих черногориях, нас давно не удивишь. Даже итальянцы перестали считаться раритетом - спасибо "Уралану" и Лучано Спаллетти. Тем не менее представители ряда европейских государств - Германии, Франции, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Ирландии, Шотландии - для нас по-прежнему в диковинку. А мы - для них, поскольку Россия для тамошних людей, привыкших к четкой зарплате, качественному водопроводу и никогда не опаздывающему транспорту, остается загадкой и в общем-то не самым приемлемым местом для жизни на планете Земля. Однако кое-кто все же приезжал и приезжает. Иные ужасаются и бегут. А иные привыкают.

Юнас ВАЛЛЕРСТЕДТ Швеция ("Торпедо-Металлург" 2003)

"Коренастого, невысокого русоволосого парня с аккуратными бакенбардами и модной стрижкой", которого в 2003-м притащил в "Москву", где-то откопав, любитель эффектных ходов Юрий Белоус, мы помним совсем плохо. Спустя три месяца 24-летний форвард разонравился, и его отправили восвояси, но из песни слов уже не выкинешь. Есть первый швед и первый скандинав!

Почему махнуть в Москву решился сам Валлерстедт, понять нетрудно. В норвежском "Норчепинге" он получал четыре-пять тысяч евро в месяц минус самые высокие в Европе налоги. "Езжай, заработаешь!" - напутствовала кормильца любящая семья. И нападающий не подвел, за три месяца заработав больше, чем мог в Норвегии за год. Время показало, что Валлерстедт был не так уж плох.

Сейчас он вице-капитан и лучший снайпер "Сундвалла", команды из второго шведского дивизиона, не сумевшей по итогам сезона подняться наверх.

Про Россию: "Знаю вашу историю. Сначала в России были цари, а потом пришли к власти Советы и коммунисты. Теперь у вас новый этап в развитии - Горбачев, Ельцин, Путин. Пожалуй, я лучше знаю вашу историю, чем футбол. Впрочем, мне известно, что в Москве - семь команд и что самый дальний выезд занимает три часа. Кажется, этот город называется Махачкала. Все команды летают своими самолетами".

Особую пикантность первому и последнему интервью Валлерстедта придает тот факт, что брать его журналисту "СЭ" помогал сосед шведа по комнате чех Олдржих Паржизек.

Эрик ХАГЕН Норвегия ("Зенит" 2005 - 2007)

Купленный за 2,5 миллиона евро, первый норвежец премьер-лиги по прозвищу Танк отслужил "Зениту" верой-правдой три года, никогда не скупился болельщикам на подарочные футболки, в 2007-м успел покапитанить и стать чемпионом, в 2008-м уехал в неудачную аренду в "Уиган", а оттуда вернулся в "Волеренгу". На лицо не ужасный, но грозный, Хаген был фантастически добр внутри: однажды отбил у "каких-то живодеров" измученного щенка, поселил его на зенитовской базе и регулярно подкармливал. Собака, нареченная Джерри, каждый раз сопровождала спасителя от ворот до ворот.

Бывший футболист национальной сборной, 36-летний Хаген по-прежнему в строю, играет в третьем дивизионе Норвегии за "Евнакер" и все так же любит собак. Люди же большой любовью норвежского Танка похвастать не могли.

Про Россию: "У вас столько футболистов, которые падают от малейшего прикосновения! Это настоящие симулянты! А судьи покупаются на их нырки! Еще в Норвегии капитан команды - это авторитет, а в России какой-нибудь сопляк может пропустить его слова мимо ушей. И нет никакой возможности поставить его на место!"

Йорген ЯЛЛАНД Норвегия ("Рубин" 2005, 2006)

У "Валеренги" не хватающий звезд с неба опорник был куплен в 2005-м недорого и два года отыграл неброско - но все же отыграл в отличие, к примеру, от яркого, зато безумно дорогого Карлоса Эдуарду.

Доживая сейчас футбольный век в клубе четвертого норвежского дивизиона с красивым названием Ørn-Horten, Ялланд остается излюбленным спикером норвежских СМИ, когда в прессе появляется слух о переезде очередного игрока в нашу страну.

Про Россию: "Когда едешь туда, надо быть осторожным. У некоторых российских команд есть финансовые проблемы. Есть клубы, в которых не платят вовремя. Хотя лично мне в "Рубине" было хорошо. У иностранных футболистов были переводчики, да и сам тренер немного говорил по-английски".

Жоанн ДЮВО Франция ("Торпедо" 2000 - 2002)

Вот что писал на заре развития интернета безвестный болельщик про первого в России футболиста-француза: "Есть некие общие критерии для иностранцев в России. Это совершенно другая культура, Дюво здесь будет один (без соотечественников в команде), он психологически неустойчив (молодой), здесь другой футбол, чем во Франции (много бьют по ногам при неадекватном судействе), экономическая ситуация в стране намного хуже, чем у них, непатриотизм по отношению к клубу (сложно представить, что француз всю жизнь мечтал играть в Торпедо) и т.д."

Наследником Стрельцова невысокий (168 см) краек действительно не стал. Проведя за три года в составе автозаводцев 4 матча, отправился в клуб из чемпионата Андалусии "Торредонхимено", позднее исключенный из состязаний за две пропущенных игры подряд. Дальше были испанская "Герника" и домашний "Валансьен", а с 2004-го о карьере еще не старого, на данный миг 33-летнего, атлета не слышно ничегошеньки. На сайте transfermarkt.de его фото затемнено и трагически перечеркнуто.

Главным событием карьеры Дюво так и осталась стычка на тренировке с Игорем Семшовым.

Себастьян ПЮИГРЕНЬЕ Франция ("Зенит" 2008)

Защитник по прозвищу Мясник - второй "чистокровный" француз премьер-лиги: между ним и Дюво вклинилось несколько псевдосоотечественников африканского происхождения. "Подобно Хагену Себастьян предпочитает обходиться без волос, но это единственное, что их объединяет, - витиевато описывал своего протеже Кон-стантин Сарсания. - Пюигренье быстрее и атлетичней. Недаром французская "Экип" признавала его лучшим защитником первой лиги Франции". В чемпионате России Мясник дебютировал кроваво: с красной карточкой после выхода на замену.

В отличие от Хагена своим в "Зените" так и не стал. С 2009-го шлялся по вполне успешным арендам. Последние полгода просидел без игровой практики и лишь в январе трудоустроился в "Нанси" - клубе, откуда переходил в свое время в "Зенит".

Про Россию: "У них тут даже алфавит не такой, как у нас! А холода пока не наступили, но думаю, что в любом случае смогу выжить".

Гарри О’КОННОР Шотландия ("Локомотив" 2006, 2007)

Шотландец с ирландской фамилией забил победный мяч в финале Кубка России, добыв с "Локомотивом" последний пока в истории железнодорожников трофей, а фанаты изображали его в роли Мела Гибсона в фильме "Храброе сердце". Но самое интересное началось потом, когда О’Коннор уехал. Форвард принялся рассказывать о баснословных премиальных (100 тысяч фунтов за победу в дерби) и черных машинах русских мафиози, десятках купленных авто (первыми стали "Феррари" и "Хаммер") и забавных русских ругательствах. Мы-то с вами знаем, каков процент правды в словах О’Коннора, а вот в тумане Альбиона его откровения определенно сочли галлюциногенным бредом, тем более что в 2011-м в квартире форварда обнаружили кокаин. Тогдашняя его команда "Бернли" тут же расторгла с преступником контракт. О’Коннора мигом подхватил "Хайберниан" - и не ошибся. У автора убойных историй про Россию статистика на новом месте убойная: в среднем немногим меньше гола за игру.

Про Россию: "Полиция часто произвольно останавливает машины. Тебе говорят, что у тебя не все в порядке с документами. Приходится платить, чтобы их вернули. Если не платишь, увозят документы в полицейский участок, а когда ты уезжаешь, звонят своим приятелям, которые стоят дальше по дороге. Те останавливают тебя и спрашивают про документы. Раз у тебя их нет, приходится платить! Вся эта система полностью коррумпирована".

Эйден МАКГИДИ Ирландия ("Спартак" 2010 - н.в.)

О’Коннор наоборот - фамилия шотландская, паспорт ирландский. Чтобы заманить лидера "Селтика" в Москву, спартаковскому руководству пришлось свозить его с подругой на экскурсию. И хотя впечатление изрядно подпортил осадивший российскую столицу смог, хавбек-таки согласился. "Буквально напополам разрывался, - рассказывал потом Макгиди. - Одни советовали: "Езжай!" - Другие названивали: "Ты спятил!"

Сейчас небо над Макгиди безоблачное: к нему ни единой претензии ни по самоотдаче, ни по качеству игры, в "Спартаке" он обвыкся и даже по-русски заговорил. Если бы не досадная долгая травма, Макгиди уже сейчас стал бы безоговорочным победителем в номинации "Лучшая покупка Валерия Карпина".

Про Россию: "Представьте себе сцену: булыжники, камни с гулким грохотом бьются о железные борта автобуса, а ты сидишь в нем, скрюченный, вжавшись в пол. Ты - чужой в этой стране, за тысячи миль от дома, вокруг тебя люди, с которыми ты знаком от силы несколько недель. На их языке ты пока что умеешь только поздороваться, да и то с сильным акцентом. Часом ранее ты стал свидетелем настоящей безумной вакханалии на трибунах. Добро пожаловать в Россию! Точнее, в один из самых взрывоопасных регионов страны. И адреналин зашкаливает, сердце бьется учащенно: "Где я? Что это?"

Оговоримся: эти слова, посвященные одному из горячих российских выездов, принадлежат перу видного ирландского журналиста Дэвида Келли и записаны "со слов самого Эйдена". Сколько тут правды, а сколько авторской выдумки, не нам судить.

Отто ФРЕДРИКСОН Финляндия ("Спартак" Нч 2010 - н.в.)

Страну Суоми населяют потомки финно-угорских племен, но и скандинавы там встречаются, и народ куда более привередлив, чем у нас. Впрочем, Фредриксон, представляющий шведское национальное меньшинство страны, оказался уживчив и не посрамил финскую вратарскую школу (преимущественно хоккейную). Подписав в 2010-м контракт с Нальчиком на три года, два из них оттарабанил в роли твердого первого номера и покидать Кабардино-Балкарию не спешит. Тамошнему народу нравится, хотя изредка пускает бабочки: такие, как от Захари Сиракова, забившего чуть ли не от углового флажка.

Про Россию: "Многие люди из Финляндии или Норвегии не смогли бы здесь жить. Есть определенные проблемы, к примеру, с сервисом, когда в квартире нет воды. Считаю, нужно просто во всем стараться искать позитив. К примеру, я почти всю жизнь провел на севере, а теперь впервые живу в тепле. Мне говорили про горячую точку, но я ничего не боюсь, могу спокойно прогуляться в одиночестве и расслабиться. Тут живут очень доброжелательные люди. Прямая противоположность тем представлениям, что бытуют в моей стране".

Микаэль ЛУМБ Дания ("Зенит" 2010)

У первого датчанина в нашем чемпионате в России не сложилось. Своим в "Зените" он так и не стал, да еще и повис на балансе клуба мертвым грузом. Выкупить трансфер защитника не захотел никто из арендаторов: ни "Фейеноорд", ни "Ольборг". Теперь вся надежда на "Фрайбург", который согласился приютить на полгода игрока, оказавшегося отнюдь не принцем датским.

Про Россию: "Единственное, что мне не понравилось, - это ваша погода. Ненавижу снег. В Дании он тоже часто идет, но мне все равно совсем не по душе такая погода".

Малик ФАТИ Германия ("Спартак" 2008, 2009)

Турконемец, как однажды назвал его Борис Поздняков, приходил из бундеслиги с положительными отзывами, а уходил игроком глубокого запаса. Хотя не прошло и полугода с момента переезда, как Фати уже смело можно было называть немцетуркороссиянином. Он легко раздавал обширные интервью на языке Пушкина, давая фору иным уроженцам нашей великой страны. Что не помогло задержаться в "Спартаке": там, видимо, лингвистические познания ценят ниже футбольных умений. В августе 2010-го Фати уехал в аренду в "Майнц", а спустя год немцы выкупили его трансфер. В Германии его переучили на опорного полузащитника.

Про Россию: "Когда впервые услышал, что интерес проявил "Спартак", то подумал: "Если уж уехать, то куда-нибудь на юг". Будучи по рождению берлинцем, я столичный житель. Но Москва - это совсем другой мир".

Кевин КУРАНЬИ Германия ("Динамо" 2010 - н.в.)

В наш материал попал по ошибке: немец он не натуральный. Детство, отрочество и юность будущий спортсмен, в жилах которого слились венгерская, бразильская и панамская кровь, провел в Бразилии и Панаме и лишь в 16 лет перебрался в Германию, где, по собственному признанию, ощутил себя как в раю, окруженный идеально ровными изумрудными полями. Познавшего и королевское богатство, и лютую бедность Кураньи Россией уже не удивишь. Не рай, не ад - так, чистилище.

Про Россию: "Странно, но из кранов почему-то не течет водка. В Сибирь не нужно добираться в течение пяти дней. Вам не нужно при минус сорока пробираться на поле с помощью снегоочистителя. А если мне захотелось швейцарского шоколада, итальянской пасты или немецкого йогурта, я просто иду в супермаркет за углом. Короче, жизнь тут не такая уж экзотическая, как многие себе, возможно, представляют".

Дмитрий СИМОНОВ