Гандикап в 20 лет

Telegram Дзен

С 5 по 9 февраля ряд сотрудников РФПЛ, в число которых, в частности, входили директор по безопасности Александр Мейтин, директор по связям с общественностью Сергей Алексеев, заместитель начальника отдела по безопасности и работе с болельщиками Александр Сафонов, ведущий специалист того же подразделения Всеволод Алексеев и начальник группы по международному сотрудничеству Евгений Савин побывали в Лондоне и Манчестере в рамках программы обмена опыта по организации матчей.

В субботу в Москву с ответным визитом приехал директор компании Controlled Solutions Group Майк Халлиган, который вместе со своими сотрудниками отвечает за безопасность на стадионе "МЮ" - "Олд Траффорд". В российской столице Халлиган посетил центральную встречу 33-го тура премьер-лиги ЦСКА - "Зенит", а затем поделился своими впечатлениями с корреспондентом "СЭ".

- С точки зрения организации матчей вы сейчас находитесь там же, где мы были лет 20 назад, - сразу заметил Халлиган.

- В чем это выражается?

- В том, как здесь работают с фанатами. Я побывал на предматчевом совещании в Лужниках и узнал, что на игре будет работать около 2500 полицейских. Это очень много! Еще меня удивило то, что людей обыскивают, что называется, по самой полной программе. А ведь это сильно замедляет процесс прохода болельщиков на трибуны. Еще для меня стало открытием, что у вас несколько уровней досмотра: и на улице, и уже на самом стадионе.

- А сколько в Англии?

- Только один - при входе на арену. В Лужниках же большой процент людей, заплативших за билет, вынуждены были пропустить первые полчаса встречи. Такое отношение к фанатам порождает ответную реакцию, ведь болельщики пришли развлечься, а вместо этого они толкаются в проходах. И когда с ними так обращаются, то потом они превращаются в хулиганов. На стадионе нужно создавать более дружелюбную атмосферу: необходимо дать всем возможность наслаждаться футболом и потом спокойно расходиться по домам. Только и всего. И - никаких проблем.

- Почему на "Олд Траффорд" досмотр не такой тщательный, как в Лужниках?

- Потому, что мы понимаем - далеко не каждый фанат может создать нам головную боль. К тому же у нас нет практики продажи билетов в день матча, что позволяет лучше контролировать, кто приходит на игры. Плюс билеты у нас, как правило, именные, так что мы знаем их владельцев. У каждого свое персональное место на трибуне. Если возникнет какой-нибудь инцидент, то для нас не составит труда выяснить, кто на каком кресле сидел. "Олд Траффорд" вмещает 77 тысяч - и 50 тысяч из них занимают по сезонным абонементам. А чтобы его купить, нужно быть зарегистрированным членом фан-клуба.

- А как обстоят дела с приезжими болельщиками?

- Гостям выделяется 3200 билетов, и за них несет ответственность их клуб. Все это в значительной степени устраняет сами причины многих проблем. Остальные билеты раскупают в основном члены того же фан-клуба "МЮ". Таким образом, мы можем идентифицировать порядка 95 процентов зрителей, что упрощает организацию. Кстати, если кого-то привлекут к ответственности за хулиганское поведение, то ему могут вообще запретить вход на стадион.

- Сколько человек уже были наказаны?

- Точно не могу сказать, но в прошлом сезоне у нас побывало 3,25 миллиона зрителей, и при этом случилось около 800 происшествий. Разница существенная, не так ли?

- Но ведь пришлось отстранить 800 человек от походов на футбол…

- Нет, я имел в виду мелкие происшествия - крупных не было. А запретить посещать матчи, кстати, может только суд. Причем наказать как на всю жизнь, так и на несколько лет. Для этого разработано специальное законодательство.

- Так сколько человек понесли наказание такого рода?

- В масштабах всей страны даже не представляю. Вероятно, речь идет не более чем о нескольких сотнях. Что касается отлученных от футбола поклонников "МЮ", то их, вероятно, около 15-20 человек.

- Вы как-то выстраиваете отношения с фанатскими объединениями?

- Нет, они не в состоянии влиять на политику клуба. А по вопросам безопасности и соблюдения порядка мы сотрудничаем с местными властями

- Известно, что в Англии полиции на стадионе нет или почти нет.

- Действительно, в нашем чемпионате случаются встречи, на которых вообще нет полисменов. Однако есть общественные зоны, ответственность за которые лежит на стражах закона. Правда, на больших играх сотрудники органов правопорядка на территории стадиона все же работают. Но, конечно, не в таком количестве, как у вас, - здесь же привлекают тысячи! Дело, видимо, в том, что обеспечение безопасности на арене требует затрат, а полиция в России для клубов бесплатная. Но это портит имидж мероприятия. И это вопрос перевоспитания и фанатов, и властей в преддверии ЧМ-2018.

- Какой совет вы дали бы организатором матчей чемпионата России?

- Поощрять походы на стадион всей семьей, привлекать на футбол женщин, сделать этот вид спорта одним из видов развлечения и отдыха. Ведь исторически большинство болельщиков - мужчины, которые делятся на группировки. И из-за этого возникают проблемы.

- Знаете, а мне довелось побывать на московском финале Лиги чемпионов в секторе болельщиков "МЮ". Так вот столько ругательств, сколько там услышал, нет даже в фанатских песнях российских группировок…

- Подобное, увы, есть, и это плохо вяжется с семейной атмосферой. Но ты не можешь заставить 50 тысяч людей не исполнять оскорбительные куплеты - боюсь, идеала тут все равно не добиться. Но зато мы почти искоренили беспорядки и насилие. А ругательства будут всегда - это нужно осознать. Словом, есть вещи, с которыми мы обязаны бороться, а есть то, что можно допустить.

- Насколько остро на "Олд Траффорд" стоит проблема расизма?

- Она есть, но сейчас такие проявления скорее исключения из правил, а не норма. Расизм демонстрирует отсутствие воспитания, и людей, оскорбляющих кого-то по расовым признакам, нужно просто выгонять со стадиона.

Григорий ТЕЛИНГАТЕР