СОГАЗ-ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 36-й тур
Вчера президент Российского футбольного союза ответил на вопросы корреспондента "СЭ"
- Начну с животрепещущего. В минувшем туре трибуны снова ухали, на поле летели снежки, мелькали средние пальцы. Когда дисциплинарные органы РФС дадут оценку этим эпизодам?
- Комитет по этике на ближайшем заседании обязательно рассмотрит жест Эменике, уханье и "банановое дело" в Черкизове. Снежками, насколько я понимаю, займется КДК: этот проступок связан с поведением болельщиков, а не с этическими проблемами.
- "Спартак" в ближайшем туре встретится с "Зенитом". Потеря Эменике для красно-белых может оказаться болезненной.
- Какое это имеет значение? Вы намекаете на мое зенитовское прошлое? Оно здесь ни при чем.
- Не намекаю, но хочу спросить: дело Эменике будет рассмотрено до или после игры "Спартак" - "Зенит"?
- У комитетов РФС существуют четко оговоренные процедуры. Я в этот вопрос не вмешиваюсь: он будет решен в четком соответствии с регламентами.
- Как, по-вашему, можно наказать "бананщиков" и "снегометов"? И на основании чего?
- Конечно, нам не хватает законодательной базы, с одной стороны. С другой - имеет место недостаток технических средств, позволяющих идентифицировать нарушителей. Если бы эти проблемы были решены, мы просто выявляли бы хулиганов и не пускали бы их на стадион.
- Что мешает?
- Очевидно, что требуется серьезно поработать с законодателями. Мы этим занимаемся. Все инициативы, которые зависели от РФС, уже предприняты. Ждем появления соответствующих законов, в том числе и об обеспечении соревнований.
От организаторов вообще очень многое зависит. Взять совсем свежий вопиющий случай в Санкт-Петербурге. Фанатам не разрешили пронести баннеры, они ушли со стадиона. Хотя в правилах четко написано, что можно, что нельзя. Размер, содержание баннеров - все оговорено. Нет расизма, национализма и так далее - полиция не вправе запретить перфоманс. Значит, нужна четко прописанная ответственность обеих сторон. Это не должно зависеть от чьего-то настроения. И закон в первую очередь обязан защитить от беспредела нормальных болельщиков, а не тех, кто швыряет снежки в футболистов.
- Швыряют - потому что не боятся. Их показывают крупным планом - они смеются. Знают, что никто не накажет.
- Могу сказать, что эти люди сильно заблуждаются. У нас хватит воли разобраться с этими вопросами. Кроме того, мы собираем статистику, фиксируем все эти случаи. Один раз пройдет, другой - нет.
- Почему в Англии, к примеру, такое вообще не проходит? Как британцы идентифицируют и не пускают на футбол своих хулиганов?
- Там существует целый комплекс мер. Во время матча, скажем, фанаты-нарушители обязаны являться в полицейский участок и там регистрироваться.
- Но у клубов не может быть таких полномочий, чтобы заставить хулиганов сделать это.
- Естественно - их заставляет суд. И это еще один довод в пользу скорейшего принятия футбольных законов. Иначе в скором времени у нас будут не матчи, а гладиаторские бои с убийством.
- Где гарантия, что футбольные законы в отличие от остальных в России будут неуклонно выполняться?
- Помимо законов важна, конечно, и инфраструктура: турникеты, средства идентификации, базы данных нарушений и нарушителей.
- Еще одна проблема марта-2012 - отвратительные поля. Казань, Питер, Химки - играть на этих газонах сейчас противоестественно. Как быть?
- Ситуация следующая. За долгие годы накоплена статистика, когда и как на стадионах растет трава, ориентировочные сроки нам известны. Произошел, однако, несчастный случай. Мы помним, что в первых турах поле в Химках было приемлемым, а в воскресенье - безобразным. Так распорядилась погода, управлять ей мы не можем, к сожалению. Так же, как и сроками прихода весны. Мы и раньше играли в эти дни третий тур чемпионата, но сейчас стряслось такое вот несчастье. Что поделать? Надо играть.
- Погода переменчива, однако и поля в Казани, и щербатый стадион в Томске, и прошлогодние самарские газонные страдания всякий раз принимают какие-то комиссии. Люди едут, дают добро, потом оказывается, что это липа, и играть в футбол на одобренных комиссиями стадионах нельзя. Когда и кого накажете за такую фикцию?
- Каждый случай по-своему индивидуален. К примеру, в Казани просматривались определенные перспективы насчет качества поля. Но потом ударил мороз, причем запредельный. И ожидания не оправдались - трава не взошла. К этому нужно относиться с пониманием - невозможно все предугадать. Вспомните, когда в последний раз зима в конце марта стояла так долго?
- То есть в грязевой и водный футбол в России будут играть и впредь?
- Отнюдь. Организаторы матчей продолжают нести ответственность за качество полей и стадионов. В Махачкале газон был ужасным, причем уже при новых владельцах "Анжи". Переносились матчи. Но затем траву поменяли, сделали дренаж. Сейчас там одно из лучших полей в России. Вывод - надо заставлять собственников следить за этим вопросом. Я разговаривал с президентом "Рубина". Он сказал: "Если бы был на свете такой специалист, который что-то сделал бы с нашей "поляной", мы бы с радостью ему заплатили. Но нынешней весной это в принципе нереально".
- Может, обязать проблемные клубы постелить синтетику?
- Выход в другом: у каждого клуба на случай непогоды должен быть резервный стадион с искусственным полем. В ближайшее время мы введем такую норму для команд премьер-лиги. Думаю, это будет сделано к началу следующего чемпионата.
- А как насчет строительства манежей по всей стране? Согласно программе перехода на "осень - весну", на "утепление" российского футбола отводилось три года. Прошло полтора.
- Вы немного сгустили краски. Я всего два года президент РФС, а переход на "осень - весну" был осуществлен год назад. Играем практически в те же календарные сроки, что и раньше, здесь ничего не изменилось. А инфраструктуру, естественно, будем "выжимать" из тех, кто проводит соревнования. После перехода сделать это будет проще, чем до.
- Сроки назовете?
- Основные позиции закроем за год-полтора. Имею в виду премьер-лигу.
- Клубы и регионы так быстро возведут манежи?
- Манежи - нет, конечно. А резервные стадионы, о которых я уже говорил, клубы иметь обяжем. Чтобы играть в человеческих условиях.
- Вам не кажется, что прежде чем бороться с матом на трибунах, неплохо бы искоренить его на поле? Страна смотрит трансляцию, а там крупным планом игрок с арбитром поливают друг друга, как из брандспойта.
- Тут надо исходить из отношения общества к такого рода вещам. Если оно будет нетерпимо, и нам станет проще устанавливать стандарты. Сейчас на театральных подмостках вовсю матерятся, что уж говорить о футболе. Хотя бороться, вы правы, надо. И мы боремся. Сейчас этим занимается комитет по этике. Разрабатываются и корректируются нормы, судьи будут удалять игроков. Кому нравится быть дисквалифицированным - пусть матерится.
- Президент "Алании" Валерий Газзаев - член комитета по этике. Но 13-я статья регламента РФС по этике запрещает президентам клубов входить в состав этого органа. Почему так получилось?
- Согласно заявке и лицензирующим документам, руководителем "Алании" является Александр Стельмах. А Газзаев-старший - почетный президент. Или на общественных началах, не суть важно. Формально он не попадает под ограничения регламента по этике. (На официальном сайте "Алании" Валерий Газзаев назван президентом клуба без всяких оговорок. - Прим. Е.Д.).
- Напоследок - о лимите. Есть предложение сделать его не более мягким, а более гибким. То есть позволить клубам в одном матче сыграть семью иностранцами и четырьмя россиянами, зато в другом - пятью и шестью, придерживаясь общего баланса в турнире. Правда, потребуется дополнительный судейский учет. Что скажете?
- Это не совсем правильно, на мой взгляд. Сейчас лимит не всем нравится, но таковы последствия перестроечных времен. У нас был провал по воспитанию игроков, выпало поколение, если не больше. Потерпим года полтора-два - созреет, уверен, хороший футбольный пласт. Российских футболистов станет столько и конкуренция будет такой, что заоблачные цены на них сами собой отойдут в прошлое. Молодые на подходе - надо их дождаться.
- То есть вы остаетесь твердым сторонником нынешней формулы "6+5"?
- Остаюсь. А желающим отменить лимит говорю: если что-то менять, должны быть найдены компенсационные меры, иначе мы потеряем молодежь. Ее и так у нас не очень много.
- Давление от "антилимитовского" лобби ощущаете сильное?
- Сильное. Отношусь к этому спокойно - мне не привыкать.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ