Леонид Слуцкий: "Любое место ниже второго - неудача для ЦСКА"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Главному тренеру ЦСКА сегодня не позавидуешь: результата нет, давление со стороны болельщиков огромное. Но корреспондент "СЭ" убедился - удар он держит.

Борис ЛЕВИН
из Ватутинок

РАЗДУВАТЬ ТЕМУ МИЗИНЦЕВ БЕССМЫСЛЕННО

- Каждый матч ЦСКА, если проанализировать, - это отдельный, ни с чем не связанный несчастный случай…

- А в целом уже система - вы это хотите сказать?

- Примерно. Есть у вас понимание, как эту столь неблагоприятную систему сломать?

- Ничего нового я тут не скажу - надо работать еще больше, верить в себя, друг в друга, в команду. В каждом из последних матчей у нас были шансы на благополучный исход, будут они и в предстоящих играх, надо только наконец реализовать их. Тяжелые периоды случаются у всех команд, и надо пытаться выходить из них с поднятой головой, не жалуясь на судьбу и травмы.

Мы прекрасно понимаем, что сегодня не оправдываем надежд болельщиков, но при этом я абсолютно согласен с интервью Васи Березуцкого вашей газете, в котором он сказал, что нет людей, переживающих неудачи команды острее, чем игроки и тренеры. Футбол - наша жизнь, и сейчас мы в ней дышим не то что неполной грудью, а вообще с огромным трудом - и нас самих это устраивает в последнюю очередь.

- А как вы можете объяснить такие, мягко говоря, странные вещи, как, скажем, перелом двух мизинцев подряд?

- Как их вообще можно объяснить?! Думаю о том, что происходит, с утра до ночи, но разве можно найти какое-то рациональное обоснование? Когда мы отправили Дзагоева в немецкую клинику, известный доктор Зеебауэр сказал, что впервые за свою двадцатилетнюю карьеру видит перелом мизинца у футболиста именно в этом месте. И что же: через две недели мы ему прислали еще один - такой же. Точнее, перелом другой, без смещения, но в том же самом месте! Вы двадцать лет такого не видели - так смотрите по полной программе. Увы, но все врачи утверждают, что ни профилактикой, ни восстановлением нельзя предупредить такие травмы, как разрывы связок, мениски или переломы. Особенно мизинцев (грустно улыбается).

Но списывать все на травмы мы не собираемся. Если мы играем не так, как нужно, значит, сами недорабатываем, и вопросы здесь прежде всего ко мне - как к тренеру. В любом случае кадровые проблемы на сегодня - данность, а задачу достойно закончить сезон никто не отменял. Поэтому раздувать тему мизинцев бессмысленно. У нас есть игроки, мы каждый матч проводим в одиннадцать человек, а не в десять, поэтому будем бороться до конца. Тем более что имеются наконец и положительные новости: вернулся Хонда, первую полноценную тренировку в общей группе провел сегодня Вася Березуцкий, второй матч отыграет Игорь Акинфеев, для которого сейчас каждая игра - это большой шаг вперед в общем состоянии.

Такие вещи, которые происходили с командой в последнее время, - это всегда или проверка, или наказание. Кого и за что наказывают, сказать точно невозможно, но если все так или иначе падает на главного тренера, то следует, наверное, говорить обо мне.

- И вы понимаете, за что вас карают?

- Нет. Даже заподозрить не могу. Просто стараюсь работать так, чтобы максимально снивелировать все последствия.

РАССЧИТЫВАЕМ НА ХОНДУ В СУББОТУ

- Что за странная травма была у Хонды - то он до последнего собирается выйти на поле в Мадриде, то потом пропускает целый месяц?

- В матче с "Зенитом", как вы помните, он получил удар в бедро от Семака. Все думали, что это простой ушиб и нужно, только чтобы сошла обширная гематома. Сделали снимок, на котором из-за этой огромной гематомы никаких повреждений не просматривалось. Готовили Хонду к игре с "Динамо", выпустили его на поле, но болезненные ощущения не уходили и все время образовывалась жидкость, причем не в суставе, а в самом бедре. И только через 10 дней, когда гематома сошла, обследование показало, что приплюснута, а значит, повреждена мышца, прилегающая к бедру. Именно она и выделяла кровь. Опять, кстати, повреждение редчайшее - не крупной мышцы, как обычно бывает при травмах бедра, а мелкой, у самой кости. Причем, как я уже объяснил, недоступное для немедленного диагностирования. Тоже не самая простая история.

- А с коленом у японца все уже нормально?

- С коленом у него уже давно все нормально. Слава богу, сейчас и последствия новой травмы ликвидированы. Мы рассчитываем на Хонду в субботу.

- Может быть, он наладит наконец игру в атаке? Вам не кажется, кстати, что минимум голов ЦСКА связан прежде всего с тем, что их перестал штамповать Думбья, а это, в свою очередь, произошло из-за того, что он потерял такого партнера, как Вагнер Лав?

- Ну, три гола в этом году Думбья все-таки забил. Но, конечно, с Вагнером ему было легче взаимодействовать, они больше подходили друг другу. Вагнер вообще такой игрок, что может подстроиться под любую модель и любых партнеров. А отсутствие Сейду на сборах не позволило заблаговременно наиграть его в паре с Нецидом, да и сам Томаш сборы фактически пропустил. Поэтому мы больше рассчитывали прежде всего на действия атакующей тройки в составе Думбья и Дзагоев - Хонда "под" ними. Однако получилось так, что обстоятельства вынудили опираться именно на пару Нецид - Думбья и наигрывать ее уже по ходу. Все осложнялось еще и тем, что Нецид параллельно только набирал форму после долгого перерыва.

- Как-то странно у Томаша все получается, не находите? То он так здорово выходит на замену в игре с "Реалом", что сам Серхио Рамос не может с ним справиться, то выглядит бледной тенью самого себя в матчах чемпионата России…

- Я высоко оцениваю этого футболиста, у него достаточно большое количество завидных футбольных качеств, но заиграть на высоком уровне сразу после восьмимесячного перерыва, да еще практически без сборов, невозможно. Конечно, определенные навыки он растерял и несколько моментов в последних матчах растранжирил, но главное, что эти моменты уже появляются, а работа Томаша на тренировках позволяет утверждать, что вернет свои кондиции он очень быстро.

- А чего ждать от Мусы? Он фактически в одиночку подарил соперникам ЦСКА уже несколько очков - это его уровень или стечение обстоятельств? Чего ему не хватает?

- Мастерства. Будь оно уже сейчас высокого уровня, Муса при своих данных обретался бы в суперклубе. Мы понимали, что берем скорее отличный материал, нежели готового игрока, и ничего непредвиденного сейчас не происходит: даже при крайне неровной игре Мусы все вокруг отмечают его потенциал, а мы, в свою очередь, видим именно то, что ожидали: футболиста, имеющего все возможности для большого роста. Но при той конкуренции, что есть у нас сегодня, он уже сейчас достоин места в составе.

- Потенциал, о котором вы говорите, способен проявиться быстро? Или для того, чтобы дождаться настоящего Мусу, нужно запастись терпением?

- Этого никто не может знать. Прогресс любого молодого игрока - дело индивидуальное и непросчитываемое. Возьмем того же Нецида - за первый год в ЦСКА он практически не вырос, зато потом стал развиваться весьма бурными темпами, прерванными только тяжелой травмой. У Мусы хватает недостатков, над которыми работать и работать, поэтому мгновенного эффекта никто не ждет. Но многое, естественно, зависит от него самого.

- Что происходит со сменщиком Мусы - Секу? Когда мы снова увидим либерийца таким, как во второй половине 2010 года?

- Все объясняется очень просто: когда не получается у всей команды, не получается и у отдельных игроков. При этом опытные мастера могут держать планку и не опускаться ниже определенного уровня, а вот молодым приходится сложнее.

- Мамаев тоже сдал именно по этой причине?

- В том числе. И он сам, и все мы ждем его перехода на качественно новый уровень - все предпосылки для этого имеются. Но пока команда играет не очень удачно, это отражается на всех.

ТРЕБУЕТСЯ УПРАВЛЕНИЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

- Насколько велики ваши надежды на скорые изменения к лучшему?

- Мы должны не надеяться, а делать все от нас зависящее, чтобы эти изменения наступили быстрее. И при этом руководствоваться девизом Елены Исинбаевой: "Пока у тебя есть хотя бы одна попытка, ты еще не проиграл". Каждая ближайшая игра для ЦСКА - решающая.

- Кроме упомянутой эпидемии травм есть еще у вашей неудачной серии объективные причины?

- Их много. Не хочу распространяться на эту тему, но травмы обычно только усугубляют ситуацию, акцентируют внимание на имеющихся проблемах.

- Как от них избавляться, понимаете?

- Сейчас надо достойно завершить сезон, сосредоточившись на последних играх, а уже потом сесть и подумать о будущем.

- В своей карьере вы испытывали когда-нибудь прессинг, подобный нынешнему?

- Прессинг? Что вы имеете в виду?

- И то, что некоторые эксперты вас в отставку отправляют, и то, что многие болельщики в интернете призывают уйти…

- Все это читаю, но давно уже научился от подобных вещей абстрагироваться, иначе работать просто невозможно. Другое дело, что у меня самого есть большая профессиональная неудовлетворенность, связанная с тем, что многое получалось и было так, как надо, на протяжении довольно длительного времени, а сейчас разладилось. Для себя анализирую ситуацию достаточно жестко.

- А как реагирует руководство клуба? с его стороны прессинг присутствует?

- Нет. Могу сказать, что в ЦСКА все работают системно, без лишних сиюминутных эмоций. Естественно, наши результаты не могут удовлетворять руководство. Естественно, оно тоже пытается понять, откуда растут ноги у наших проблем, но при этом старается сделать все, чтобы работа шла своим чередом. И игроки, кстати, выполняют свои обязанности абсолютно профессионально - никаких претензий по тренировкам нет ни к одному человеку. Понятно, что все переживают, нервничают и досадуют на неудачи, но никто не несет негатив внутрь команды.

- Неужели подобная нервозность никак не влияет на микроклимат?

- Само собой разумеется, что после побед настраиваться на следующие игры проще и легче, но в целом атмосфера у нас совершенно рабочая, и говорить о том, что кто-то не выкладывается или не хочет исправить ситуацию, ни в коем случае нельзя.

- Нужно ли, судя по вашей реплике об уровне конкуренции в команде, понимать положение дел так, что летом вы попросите у руководителей клуба усиления?

- Давайте решать проблемы по мере их поступления. Сейчас нужно достойно закончить сезон, и все мои мысли заняты только этим.

- И как - свет в конце тоннеля виден?

- Не только в конце - и в начале тоже. Главное, не поддаться депрессии и не опустить руки. Пока есть шансы, надо стараться их использовать.

- Как это сделать, понятно?

- Это было понятно всегда, даже в условиях сильнейшего кадрового дефицита мы выходили на поле, чтобы реализовать там свои идеи. К сожалению, эффект по разным причинам не всегда получался тем, который ожидался.

- Если взять шкалу от беспросветного пессимизма до самого радужного оптимизма, где вы сейчас на ней находитесь?

- Положение дел в целом не очень приятное, но если впасть в пессимизм, то оно быстро превратится в аховое. Поэтому стараюсь сохранять холодную голову и нести в команду исключительно позитив и настрой на успешную борьбу. Ситуация сейчас требует управления в ручном режиме - нужен быстрый сиюминутный эффект. Его достижению все мои действия сегодня и подчинены. А о глобальных вещах подумаем позже.

- В том числе и о своем будущем?

- Говорить о нем сейчас точно никакого смысла не имеет.

- При всем вашем здравомыслии и настрое на позитив не поверю, что дурные мысли в голову совсем не лезут?

- Что вы подразумеваете под дурными мыслями?

- За что такое наказание? Когда и чем все это закончится? И так далее...

- Ответы на эти вопросы все равно до окончания процесса не получить, поэтому надо сосредоточиться на другом - на том, что можно исправить. И вот что интересно: я говорил вам, что нет другого рецепта для исправления ситуации, нежели работа, но для отвлечения от дурных мыслей тоже ничего лучше работы нет.

- Достойным результатом для ЦСКА станет в нынешней стрессовой ситуации только второе место?

- Естественно! Для такой команды, как наша, непопадание в Лигу чемпионов - это явная неудача.