В ходе пресс-конференции после внеочередного общего собрания клубов РФПЛ, на котором обсуждались негативные тенденции с хулиганскими действиями фанатов и первоочередные меры по оздоровлению атмосферы на стадионах, генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов еще раз вернулся к событиям сорванного матча 16-го тура премьер-лиги с "Динамо" в Химках.
Дмитрий АФОНИН
из Дома футбола
- С точки зрения законодательства сегодня у футбольных клубов фактически нет никакого статуса при проведении чемпионата за исключением того, что они являются его участниками, - начал Митрофанов. - Нам не принадлежат никакие права на чемпионат, при этом мы не имеем возможности влиять на организацию матча, потому что зачастую административные власти регионов, муниципальные власти и правоохранительные органы берут на себя эти функции. Возможности влиять на это у клубов нет. При этом единственной организацией, которая несет ответственность, является футбольный клуб, который при этом полностью бесправен. Мы, конечно, выступаем против этого и потому разработали комплекс мер, в том числе в части полномочий по организации доступа, по собиранию определенной доказательной базы с целью привлечения определенных лиц к ответственности, при получении которой клуб хоть как-то сможет защищать свои права.
- Будут ли даны извинения в адрес "Динамо", Шунина и болельщиков?
- Что касается извинений, то они были даны через 20 минут после того, как матч был прекращен. Премьер-лига не является контрольно-дисциплинарным органом РФС, и мы собрались здесь не для того, чтобы выяснять отношения между "Зенитом" и "Динамо". Более того, хотел бы подчеркнуть, что между нашими клубами нет вражды.
- Вы разделяете инициативу продажи билетов по паспортам?
- Мы в "Зените" использовали практику продажи билетов по паспортам (абонементы так продаем и сейчас), но что делать, если человек, прошедший на трибуну по такому билету, паспорта с собой не имеет? Обязанности брать с собой паспорт у нас не существует. Поскольку это гражданско-правовая сделка, передать билет болельщик имеет право кому угодно. Он просто купил услугу, может быть, кому-то в подарок. По нашему законодательству он не может нести какой-то ответственности за то, что сделал человек, пришедший по его билету. Эта норма о продаже билетов по паспортам имела фактически декларативный характер. Сейчас тот комплекс мер, который предлагает лига, до конца тоже не устраняет проблему, но благодаря другим, более сильным нормам в целом болельщики будут более дисциплинированны в части соблюдения требований регламента РФС и законодательства России.
Нововведение заключается в следующем: на каждом стадионе существуют организованные фанатские трибуны, которые так или иначе уже сложились исторически и даже официально отведены под определенные фанатские программы. Мы говорим о борьбе с пиротехникой, организованным скандированием матерных кричалок, бросанием на поле предметов и т.д. Если такие нарушения регламента повторятся, то эти трибуны или сектора будут автоматически дисквалифицированы на следующий домашний матч. А если они повторятся через игру, то будут дисквалифицированы уже на две встречи. То же самое касается и выездных поединков. Если где-то на гостевой трибуне произошли нарушения порядка, то на следующем выездном матче клуб, болельщики которого допустили нарушение, проводит его без своих организованных зрителей.
Это момент совокупной ответственности. Есть система вычисления, многие стадионы оборудованы высокоэффективными камерами, есть система продажи билетов и абонементов. Многие посетители фанатских трибун ходят на стадионы по абонементам. Поэтому есть возможность их идентифицировать и применить персональную ответственность.
То, что все клубы поддержали принятые сегодня решения, говорит о том, что все выступают за то, чтобы все футбольные споры, особенно касающиеся результата, решались на поле. Если в ситуацию вмешиваются третьи силы, они не должны приводить к тому, что результат должен меняться. Мы выступаем исключительно за справедливые решения в части верификации наказаний и неприменение априори самой жесткой санкции, как это сейчас зафиксировано в регламенте. Мы хотим, чтобы футбольные команды имели возможность соревноваться в спортивном состязании и никто бы на них не влиял. А если вмешиваются третьи силы - они должны нести ответственность. Если это зрители - они должны нести персональную ответственность.
- Проводились ли какие-либо контакты между клубом и представителями ваших фанатских движений еще после матча с "Балтикой"?
- Мы постоянно осуществляем контакт с нашими фанатами, но нужно понимать, что такое фанатское движение и где заканчивается возможность влиять на него у клуба. Если мы говорим о выездном матче любого клуба, то 70 процентов болельщиков, которые приезжают поддерживать гостей, не входят ни в какие организованные фанатские движения и могут быть из любого города. С кем же тогда можно разговаривать? С официальными фан-клубами у нас есть договоренности, и они соблюдаются.