Хороший опорный полузащитник на сегодняшний день - товар штучный и крайне ценный. Наладишь игру в центре поля - получишь огромный простор для творчества. Поэтому не удивительно, что ни одна трансферная кампания не обходится без интереса ведущих российских клубов к представителям этого амплуа.
В январское окно, впрочем, вряд ли делают ставку на приобретение опорников ЦСКА и "Анжи". У них действительно на данный момент нет в этой зоне никаких проблем. Исключительно удачным стоит признать заход армейцев на "шведский" рынок. Понтус Вернблум и купленный ему в пару Расмус Эльм – самое заметное, на мой взгляд, двойное приобретение в опорную зону, сделанное российскими клубами. Оба хороши в отборах – перехватах, играют жестко, с высоким коэффициентом надежности. И атака не может пожаловаться на отсутствие помощи от Эльма и Вернблума, правда, последний реже предпринимает вылазки к чужим воротам.
Класс Вернблума и Эльма таков, что ЦСКА нет никакой необходимости прибегать даже в самых крайних случаях к игре с тремя опорными хавбеками, встречающейся в современном футболе не так уж и редко. Подобный вариант, стоит заметить, выстраивает "Зенит". Он и прежде нечто похожее практиковал, а с появлением Акселя Витселя, в игру зенитовскую, безусловно, вписывающегося по сравнению с Халком пока продуктивнее, стал делать это основательнее. Мощь от тройки (Витсель – Денисов – Широков) исходит при одном только перечислении фамилий высококвалифицированных игроков. Если информация об интересе "Зенита" к 28-летнему Уэсли Снейдеру окажется правдивой, то его появление в питерском клубе позволит коренным образом увеличить тактическую гибкость команды.
Схожую, возвращаясь к ЦСКА, пару – по надежности в обороне и агрессии в атаке – могли бы составить Ромулу и Ким Чельстрем, но, к понятной досаде "Спартака", бразилец, толком после лондонской Олимпиады не отдохнувший и не получивший необходимого задела в подготовительных тренировочных занятиях, "сломался" и провел в чемпионате всего четыре матча. Можно, разумеется, гадать относительной возможной эффективности в игре пары "Ромулу – Чельстрем", однако не стоит даже в виртуальных предположениях забывать о невысоком общем уровне спартаковской игры в обороне. В ЦСКА взаимодействия Эльма и Вернблума с центральными и крайними защитниками, а также с игроками, начинающими из глубины поля армейские атаки, спустя короткое время после появления второго шведа были доведены почти до автоматизма. В "Спартаке" же не завершенное по сей день строительство надежной командной игры в защите не самым лучшим образом сказывается даже на сильных опорных хавбеках. Они, вместо того, чтобы заниматься только своими прямыми обязанностями, коих немало, вынуждены тратить время и силы на латание оборонительных дыр по ходу действа.
А в "Спартаке" ведь есть еще Кариока, Деми де Зеув и Сергей Брызгалов. Первые двое при "живых" Ромулу и Чельстреме вряд ли сумеют победить в борьбе за место в стартовом составе. У Де Зеува, как показал период его пребывания в "Спартаке", нет мотивации, чтобы играть на высоком уровне – в ключевых, скажем, встречах российского чемпионата и матчах Лиги чемпионов. Кариока также всем своим видом показывает, как же ему все здесь надоело. Сложно, понятно, судить со стороны о потенциале 20-летнего Брызгалова, не зная деталей его пребывания в "Спартаке". Но представляется, что Брызгалов, один из немногих сегодня в российском футболе универсалов, способных успешно действовать на позициях центрального защитника и опорного полузащитника, должен все же заиграть на серьезном уровне.
Нет, думается, по состоянию на данный момент проблем с опорниками у "Анжи". Травмы Одила Ахмедова и Лассаны Диарра, случавшиеся по ходу первой части сезона, головной боли Гусу Хиддинку, конечно, добавляли, но, когда эти двое, а также Жусилей в порядке, вопрос с приобретением новых игроков в опорную зону махачкалинской команды не входит в число главных в селекционной работе.
Самой проблемной эта зона, если говорить о клубах, перед которыми стоит задача пробиться на высокие места, видится в "Локомотиве". Не наблюдается прогресс у Дмитрия Тарасова, продолжающего постоянно переходить грань между игрой жесткой, но в рамках правил, и игрой грязной. Редко выходит на поле Ян Тигорев (10 матчей). По воле тренера, с которым, судя по всему, у игрока произошел серьезный конфликт, был отправлен в молодежный состав игрок сборной России Магомед Оздоев. А Сапатер вообще куда-то пропал.