СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Новичок махачкалинского клуба Андрей Ещенко может вытеснить из основы местных воспитанников
Болельщикам любого клуба хочется видеть в команде своих.
В российских регионах это местные уроженцы. Допустим, я был крайне удивлен, насколько трепетно в Нижнем относятся в этой связи к Буйволову и Максимову. В Москве же это воспитанники клубных академий и школ. Фанаты "Спартака" высчитывают, сколько красно-белых выпускников, которые (все в это верят) за "ромбик" пасть порвут и моргала выколют, шатается по городам и весям, пока народную команду заполонили иностранцы с холодными сердцами. Армейцы переживают, что за Акинфеевым и Щенниковым - пустота. Железнодорожники не могут простить клубу потерю Кокорина и корчатся, когда заходит речь о возможной продаже Оздоева или Бурлака. А если взять Питер, то там до сих пор существует маргинальная, но все же немаленькая группа фанатов, которые на полном серьезе считают, что Лучано Спаллетти выжигает питерский футбол на корню, всех легионеров надо разогнать и наводнить "Зенит" юными аршавиными и денисовыми.
Когда "Анжи", приобретенный Сулейманом Керимовым, только начинал писать свою новую историю, наличие в составе дагестанцев было важным постулатом кадровой политики клуба и частью пиар-кампании по улучшению имиджа клуба в родных краях. Спустя чуть более двух лет после покупки, которая перевернула российский и сотрясла остальной футбольный мир, с появлением Роберто Карлоса, Это’О, Диарра, Жиркова и прочих свои ребята по-прежнему выступают в "Анжи". Но им становится непросто.
На первом сборе команды их было пятеро: Гаджибеков, Тагирбеков, Агаларов, Мохаммад и Сердеров. Плюс несколько игроков из дубля, например, вратари Дженетов и Джиоев, которые в ближайшей перспективе вряд ли получат большой шанс. Дагестанцы, естественно, предпочитают держаться вместе, но ведь в свободное время кучкуются и португало- или франкоговорящие диаспоры "Анжи". Важно, что группы не превращаются в группировки, а Это’О, играющий в "камень-ножницы-бумагу" с Агаларовым, - вполне себе привычная картина.
ИТОГИ КОНКУРЕНЦИИ
Однако шансов проявить себя у дагестанцев объективно становится все меньше. Куплен, допустим, Ещенко, а это значит, что претендующим на фланговые позиции Агаларову, Тагирбекову и Гаджибекову выдержать конкуренцию станет еще сложнее. Кто-то терпит, кто-то борется, кто-то тянется за высоко поставленной планкой. А кто-то уходит. Например, Лахиялов. Между прочим, первый дагестанец, забивший мяч в еврокубках (это было в гостевом матче с АЗ). Лахиялову 33, в конкурентах у него - Это’О, Жирков, Буссуфа, Карсела-Гонсалес, перспективный Шатов, но форвард все равно не мог смириться с ролью джокера, который выходит (если вообще выходит) на 15 - 30 минут, и с тем, что ему, увы, уже не 25. Гаджи Гаджиев позвал его в "Крылья Советов", где Лахиялов в теории способен по-прежнему проводить на поле по 90 минут.
- Он у нас был как старший брат… - сожалеет об уходе товарища Гаджибеков. - Вообще всегда неприятно, когда игрок, вместе с которым ты выступал какое-то время, уходит. Уверен, Шамиль обретет себя и еще несколько лет поиграет на высоком уровне.
У самого Гаджибекова дела тоже идут так себе: пять матчей во всех турнирах за первую часть сезона.
- Любой, и особенно в таком возрасте, на моем месте расстроился бы, - признает 23-летний футболист, которого Хиддинк использует в защите то в центре, то справа. - Ведь в прошлом году я играл регулярно, вызывался во вторую сборную, один раз даже тренировался с первой… А тут совсем перестал попадать в состав. Я тренируюсь, готовлюсь на сто процентов, но… Может, все дело в том, что команда идет хорошо, а победный состав не меняют? В общем, мне остается просто засучить рукава.
КАМИЛЬ, ШАМИЛЬ, РАСИМ И МИША
По итогам первой части сезона-2012/13 основными игроками "Анжи", с мелкими оговорками, из дагестанцев были Тагирбеков и Агаларов. Первый провел 17 матчей (все начинал с первых минут) в чемпионате, 2 - в Кубке, 9 - в Лиге Европы. У Агаларова 13 встреч, включая кубковую, на внутренней арене и 7 на европейской. Но приход Ещенко - удар именно по ним, ведь оплот Дагестана - именно фланги обороны, а экс-локомотивец играет и слева, и справа.
Однако и раньше в "Анжи" не дагестанцы доминировали. Если взять чемпионат-2010, последний до прихода в клуб Керимова, то в основе регулярно выходили те же лица - Тагирбеков, Агаларов, Гаджибеков и все. Правда, было много осетин и грузин: если сейчас остался только Владимир Габулов (его брат Георгий зимой предпочел лавке "Анжи" основу "Алании"), то раньше на поле регулярно появлялись Ревишвили, Абаев, Квирквелия, Бакаев, Цораев, Ходжава, Арзиани. А пик "аутентичности" пришелся, как ни странно, на прошлый, уже "керимовский" сезон. От 30 до 42 матчей в сверхдлинном чемпионате-2011/12 отыграли пять дагестанцев, тренировал их долгое время Гаджиев, в наступлении образовался странный симбиоз Самюэль Это’О - Махач Гаджиев, а Роберто Карлос в передаче "Прожекторперисхилтон" произнес сакраментальное: "Камиль, Шамиль, Расим и Миша - великие игроки!" Под Мишей имелся в виду рожденный в Цхинвале Бакаев, который ограничился 7 матчами и вскоре из "Анжи" ушел.
ШАГ НАЗАД РАДИ РЫВКА ВПЕРЕД
Тренд на дагестанцев, несмотря на все их величие, по мнению Роберто Карлоса, в составе "Анжи" проходит, и не исключено, что после точечных зимних покупок в большинстве матчей их в старте вообще не окажется.
- У нас профессиональный клуб, мы формируем состав по спортивному принципу, - говорят на эту тему в команде. - Играют сильнейшие. Независимо от национальности.
Конечно, для всех пример - сильнейший клуб мира "Барселона", где на поле выходит по 11 выпускников академии "Ла Масия", созданной 33 года назад. Как антипод - вечно второй в Испании, несмотря на прошлогоднее чемпионство, "Реал", где есть лишь Касильяс и резервист Кальехон, причем даже на незыблемого вратаря уже стал покушаться Моуринью. Но суть в том, что сначала появилась "Ла Масия", и лишь потом оттуда пошли месси и хавиньесты. Своего расцвета академия достигла спустя десятилетия! А всего десять-восемь лет назад "Барселону" наводняли легионеры, преимущественно из Голландии и Бразилии.
Взять сильных игроков, соответствующих нынешним притязаниям "Анжи", объективно негде. Из ЦСКА выцепили перспективного уроженца Махачкалы Сердерова, но такие, как он, рождаются по воле случая. Объективных предпосылок для появления в республике высококлассных игроков не было.
- У русских ребят нет перед глазами живого примера, - так в интервью одному из интернет-СМИ объясняет причины бедности земли российской на игроков руководитель селекционной службы ЦСКА Антон Евменов. - Например, в возрасте 14 - 16 лет надо заниматься каждый день, а где ты будешь это делать в Сибири? Где поля? Где тренеры? Где соревнования? Первенство водокачки.
Слова про Сибирь относятся и к Дагестану, который тоже отнюдь не Мекка по раскрытию юных талантов и не рай для детских тренеров.
- Но теперь все поменялось, - напоминает Гаджибеков. - "Анжи" открыл академию, и это непременно принесет плоды.
Пока запущен в действие только главный центр подготовки в Махачкале. Его возглавляет небезызвестный голландец Йелле Гус, курирует проект другой Гус - Хиддинк. Планируется охватить полями и спортшколами весь регион, чтобы поставить на поток производство местных шамилей хавиевых и расимов мессибековых. Если задумку реализуют, как следует, нынешнее отступление дагестанских футболистов - шаг назад, после которого последует рывок вперед.
А живой пример перед глазами уже появился. Это’О кричит в мегафон на переполненном стадионе: "Дагестан, вперед!" И в данном случае не важно, кто он, камерунец или дагестанец. Важно, что кричит и почему кричит - потому что побеждает. Каждому ребенку, который его услышит, захочется в один прекрасный день крикнуть также. Для этого надо научиться играть, как Это’О.
"Анжи" тем временем аутентичности не теряет. Перед каждой тренировкой в команде играют в "хасбол" - смешную игру, выдуманную десятилетие назад Арсеном Акаевым. Тот самый Акаев наряду с другой экс-звездой "Анжи" Андреем Гордеевым входит в тренерский штаб. На завтраках, обедах и ужинах традиционно нет свинины. Иностранцы смешно и коряво пытаются исполнять лезгинку. Дагестанский офис "Анжи" возглавляет Нарвик Сирхаев, гендиректор - родившийся в Дербенте Айваз Казиахмедов, среди администраторов, врачей, водителей, сотрудников пресс-службы тоже полным-полно своих.
И, конечно, не забываем про Сулеймана Керимова.