Юрист Владимир Сараев рассказал о том, как будут карать участников договорных матчей, и о том, почему много видов санкций - это плохо
- Какие максимально строгие наказания будут грозить участникам и соучастникам договорняков?
- До четырех лет лишения свободы - по первой части, до семи лет - при организованной группе. Вы затронули еще одну серьезную проблему, которая волнует нас, правоведов. Слишком уж велик разброс санкций. Например, вот что может повлечь подкуп спортсмена:
- штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей;
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного в период от одного года до трех лет;
- либо принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- либо лишение свободы до четырех лет, со штрафом в размере до 50 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Теперь - те же деяния, совершенные организованной группой. Здесь идут:
- штраф от 500 тысяч рублей до одного миллиона;
- или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
- либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Представляете, каков размах?
- Да уж. Четыре года за решеткой - это серьезно, а 300 тысяч рублей - для иного футболиста заработок меньше чем за неделю. Несопоставимо.
- Не только экспертный совет придерживается мнения, что разброс по части наказаний чрезмерно большой.
- Что нужно поменять?
- Видов наказаний должно быть меньше. Остаться должны только более строгие.
- Нужно ведь еще, чтобы штрафы или сроки сочетались с чисто спортивными санкциями. В Италии у клубов отнимают очки, ссылают в низшие дивизионы.
- Как бы некоторые лица ни пытались доказать, что уголовное преследование и спортивная ответственность - это два наказания за один проступок, смешивать их нельзя. Санкции должны идти параллельно. Потому что одно наказание осуществляется мерами государственного принуждения, а второе - это корпоративная и спортивная ответственность, которую в данном случае накладывает федерация или лига.
- Как пример: если человека сажают в тюрьму, его параллельно увольняют с работы.
- Верно. И два наказания не обязаны совпадать по суммам штрафов и срокам. Допустим, лишение свободы до четырех лет не означает, что отлучение от футбола тоже должно быть на четыре года. Нужна пожизненная дисквалификация!
"Отказываться от экспертов нельзя!"
Наш эксперт Владимир Сараев категорически не согласен с решением РФС расформировать экспертный совет по борьбе с договорными матчами во главе с Анзором Кавазашвили и ничего не создать взамен
Какая роль в выявлении договорняков отводится лигам, федерациям, организаторам соревнований? - вопрос юристу из комитета Совета Федерации по социальной политике.
- Организаторы соревнований через свои регламенты должны с этим бороться. Но как их мотивировать? Увы, иногда мы догадываемся, что автономия профессионального спорта, существующего как государство в государстве, играет злую шутку. Государство отстраняется от регулирования в данной сфере - и федерации или лиги начинают охранять собственные интересы, а не регулировать. Становятся фильтром, не пропускающим информацию о дурном. Не только о договорняках, но и, положим, о допинге или задолженностях по зарплате. А ведь это статья 145.1. невыплата заработной платы - уголовное преступление. И если лицо обращается в лигу или федерацию с заявлением о невыплате, эту бумагу должны тут же передать компетентным органам, ведь потерпевший заявляет о преступлении! Вместо этого лиги и федерации стараются не выносить сор из избы. И я категорически не согласен с позицией законопроекта и отдельных федераций и лиг: у нас теперь не будет экспертных советов по борьбе с договорными матчами. Это неразумно и неверно исходя из уголовно-процессуальной практики. Всегда нужна экспертиза и исследования специалистов! А мы, получается, отказываемся?
- Как думаете, почему?
- Полагаю, это скорее непонимание, чем лоббирование чьих-то интересов. Надеюсь, мы все заинтересованы в борьбе с договорными матчами. И мое твердое убеждение: отказываться от экспертного заключения нельзя.
- Вы, иными словами, не поддерживаете инициативу РФС по расформированию экспертного совета по договорным матчам, который возглавлял Анзор Кавазашвили.
- Не поддерживаю! Уголовно-процессуальный закон дает перечень доказательств по уголовному делу, среди которых есть заключения и показания экспертов для поиска виновности. А кто-то говорит: "Зачем нам семь? Пусть будет пять!" Конечно, это усложняет расследование! То, что требуется делать двумя руками, зачем пытаться сделать одной?
- Позиция РФС, судя по всему, такова: расформировать экспертный совет, чтобы создать другой, новый, более компетентный орган.
- А по моим данным, все иначе. Совет расформирован давно. Где же новый орган? Даже в открытых источниках появлялось: "Экспертные мнения нам не нужны". К слову, в ноябре 2011 года я возглавлял делегацию КХЛ на рабочем приеме в Интерполе во Франции. Там со мной согласились: экспертные исследования при выявлении договорняков нужны! Кому легче всего раскусить странные поступки тренеров или игроков, как не специалисту изнутри?
- Вы довольны взаимодействием с РФС и РФПЛ?
- Убежден, что функционеры привлекали специалистов в области российского футбола. Но у нас есть к законопроекту существенные замечания. Что означает: экспертное сообщество не было в должной мере привлечено к разработке законопроекта.
- Не случится ли так, что закон о договорных матчах затронет людей, которых трогать крайне нежелательно? И все усилия сойдут на нет.
- Не исключено. Именно поэтому судьба законопроекта зависит от того, насколько безупречен будет закон, насколько четко будут прописаны положения, наказания. Вообще данное преступление необходимо отнести к коррупционным. Надо, чтобы с самого начала эту машину нельзя было остановить, не получив огласки.