Роберто Розетти: "Тереку" ответил назначением Вилкова"

Telegram Дзен

Глава департамента судейства и инспектирования РФС считает, что заступаться за судью, которого публично оскорбили во время матча в Грозном, должен был кто-то другой

Александр БОБРОВ
из Дома футбола

– Готовы обсудить "дело "Терека"? – начинаю с самого острого судейского вопроса минувшего марта.

– Смотря о чем пойдет речь.

– Арбитры, насколько мне известно, ждали от вас иной реакции. Более жесткой.

– Это неправда. Начнем с того, что я возглавляю департамент и моя работа – техническая. 19 марта я сделал заявление в своем блоге на сайте РФС, поступив предельно корректно по отношению ко всем сторонам. Никаких эксклюзивных интервью не давал, хотя получил очень много звонков с подобными просьбами. Меня за это стали критиковать. Вы никогда не получите каких-либо оценочных заявлений от УЕФА, от Пьерлуиджи Коллины, никогда этого не будут делать в Германии и Испании.

Я позволил себе кратко сказать о Вилкове. Он судил хорошо и получил очень хорошую оценку. Мне кажется, главным стало не мое заявление, а факт последующего назначения Вилкова – он, ассистенты и инспектор тут же получили очередные игры. Если нужны иные ответы, иные комментарии – есть судейский комитет РФС, есть сам РФС.

– То есть жесткой реакции на оскорбления судей от вас ждать не стоит?

– А назначения Вилкова мало? Нужны слова или факты?

– Но почему бы вам не встретиться с руководителями "Терека"?

– За два года работы во главе департамента РФС у меня не было ни одной частной встречи с кем-либо из президентов клубов или тренеров. Не было ни одного телефонного разговора с кем-нибудь из наставников. Все команды для меня равны и одинаково важны. От той, что находится на последнем месте… Кто там сейчас оказался?

– "Алания".

– От "Алании" до ЦСКА.

– Может, тогда стоит встретиться и обсудить проблему с президентом РФПЛ?

– Это не входит в мои обязанности. Возможно, этим должны заниматься судейский комитет или руководство федерации. Вы разве слышали от Коллины что-либо по поводу матча "МЮ" – "Реал"? Разве он сказал что-то о судействе какого-то поединка чемпионата Европы?

– Но вы говорите о международных турнирах. А тут речь о чемпионате страны.

– Повторю: Вилков судил хорошо и получил назначение на следующий тур.

– Полагаете, поступили верно, учитывая его психологическое состояние?

– Должен был так поступить! Мы с ним поговорили – Михаил был готов выйти на поле.

– Что бы случилось в Италии, если бы болельщики подняли на трибуне подобный баннер (показываю появившийся на последнем матче "Терека" рисунок козла в судейской форме с карманами, набитыми деньгами. – Прим. А.Б.)?

– Делегат должен написать об этом в рапорте. То же самое относится к судьям, если они видят это. Потом дело за КДК.

– И какое наказание?

– Штраф.

– Подобное происходило в Италии?

– Не только в Италии, но и в других странах. Факт должен быть отмечен в рапорте, а КДК выносит санкции.

КАРТОЧЕК СТАЛО МЕНЬШЕ

– Как вы оцениваете итоги трех весенних туров?

– Проведены 24 матча, в которых арбитры показали 93 желтые карточки. В последнем туре вынесли меньше всего предупреждений – 28. Предъявлены 7 красных карточек – две из них прямые, за лишение соперников явной возможности забить. В среднем судьи выносили по 3,88 предупреждения за матч. Любопытно, что в первой части чемпионата средний показатель составлял 4,47. Налицо явное снижение. На сборе в Анталье мы много говорили о том, чтобы постараться обойтись без необязательных карточек.

То же самое относится к удалениям. Их число снизилось с 0,36 за игру до 0,29. Мне кажется, и игроки стали вести себя дисциплинированнее. Российские рефери назначили 5 пенальти, 4 из которых в последнем туре. В матчах были задействованы 11 главных арбитров, 29 судей-помощников и 19 инспекторов. На игры следующего тура первые в этом году назначения получили Игорь Низовцев и Олег Целовальников. Единственным травмированным судьей остается Антон Кобзев. Надеемся, что он скоро поправится.

Очень хорошо проявил себя в отборочной игре ЧМ-2014 Голландия – Эстония Виталий Мешков. Успешно отработали в этом матче и его помощники Николай Голубев и Виталий Дроздов.

В среду несколько наших арбитров начали сбор в Ньоне, куда УЕФА пригласил талантливых судей, пока не входящих в списки ФИФА и не имеющих права обслуживать международные игры. Россию представляют Сергей Иванов, Валерий Данченко и Игорь Демешко. Последних двух мы уже давно используем на самых сложных матчах чемпионата России.

– Все они говорят по-английски?

– Конечно. Это одно из основных условий. И в ходе сбора внимание УЕФА будет обращено не только на техническую и физическую подготовку, но и на английский. В Анталье они уже сдавали устный и письменный тесты по иностранному языку.

– В качестве наставника с нашими арбитрами работает Мануэль Лопес, – добавил советник президента РФС, заместитель председателя судейского комитета РФС Хосе Мария Гарсия Аранда Энсинар.

– В свое время такие курсы проходили Сергей Лапочкин и Виталий Мешков, – продолжил Розетти. – Как вы уже сообщили, Алексей Еськов отправился на Кубок регионов в Болгарию.

– Но это же турнир для любительских команд. Зачем отправлять туда арбитров, давно обслуживающих матчи профессиональных клубов?

– УЕФА использует эти матчи для подготовки судей как своего рода дополнительный семинар.

Но вернемся к разговору об итогах. Наметилась положительная тенденция – улучшается работа инспекторов. Пару лет назад выставляемые ими оценки были не так объективны. Сейчас ситуация кардинально изменилась и не идет ни в какое сравнение с прошлым.

– И это при том, что список инспекторов в общем-то остался прежним.

– Свою роль сыграло введение нового вида рапорта. Теперь он полностью такой же, как и в УЕФА. Есть отправная оценка – 8,3 – 8,4 балла. Когда совершается серьезная ошибка, оценка судьи не может быть больше 7,9 балла. Две серьезные ошибки – 7,4. Одна непредъявленная желтая карточка ведет к снижению общей оценки на 0,1 балла. Понятно, что оценка качества работы может быть субъективной. Вам кажется, что он судил хорошо, а мне нет. Задача – свести субъективизм к минимуму. Сейчас оценки в целом стали соответствовать реальности. Иногда, конечно, мнения могут отличаться.

– Собираетесь проводить сборы судей в ближайшие два месяца?

– Арбитры ФНЛ соберутся с 17 по 19 апреля. Сбор для судей премьер-лиги пройдет с 23-го по 25-е число.

– Где?

– Скорее всего, где и раньше – в подмосковном Левкове. Пытаюсь договориться о проведении сбора в еще более комфортном месте, но не знаю, получится ли.

В СЛУЧАЕ С КОМБАРОВЫМ СУДЬЯ ОШИБСЯ

– Вы сообщили о снижении числа предупреждений и удалений. Возможно, ваши подопечные именно поэтому в ряде случаев допустили ошибки, воздержавшись от санкций. Возьмем в качестве примера матч "Спартак" – "Кубань", который судил Максим Лаюшкин, не показавший ни одной (!) карточки. Хотя как минимум в трех эпизодах должен был это сделать: в двух случаях игроки наносили удары ногой сопернику, а еще в одном была явная задержка соперника руками и срыв атаки. Кирилл Комбаров, игравший прямой ногой, рисковал получить не желтую, а красную карточку.

– Важный вопрос. Много раз говорил на эту тему с арбитрами, никакого недопонимания у нас нет. Если игрок заслуживает желтой, она должна быть показана – хоть на первой секунде матча. Я был в Лужниках, игра проходила под полным контролем Лаюшкина. Нет ничего плохого в том, что матч завершается без предупреждений и удалений. Но считаю, что Комбаров должен был получить как минимум предупреждение. Судья ошибся.

– Кстати, об инспекторах. Некоторые из них, в премьер-лиге, в свое время были вынуждены завершить судейскую карьеру не по возрасту, а по иным причинам. Сейчас, как ни странно, они выступают в роли оценщиков работы арбитров. Будет ли разработан документ, определяющий, какие из бывших судей могут в дальнейшем остаться в футболе в роли инспекторов?

– Конечно. Разрабатывается новый регламент.

– И еще вопрос – от меня и нескольких инспекторов. Он касается Фейзудина Эрзиманова, моего доброго знакомого, много помогавшего мне и моим коллегам на стадионе "Торпедо". Нужно признать, он не входил в число лучших российских рефери. А сейчас на его счету 10 из 23 возможных матчей премьер-лиги – по числу назначений он лидирует с Андреем Бутенко и Сергеем Зуевым. Он настолько здорово проявил себя в роли инспектора?

– Да. В этом сезоне он очень хорошо работает. Все выставленные им оценки соответствовали действительности. Он, кстати, абсолютно верно оценил работу Михаила Вилкова в недавнем матче в Грозном.

– В нескольких последних матчах произошли ситуации, когда игроки наносили удары ногами соперникам. Так было в Самаре, где Вилков ошибочно вынес предупреждение, а не удалил нарушителя, дважды в Химках, дважды в Москве в Лужниках и в Екатеринбурге.

– И в Лиге чемпионов...

– В том числе. В прошлом году вы говорили, что Кураньи нужно было удалить за фол на Паршивлюке. Сейчас Еськов не удалил Лазовича.

– И, на мой взгляд, поступил верно.

– А в чем разница между этими двумя эпизодами?

– В последствиях.

– Вы имеете в виду травмы, кровотечения и тому подобное?

– Да. Это нужно учитывать при оценке произошедшего и вынесении санкции. В случае Лазовича очевидно, что он так сыграл неумышленно.

– Как и Кураньи.

– Но последствия разные.

– У Чичерина кровоподтеки и следы от шипов на шее…

– Считаю, что правильно показана желтая карточка. Мы поддержали решение арбитра. Однако вы прекрасно знаете, что бывают очень трудные случаи, пограничные моменты, когда сложно определить, какую из санкций применять.

НИКОЛАЕВ – ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В ЕВРОПЕ

– Верна ли информация, что вы, возможно, совместно с Гарсией Арандой Энсинаром и Николаем Левниковым определили список кандидатов от России на обслуживание игр чемпионата Европы-2016, остановившись на Вилкове, Лапочкине, Еськове и Сергее Карасеве?

– Нет. Впервые об этом слышу. Мы не вправе отбирать арбитров – только готовить. А выбирает УЕФА. Могу только сказать, что у Карасева на сегодня очень хорошие результаты в международных матчах.

– Он получит назначение на какой-либо из оставшихся матчей Лиги чемпионов или Лиги Европы?

– Нет. Не забывайте, что он не в элитной, а в первой группе судей УЕФА. Если говорить о других наших судьях ФИФА, то очень хороши Владислав Безбородов и Алексей Николаев. В понимании футбола Николаев один из лучших в Европе. Это талант, настоящий талант. Гораздо лучше и стабильнее стал Безбородов, если сравнивать с прошлым и позапрошлым годами.

– Для лучшего понимания ситуации добавлю, – вновь вступил в разговор Гарсия Аранда Энсинар. – Это относится ко всем странам. Невозможно в одиночку определять кандидатов на судейство того или иного турнира, только совместно с международными организациями. Наша задача – подготовить судей, а отбор находится в ведении ФИФА и УЕФА.

– А стоит ли так сильно переживать по поводу отсутствия наших арбитров на международных турнирах? Мне кажется, куда важнее, чтобы качественным было судейство чемпионата России. Нельзя ведь сказать, что в Узбекистане высокий уровень судейства только потому, что Ровшан Ирматов сейчас один из лучших в мире.

– Нужно готовить не одного или двух судей, а целое поколение.

– Россия как хозяйка ЧМ-2018 обязательно получит право отправить на турнир одну или две судейские бригады?

– Нет. Такого правила нет. Обычно это случается, но, к примеру, на последнем чемпионате Европы не было бригады украинских рефери.

– Почему вы не используете в России инструктора ФИФА Валентина Иванова?

– Он сам не хочет, но, надеюсь, однажды согласится сотрудничать, – ответил Розетти.

– Я считаю Валентина прекрасным инструктором. Но он очень занят в разных проектах ФИФА, – добавил Энсинар.

РЕШЕНИЕ КАРАСЕВА ПОДДЕРЖАНО

– Предлагаю поговорить о правиле 11 "Положение "вне игры". Много случаев, как я их называю, "анатомических" офсайдов, когда только на экране телевизора, только по видеозаписи можно определить, что та или иная часть футболиста, нос, пятка, плечо, колено, оказалась ближе к линии ворот. Очередные эпизоды возникли в последних играх премьер-лиги: в Махачкале, когда удаляли Кудряшова, и Москве, когда "Спартак" сравнял счет.

– Необходимо следовать указаниям УЕФА, – отреагировал Розетти. – Судьям-помощникам не стоит поднимать флаг, если они полностью не уверены, что игрок находится в офсайде.

– А может, вернуться к старому тексту правил?

– Эта дискуссия идет не первый год, – сказал Энсинар. – Можно по-разному составлять текст правила, но в любом случае речь будет идти о линии офсайда. И раньше, когда речь шла не о частях тела, нужно было проводить виртуальную линию и смотреть, где оказался футболист. Какая бы суперсовременная технология сейчас ни использовалась, всегда останется погрешность, и в некоторых ситуациях никогда на сто процентов нельзя будет определить, был офсайд или нет.

– Вчера тщательно просматривали упомянутые вами моменты. Всматривались в экран, измеряли... Может, в одном из них действительно есть пятисантиметровый офсайд, – подчеркнул Розетти. – В состоянии ли это разглядеть ассистент?!

– То же самое можно сказать и об эпизодах, связанных с лишением явной возможности забить гол. Ведь нельзя утверждать, что Кержаков, который не контролировал мяч, обязательно успел бы к нему раньше, чем вратарь "Терека". Получается, кто мог оказаться первым, решать арбитру.

– В правилах игры не раз встречается выражение "по мнению судьи". Арбитр посчитал, что Кержаков смог бы завладеть мячом, принял непростое и смелое решение, удалив игрока "Терека" (по данным "СЭ", не последнюю роль в этой ситуации сыграл первый судья-помощник Антон Аверьянов. – Прим. А.Б.).

– И вы его поддерживаете?

– Да.

– Коллина возглавляет департамент судейства в УЕФА и на Украине, Розетти – в России, Трефолони – в Казахстане. Отчего вдруг такая мода на итальянцев, а не испанцев или англичан?

– Хороший вопрос тем, кто заключил с ними контракты, – засмеялся Энсинар.

– Порой говорят, что итальянские судьи лучшие в мире. Я так не думаю. Возможно, одни из лучших, – ответил Розетти. – Для нас футбол – религия. Сам я начал играть в четыре года. Это была вся моя жизнь. И сейчас то же самое. Пасху (католическую. – Прим. А.Б.) встретил в Москве – смотрел матчи премьер-лиги. А это праздник, и моя семья встречала его в Италии. К слову, и Капелло тоже был в России.