Сергей Такоев: "РФС должен вести себя солиднее"

Telegram Дзен

"Алания" переживает не лучшие времена. О том, как реагируют на ситуацию в Северной Осетии, рассказал "СЭ" бывший президент клуба, ныне председатель республиканского правительства.

– Сергей Керменович, общая экономическая, социальная ситуации в сегодняшней Северной Осетии благоприятствует, на ваш взгляд, возрождению сильного профессионального клуба?

– Если под общественно-социальной ситуацией понимать интерес к футболу среди населения республики, думаю, благоприятствует – наверное, как нигде больше в России. "Алания" сплачивает вокруг себя людей разных национальностей и социальных слоев. Одно время на ряде интернет-сайтов "Алания" обсуждалась даже в качестве национальной идеи для людей разных религиозных и других воззрений. В то же время нашей республике весьма проблематично содержать современный футбольный клуб в условиях, когда за многими его соперниками стоят мощные финансово-экономические группы, энергодобывающие компании. У нас нет ни нефти, ни газа, ни угля. Финансировать "Аланию" из республиканского, достаточно скудного бюджета всегда стоило невероятных усилий. Большим облегчением стало подписание трехстороннего соглашения с компанией "РусГидро" – руководством республики и футбольным клубом, согласно которому 80 процентов бюджета обеспечивает новый партнер и 20 остается за республикой.

– Раньше, наверное, именно эти 20 процентов и приходились непосредственно на клуб?

– Верно. Теперь же они направляются на укрепление материально-технической базы футбольных школ, сооружение футбольных полей в районах, на проектирование нового современного стадиона. А финансированием профессионального клуба занимается "РусГидро".

– Северная Осетия издавна славится как кладезь футбольных талантов, но Дзагоев защищает цвета ЦСКА, так ни разу и не сыграв за "Аланию", Касаев один из основных игроков "Рубина" – список можно продолжить. Сапожник остался без сапог?

– В России в первенствах разных дивизионов выступают порядка 70 футболистов - воспитанников Северной Осетии. С одной стороны, этим можно только гордиться, с другой – не результат ли это бесконтрольного разбазаривания футбольных кадров? В общем, с приходом на пост президента клуба Валерия Газзаева была выстроена вертикаль, у основания которой наши детско-юношеские школы. Валерий Георгиевич сам часто выезжает на матчи юношеских команд, даже самых младших. Чтобы пресечь отток национального футбольного фонда, он сейчас закрепил юридические права клуба на всех одаренных футболистов, начиная с 10-летнего возраста – таланты взяты на учет тренерским штабом команды. Клуб опекает этих ребятишек, оказывает помощь их семьям, а по достижении совершеннолетия юный футболист без ведома "Алании" не может заключить взрослый контракт. Ведь даже на тех, кто не сумеет попасть в состав "Алании", клуб постарается заработать, предложив их заинтересованным коллегам. Это часть обширной программы по развитию футбола в республике.

– Что скажете в связи с нынешним положением "Алании" в турнирной таблице?

– Положение "Алании" могло быть гораздо лучше, если бы не очковые потери, которых команда не заслуживала, в частности в матчах с грандами – "Спартаком", "Зенитом". Слишком много у нас было матчей нереализованных возможностей при игровом преимуществе. Каких-то очков недосчитались из-за судейских ошибок. Сыграло роль и то, что к началу чемпионата "Алания" не смогла по-настоящему укомплектоваться. Со многими игроками контракты подписывались за неделю до закрытия трансферного окна. А от некоторых пришлось отказаться, так как у клуба не нашлось достаточно денег: соглашения с "РусГидро" на тот момент еще не было.

– А если бы соглашение с "РусГидро" не было подписано?

– Тогда клуб должен был бы сняться с чемпионата. Мне остается только удивляться мужеству, патриотизму Валерия Газзаева, самого успешного из действующих российских тренеров. В нынешний, очень сложный момент он с риском для своей репутации взял на себя ответственность возглавить клуб, потом еще и команду. За что Осетия ему очень благодарна. По ходу чемпионата он создает новую команду. И вообще Валерий Георгиевич – человек, живущий не одним днем. Приняв "Аланию", он показывает: какой бы сложной ни была ситуация, концепция развития клуба будет реализовываться. Он по-прежнему с командой, последовательно занимается клубной инфраструктурой, новым стадионом, юношеским футболом.

– Снимись "Алания" с чемпионата – как бы на это, по-вашему, отреагировали в республике?

– Это стало бы трагедией для многих наших граждан. Жители Северной Осетии страшно переживали, когда в 2004 - 2005 годах с помощью Генеральной прокуратуры шло целенаправленное уничтожение "Алании". Футбол в северокавказском регионе не просто вид спорта, а по-настоящему социальное явление, активно влияющее на воспитание нового поколения. Помните бум, сопровождавший чемпионство "Алании" 1995 года, когда наши футбольные школы были переполнены, ребят принимали по конкурсу. И те 70 наших воспитанников, ныне выступающих в российских профессиональных клубах, – реальные плоды того бума.

– То есть, если бы не пришла на помощь компания "РусГидро", "Аланию" российский футбол потерял бы?

– У республики нет возможностей финансировать "Аланию" на уровне некоторых российских клубов, которые могут, к примеру, позволить себе приобрести футболиста стоимостью в четыре годовых бюджета "Алании".

– В нашей премьер-лиге сейчас бюджетных клубов – больше половины. Как вы считаете, почему отдельные издания, журналисты вдруг ополчились именно на "Аланию"?

– Мы не сомневаемся в природе мелочных придирок, нападок на "Аланию". Недавно вдруг выяснилось, что даже принятый комиссией УЕФА стадионный пресс-центр не соответствует каким-то нормативам. Пришлось оборудовать новый. Стараемся реагировать на все формальные претензии, но работать в таком режиме очень сложно. А связано все с тем, что Валерий Газзаев возглавил оргкомитет Объединенной лиги: сразу у него появились противники среди спортивных руководителей, в том числе и в РФС. Некоторые большие спортивные чиновники меня открытым текстом предупреждали: если Газзаев не откажется от новой должности, пострадает "Алания". Странно такое слышать, ведь руководители РФС прекрасно знают, кто инициировал проект ОФЛ на самом высоком уровне, где одобряется интеграция стран СНГ в любой сфере. И Валерий Георгиевич, как ответственный и законопослушный гражданин, выполняет работу, которую ему поручили инициаторы проекта в расчете на его авторитет и опыт. И то, что Газзаев относится ответственно к этому делу, многим не нравится. Но считаю, что делать "Аланию" разменной монетой в большой футбольной политике недопустимо.

– Видимо, кто-то пытается использовать все рычаги давления на Газзаева?

– Мое глубокое убеждение: вместо интриг люди, которые против объединенного чемпионата, должны прямо, по-мужски высказывать свое мнение, убеждать инициаторов, если считают, что они не правы, а не действовать из-за угла. Пока есть только идея, которая прорабатывается, исследуется общественное мнение, идут консультации с клубами, оргкомитет пока не выпустил ни одного документа, и Валерий Георгиевич еще сам изучает вопросы, связанные с новым проектом. Даже президент УЕФА Мишель Платини как человек разумный не берется обсуждать то, чего еще нет. А в России, как всегда, вместе с водой уже пытаются выплеснуть и ребенка. Еще непонятно, что получится, но угрозы в адрес "Алании" потихоньку реализовываются.

– Авансом, получается?

– Мне в этой связи пришла на ум такая аналогия. Студентом я с однокурсником заехал к отцовским друзьям в подмосковное Лыткарино. За обедом мой друг неуместно пошутил, за что я тут же получил подзатыльник от хозяйки. "За что, теть Валь?" – удивился я. "Ты же этого шутника привел", – последовал ответ. Вот и в нашем футболе: все прекрасно знают организаторов Объединенной лиги, тех, кто одобрил эту идею, а подзатыльники почему-то получает "Алания". Мне кажется, РФС и некоторые спортивные чиновники должны вести себя солиднее, не уподобляясь тете Вале из рассказанной мной истории.

– То есть вы сторонник Объединенной лиги?

– Пока есть только декларативная идея и прорабатываются юридические возможности ее реализации. Мы уже говорили, что клубы, за которыми не стоят крупные корпорации, находятся в тяжелом финансовом положении, в постоянном поиске кредитов. А пополнение бюджетов клубов, декларируемое идеологами ОФЛ, могло бы стать спасательным кругом для них. Если у клубов появится возможность самим зарабатывать, они смогут лучше комплектоваться, и российский футбол выйдет на более высокий уровень, в том числе и интереса к нему болельщиков, СМИ, прежде всего – телевидения. Декларируемые идеи мне очень импонируют, особенно с учетом провозглашенного УЕФА курса на финансовый fair play. Если будут выработаны юридические условия, позволяющие осуществить все задуманное, это станет сильнейшим прорывом в российском футболе. А РФС можно понять. Он в значительной мере потеряет контроль над, пусть и слабым, чемпионатом, не сможет, как раньше, давить на клубы. Хотя в сегодняшней ситуации, когда РФС сам стоит с протянутой рукой, по слухам, не имея средств даже на оплату аренды своего офиса, такие амбиции кажутся, мягко говоря, неуместными.

– Наверное, прав Газзаев, когда говорит, что все новое всегда вынуждено с боем пробивать себе дорогу?

– Не будем далеко ходить: Николай Александрович Толстых 12 лет назад, когда инициативная группа президентов клубов высшего дивизиона, в которую входил и я, пробивала создание премьер-лиги с выходом ее из ПФЛ, обвинил меня, Виталия Мутко (в то время президента "Зенита"), других наших товарищей в развале российского футбола. А практика показала, что мы создали жизнеспособную лигу, которая заключила первый в истории контракт с телевидением в 2001 году. И хотя сумма его была небольшая, важен был прецедент, а потом и лига крепла, и доходы росли. ПФЛ возражала, потому что раньше ее представители вели себя, как царьки, постоянно пинали клубы, давили, диктовали... Решение вопреки интересам клубов высшей лиги могли протолкнуть за счет целого легиона клубов низших лиг. Жизнь показала, что создание премьер-лиги стало важной вехой в истории российского футбола – хотя и тогда инициаторов идеи кто только ни клеймил. Сейчас происходит примерно то же самое.

– Противники ОФЛ среди всего прочего считают, что получив большие деньги, в клубах при отмене лимита накупят зарубежных звезд, остальное рассуют по карманам.

– Вспоминается русская поговорка: "Блудливая свекровь снохе не верит". Не думаю, что людьми, выделяющими для ОФЛ миллиард евро, движет желание что-то украсть из него. Вернувшись в 90-х годах в Осетию, я возглавил небольшой частный банк. И вот один из клиентов просит дать ему кредит. Предлагаю ему обосновать бизнес-план. А он в ответ: "Вы оформите кредит, а я вам верну половину денег". Пришлось объяснить, что времена уже не советские, и банк не государственный, что он хочет забрать мои же деньги, вернув только половину. Никто из частных инвесторов не позволит потратить деньги на посторонние цели. А насчет лимита – семь ли, шесть ли иностранцев или еще сколько-то – это сегодня лишь разговоры, не подкрепленные никакими экономическими или спортивными расчетами. Большинство клубов из провинции не в состоянии из своих скромных бюджетов выделять суммы на подготовку собственного качественного резерва – вот о чем в первую очередь надо говорить.

Предположим, "Алания" получила 26 миллионов. С точки зрения в прошлом президента клуба, как считаете, на что она их потратит?

– Если клуб уверен в стабильном доходе, он свободно может вкладывать средства в перспективные направления, прежде всего в подготовку резерва. И, конечно, совершенствовать свою материально-техническую базу, создавать условия для развития футбола в регионе. При мощной финансовой поддержке в клубе резко повысятся зарплаты детских тренеров, и клуб сам сможет воспитывать футболистов высокого уровня, меньше тратя средств на приобретение чужих воспитанников, в том числе и зарубежных.

– Не отразится ли возможный вылет "Алании" из премьер-лиги на реализации намеченной клубом и руководством республики программы?

– Огорчение в республике будет неописуемым. Но на кредит доверия Валерию Георгиевичу это не повлияет. Болельщики у нас в футболе разбираются и понимают, что в одночасье клуб не выстроишь. Но давайте не будем спешить, ведь один из принципов Газзаева: если не потеряно все, не потеряно ничего. "Алания" будет биться до последней секунды чемпионата. В республике знают: если Газзаев поставил задачу возродить чемпионские традиции "Алании", выстроить в Осетии современную футбольную пирамиду, если видят, что он активно занимается этим, люди будут рядом с ним, наберутся терпения, уверенные в том, что в конечном итоге Газзаев и из этой ситуации выйдет победителем.

Павел АЛЕШИН