Бывший коммерческий директор "Кубани" Артем Миронов в интервью "СЭ" – о непростом человеке Сергее Доронченко, странной истории с увольнением Юрия Красножана и Сурене Мкртчяне, который с успехом бы заменил Ольгу Смородскую в "Локомотиве".
– Первый вопрос простой: кто вы такой? Ведь у обычного болельщика ваша фамилия скорее ассоциируется с кино, чем с футболом.
– С 2008 года я был коммерческим директором "Кубани", с 2009-го стал еще и заместителем генерального директора, курируя дополнительно работу с болельщиками и службу информации.
Когда только пришел в коммерческий отдел, он насчитывал... три человека! Считая кассира. К моменту моего ухода в подчинении было более 40 человек. Как говорится, почувствуйте разницу.
Мы проделали огромную работу. У "Кубани" появилась информационная политика, коммерческая, маркетинговая стратегия, что дало нам возможность стать чемпионами по посещаемости, увеличить фан-сектор со 150 человек до 3000 и подписать контракт с брендом "Ауди". А это, кстати, полтора года переговоров! Очень важно, что за пять лет удалось заложить фундамент для превращения "Кубани" в топ-клуб. В общем, считаю свою бывшую работу одной из лучших в мире.
– Странно, обычно люди по собственному желанию не уходят с "одной из лучших в мире работ". А вы поступили именно так.
– Ситуация простая: я несколько иначе представлял дальнейшее развитие клуба и свою роль в нем. Плюс где-то накопилась усталость. Все-таки приходилось работать по 15 часов в сутки. Наконец, никаких больших денег я не получал. Вот эти несколько факторов и сложились воедино.
– Есть другая версия: мол, вы ушли в знак протеста против увольнения Красножана.
– Это не так. Никакой подобной договоренности с Красножаном у нас не было. Мое решение самостоятельное, не истеричное. Конечно, глупо говорить, что оно совсем никак не связано с последними событиями в клубе. Скорее, это можно считать звеньями одной цепи... Да, с Юрием Анатольевичем у нас были очень теплые отношения, он невероятно мощный человек. И, конечно, я безумно жалел о его уходе.
– Не вы один. Большинство болельщиков и специалистов вообще не поняли, почему вдруг Красножан покинул клуб...
– Уверен, что Юрий Анатольевич и сам этого не понял. Я не буду делиться внутренней кухней клуба, скажу лишь об одном: мы с Красножаном регулярно общались. В том числе на тему его преждевременного ухода разговаривали. И Юрия Анатольевича, прежде всего, сильно огорчало одно: отсутствие у "Кубани" четкой, общей, понятной позиции о причинах расставания с ним.
Вообще Красножан считал, что "Кубани" важно и нужно что-то выиграть в самое ближайшее время. Как-то он сказал мне: "Если бы клуб в спортивной части прогрессировал так же, как в неспортивной, мы бы уже были "Миланом". Конечно, для меня это был комплимент. Но сейчас разговор не о Миронове, а о Красножане. Так вот, я считаю, что Юрий Анатольевич действительно мог добиться с "Кубанью" многого. Он, кстати, команду оставил на четвертом месте...
– После той истории клуб покинул и гендиректор Сурен Мкртчян. Почему на самом деле он это сделал?
– Тот случай, когда официальная версия соответствует реальной. Сурен Размикович ведь разместил обращение к болельщикам. И я могу утверждать на сто процентов – там ровно те слова, которые у него на душе.
– Насколько известно, "Кубань" покинули не только вы и Мкртчян, но и многие другие сотрудники. Люди бегут с тонущего корабля?
– Ни в коем случае не воспринимайте это так! Да, в клубе происходят перемены. Но хорошо это или плохо – рано судить. Не надо думать, что "Кубань" разваливается. Ничего подобного. Насколько я знаю, ни одного сотрудника вместе с новым генеральным директором в "Кубань" не пришло, значит, наш подбор кадров нынешнее руководство устраивает на сто процентов.
Да, какие-то наработки, проекты не получают должного развития. Или, наоборот, получают те, которые мы не планировали продолжать. Скажем, новый менеджмент запустил интернет-магазин "Кубани", на который я больше года назад наложил вето. Он кривой и несовременный, и мы работали над новой версией...
– Какие у вас были отношения с Сергеем Доронченко?
– Когда именно? Мы ведь с ним пришли в "Кубань" вместе. И поначалу отношения были просто отличные...
– И со временем они испортились?
– Просто клуб стал совсем другого масштаба, "Кубань" развивалась, и у нас с Сергеем было все меньше времени на общение. Но мы никогда не были врагами, если вы об этом.
– Просто хочется понять, кто он на самом деле? Известный агент Дмитрий Селюк, например, сказал: "В "Кубани" творятся странные и ужасные вещи", напрямую обвинив в них Доронченко. Да и Сергей Овчинников много негативного рассказывал о нем. "Спортивный директор, пилящий деньги на трансферах, отправляющий игроков в резервную команду ни за что и специально увольняющий тренеров", – примерно такое мнение может сложиться о Доронченко, если верить всему, что о нем говорят.
– Обвинения без доказательств и фактов не значат ничего. Знаете, про меня тут тоже после ухода некоторые начали говорить: мол, Миронов "распилил" 1,5 миллиона долларов. Редкостная чушь! На планете нет ни одного человека, с кем бы я творил "черные" дела!
Что касается Доронченко, то, да, он непростой человек. И на ситуацию в клубе действительно влияет. Его стиль работы специфичен. Порой Сергей слишком ревностно относится к своим непосредственным обязанностям без восприятия общей картины. Но полезны или вредны действия нынешнего спортивного директора для "Кубани" – покажет только время. Вы ведь понимаете, роль личности в истории нельзя определить здесь и сейчас. Так и с Доронченко. В общем, я не считаю, что он осознанно портит ситуацию в "Кубани". Да и настоящих доказательств его причастности к распилам и откатам, о которых говорил Селюк, миру не представили.
– Хорошо, напоследок отвлечемся от краснодарского клуба: говорят, Сурен Мкртчян может стать президентом "Локомотива" вместо Ольги Смородской. Справится?
– Безусловно! Да, "Локо" – клуб с более богатой историей, а значит, с более высокими требованиями болельщиков. Но по большому счету принцип работы там тот же – сколотить команду профессионалов, которые бы имели все условия для реализации своего потенциала. Это Мкртчян умеет делать прекрасно. И, уверен, в "Локомотиве" бы у него получилось.