Скандал в Грозном: бред, превратившийся в дикость

Telegram Дзен

Обозреватель "СЭ" – о решении КДК по делу судьи Мусы Кадырова и футболиста молодежной команды "Амкара" Ильи Кричмара.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Как уже сообщал "СЭ", КДК РФС пожизненно запретил чеченскому арбитру Кадырову осуществлять любую деятельность, связанную с футболом. Футболист Кричмар дисквалифицирован на 4 матча. Рефери оштрафован на 500 тысяч рублей, игрок – на 15 тысяч.

В настоящий момент довольно сложно понять, с какой стати бывший лайнсмен Кадыров выплатит РФС полмиллиона. Вот прямо возьмет и отдаст на прощание 36 среднемесячных зарплат по своему субъекту федерации. Устроит дембельский аккорд.

Возможно, у РФС есть прессы для "отжатия" этих денег. Но со стороны они не угадываются. И причин выплачивать штраф у Кадырова ровно ноль. В футбол он больше не вернется: зачем платить? И какой смысл, зная это, так наказывать?

Существуют, однако, у всей этой истории и другие подтексты. Куда более глубокие, нежели изгнание и разорение отдельно взятого судьи, которому фактически влупили приговор с конфискацией имущества.

КДК прав в том, что не предъявил претензий к организаторам матча. Конфликт был личностный, с нарушениями правил проведения соревнований не связанный. Но вылился он в то, во что вылился, не только по причинам индивидуального хамства и персональной горячности.

Пусть каждый из нас спросит сам себя: есть ли у него порог гнева, после которого он не станет оглядываться на карьеру, думать о процессуальной стороне дела, вспоминать механизм подачи жалоб, а просто даст обидчику в морду – и будь что будет? Такой порог, думаю, есть у каждого. До – еще терпимо, после – срывает крышу.

Схватите официантку, извиняюсь, за ляжку, – горячий суп окажется на вашей голове. И плевать ей будет в тот момент, что ее уволят. Разные, конечно, попадаются официантки, клиенты и супы, но исключать такой поворот событий никак нельзя.

Или, к примеру, подкрадитесь к футбольному гению во время матча и гадливо шепните ему что-нибудь про его сестру. Получите лысой головой в грудную клетку. И начхать ему будет, что идет финал чемпионата мира, и что он оставляет свою команду вдесятером.

Негодование, аффект, ярость – стопроцентно человеческие чувства. В Грозном они были вызваны не одной лишь политической ситуацией, допустившей появление в стране регионов вседозволенности и поколений невоспитанности. Хотя немного и этим тоже. Глобально же дело в другом.

Конечно, драчливый Кадыров – служитель той еще Фемиды, а Кричмара, похоже, семья, школа и гувернантки на каком-то этапе проворонили. Но еще до того, как один бросил флажок и полез в драку, а второй стал брыкаться, им явно хотелось остановить, опротестовать, оспорить происходящее. Футболисту – странные судейские решения, арбитру – фонтаны мата в свой адрес. И оба такой возможности не имели. Это привело к эпизоду, имя которому – дикость.

Что может сделать футболист дубля, видя, как его команду убивают? Ничего. В лучшем случае по итогам матча на свет появится официальная жалоба клуба. Сколько таких уже было написано? А сколько арбитров уличены и наказаны? Первое число несоизмеримо больше второго.

Что может сделать линейный судья, получая всю игру словесные плевки в лицо? Пожаловаться главному. И Кадыров, если ему верить, жаловался. Но судья в поле Юнус Кошко мер не принял и Кричмара не удалил. А ведь сделай он это вовремя, не случилось бы и дикости.

Читаем интервью "СЭ" спартаковского тренера Дмитрия Гунько.

– В молодежном первенстве на линии обычно работают местные арбитры. Или из ближайших районов. В Грозном они всегда откровенно помогали хозяевам. Я просматривал матчи дубля "Терека" и видел, как засчитывались голы из пятиметровых офсайдов. В 2010-м случилась уникальная ситуация. Главный арбитр из Саранска Александр Егоров полностью взял игру под свой контроль, не обращая внимания на первомайское размахивание флагами боковых судей. Поверьте, это было очень непросто.

Может, потому Кошко и не реагировал на сигналы Кадырова, что тоже "полностью взял игру под свой контроль"? Если в Грозном принято засчитывать пятиметровые офсайды, где гарантия, что помощник не оболжет игрока гостей, дабы создать хозяевам численное преимущество? Ну его, этого помощника, пусть кому-нибудь другому семафорит.

Но что это за судейская бригада такая, если главный рефери не хочет слышать собственных ассистентов? Как они вообще игрой-то управляли? И разве не лучше было бы, если бы в 2010 году Александр Егоров не ложился грудью на амбразуру, а раз и навсегда заострил проблему на самом футбольном верху?

А вот обратная грань. Тренер амкаровских дублеров, замечательный в недавнем прошлом форвард Константин Парамонов, искренне возмущался после матча. Точнее – после отлета "Амкара" из Грозного. Что объяснимо: в таком деле лучше взять паузу, минимум возмущений в этом регионе приветствуется. Но слышал ли Парамонов во время матча эскапады Кричмара? И обещал ли ему жуткую жуть за откровенное хамство? И призывал ли заткнуться?

После решения КДК генеральный директор "Амкара" Виктор Засульский признал: основания для наказания Кричмара имелись. И пообещал улучшить воспитательную работу. А где была ваша работа до решений КДК, клубы? Почему вам плевать на быдлячество и мат своих футболистов? Разве поддержание клубного имиджа не прописано в их контрактах? Разве вы не лишаетесь из-за этого болельщиков? И разве вам нравится видеть, как судья Кадыров восполняет ваши воспитательные пробелы с более высокой эффективностью?

Вот он, набор бредовых обстоятельств:

– использование в матчах дублеров местных арбитров – вероятно, с целью экономии, но без учета последствий;

– понимание всеми, как судят эти арбитры, но полнейшее же всеми и наплевательство;

– поведенческая разнузданность футбольных юнцов, которым, честно говоря, есть с кого брать пример;

– аморфность клубов по отношению к бытовому хамству на поле;

– высочайшая терпимость большинства российских арбитров к тому же, даже если речь идет об оскорблении их самих.

Итог – судья кинулся на игрока.

Бессмысленно вопить: кого мы хотим воспитать? Поздно. Уже воспитали. Но выход все-таки есть. И воспользоваться им в футболе значительно проще, чем во многих других сферах нашей диковатой действительности. Этот выход – полное соблюдение законов и правил.

Выругался – получи на месте от арбитра и потом от КДК, если мало. А на десерт – от собственного клуба. Не зафиксировал пятиметровый офсайд – вон из футбола. Страшно судить в тех или иных регионах – бей в колокола при малейших нажиме или угрозе, выноси на суд общественности. Не поможет – сбивайся в судейскую стаю, требуй соблюдения корпоративных интересов.

Есть вещи, которые на стадионах делать нельзя. То есть можно, конечно, но будешь наказан, как официантка, Зидан, Кадыров и Кричмар. А там, где вместо наказания молчание и бездействие, – пятиметровые офсайды, мат, драки судей с игроками и так далее.