Найдет ли ЦСКА болельщиков в Азии

Telegram Дзен

В конце июня – начале июля ЦСКА примет участие в коммерческом турнире в Китае.

Дмитрий ГИРИН

"В первую очередь это новый рынок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это и возможные инвестиции, и дополнительный доход от участия в коммерческих турнирах. Кроме этого возможна продажа Китаю прав на показ матчей премьер-лиги", – так генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев ответил на вопрос, что означает для клуба участие в предсезонном коммерческом турнире в Поднебесной ближайшим летом.

Действительно, для российских команд это будет первый опыт участия в подобных азиатских турне. Европейские топ-клубы, в первую очередь английские, освоили это направление уже давно. Но посыл Бабаева верен: в подобных мероприятиях важна не прибыль. Поездки преследуют в первую очередь маркетинговые цели: застолбить, так сказать, территорию и обозначить свое присутствие на рынке.

Хорошо известно, что английская премьер-лига пользуется бешеной популярностью в Юго-Восточной Азии. Поэтому визиты туда британских клубов просто необходимы. Так, "Ливерпуль" посетит этим летом Индонезию и Таиланд. А в Таиланде у красных, между прочим, одна из наиболее крупных болельщицких баз в мире – около 14 миллионов человек. Согласитесь, число просто невероятное!

Впечатляют и фотографии болельщиков "Ливерпуля" в Индонезии, размещенные на официальной страничке, посвященной азиатскому турне клуба. С такой массовостью и размахом в России даже чемпионство любимой команды не отмечают. Разумеется, такой большой рынок нельзя пускать на самотек.

"В последний раз мы посещали Таиланд в 2009 году и до сих пор находимся под впечатлением от приема, оказанного болельщиками. На протяжении четырех последних лет клуб проделал в этом регионе огромную работу", – сказал исполнительный директор "Ливерпуля" Иан Эйр. Вторит ему и главный тренер Брендан Роджерс: "Я много слышал о преданности и страсти, которую демонстрируют по отношению к нам тайские фанаты, и в благодарность мы хотим устроить им настоящий праздник большого футбола". Собственно, в этих двух цитатах и заключаются ответы на вопросы "зачем?" и "какая от этого выгода?".

Правда, существуют и другие причины. Такие, как обязательства по контрактам со спонсорами и партнерами. Тот же "Ливерпуль" озвучил планы визита в Индонезию сразу после того, как летом 2012-го заключил трехлетнее соглашение с местной авиакомпанией. Кроме того, в этом году титульный спонсор клуба, одна банковская группа, отмечает 150-летие своей деятельности в Индонезии, и визит "Ливерпуля" должен стать частью торжеств.

Или взять, к примеру, "Челси", который этим летом также отправится в Азию. Матч в Бангкоке станет частью празднований 80-летия тайской пивоваренной компании, являющейся одним из крупнейших партнеров лондонцев. Запланированная несколько дней спустя игра в Индонезии поддерживается в том числе и одним местным банком, который с августа 2012-го активно выпускает платежные карты с брендом "Челси". Кроме того, к приезду лондонцев в Индонезии должен открыться их футбольный центр, в котором также запланирован ряд мероприятий.

Три из пяти матчей "Манчестер Юнайтед", который также отправится на Восток, организованы спонсорами клуба. Две игры "красные дьяволы" проведут в Японии, где публика очень хочет посмотреть на своего любимца Синдзи Кагаву. А одну из встреч "МЮ" и вовсе сыграет с бывшим клубом талантливого полузащитника "Серезо Осака". Маркетинговые выгоды от подобного визита очевидны.

Кстати, турне "МЮ" проводится под эгидой титульного спонсора. То же самое и с поездкой "Ливерпуля" – она также проводится их главным партнером. Это к вопросу об организаторах подобных турне.

Другое дело, что интерес в Китае к российской премьер-лиге, мягко говоря, невелик, равно как и количество болельщиков ЦСКА. Никаких партнерских отношений с китайскими компаниями у армейцев тоже нет. Нет и китайских футболистов в составе. Да и "Цзянсу" с "Чанчунь" – не гранды местного футбола, представляющие далеко не главные города Поднебесной. Во всяком случае, это не Пекин, не Шанхай и не Гуанчжоу. Так что сравнивать турне ведущих английских команд и предстоящую поездку ЦСКА пока нельзя. Остается лишь рассчитывать, что она станет хорошей инвестицией в будущее.

КТО ЖДЕТ АРМЕЙЦЕВ МОСКВЫ

Александр БОБРОВ

"Цзянсу Сэйнти" занял в прошлом чемпионате Китая второе место – никогда в своей истории клуб из Нанкина, столицы провинции Цзянсу, таких высот не достигал. В турнире этого года команда идет 11-й. Совсем еще молодой клуб "Чанчунь Ятай", основанный в конце 90-х годов, в 2007-м становился чемпионом Поднебесной, в 2012-м был шестым, а сейчас пока находится в подвале турнирной таблицы на 14-й позиции.

В "Цзянсу" корреспондент "СЭ" побывал десять лет назад, когда команду тренировал Леонид Колтун. Располагалась она тогда примерно в часе езды от Нанкина в районе строившегося города Цзяннина. Сейчас ту живописную местность, обрамленную горами, наверняка не узнать. Базу клуб арендовал примерно за пару миллионов долларов в год. Помимо этого на содержание "Цзянсу" выделялись еще миллионов пять. Финансирование как раз тогда взяла на себя торговая корпорация Jiansu Sainty. Помню казавшиеся фантастически неправдоподобными рассказы Колтуна о тамошней действительности и условиях его работы, а также странности с организацией труда медперсонала команды – затемненная комната с топчаном для массажа и все. Никакого другого оборудования более не наблюдалось! В "Шаньдуне" Валерия Непомнящего с этим было куда лучше. Мягко говоря ненормальной выглядела и организация питания футболистов и тренеров. Как это выдержали Леонид Яковлевич и игравший у него украинец Евгений Коваленко, не знаю. Мне же и на пару дней хватило однообразного рациона на несколько долларов в день – при общей богатейшей китайской кухне на столы на обед и ужин выставлялись только куриные крылышки, жареная картошка, огурцы, помидоры и лук.

С тех пор много воды утекло в Янцзы, а клуб переехал. После Колтуна из иностранцев с "Цзянсу" работали Бранко Войинович, Ян Коциан да Драган Окука. Равно как и эти имена вряд ли произведут впечатление на российских болельщиков имена нынешних легионеров команды – Элеилсон, Кристиан Дэнэлаке, Александар Евтич. Есть еще белорус Сергей Кривец и узбек Камолиддин Таджиев. Зная китайские реалии, предположу, что вряд ли вызовет нарекания построенный к Олимпиаде стадион. Не знаю, как сегодня, а еще недавно качеству газонов на китайских аренах можно было завидовать белой завистью.

В "Чанчуне" тоже свой узбек – Анзур Исмаилов. Если Таджиев приехал в Китай из "Пахтакора", то его соотечественник представляет "Бунедкор". Кто еще? Малоизвестные бразильцы Эдер Баиану, Зе Карлус и Исак, австралиец Мэтт Маккай. Конечно, "Цзянсу" и "Чанчунь" – это не "Гуанчжоу" Марчелло Липпи и Луки Барриоса, не "Шаньдун" Радомира Антича и Мариуса Никулае и не "Бэйцзин Гоань" Фредерика Кануте. Но для экзотики в самый раз.