СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 28-й тур
Очередной тур чемпионата позади. Самое время поговорить о судьях и судействе. Какие моменты прошедших матчей оказались спорными?
Начнем с встречи "Волги" и "Алании". Вот вам вопрос: кто на 18-й минуте удалил защитника владикавказцев Григорьева? Предположу, что не главный рефери Сергей Лапочкин, находившийся очень далеко от места событий. Скорее всего, ему посоветовал это сделать первый судья-помощник Валерий Данченко.
Теперь сразу несколько вопросов. Владел ли Саркисов мячом? Нет. Двигался ли он в направлении ворот? Нет. Он словно перебегал дорогу Григорьеву и подставлялся под фол. Было ли нарушение правил? Владикавказец немного коснулся соперника рукой. Считать ли эти действия нарушением правил и лишением явной возможности забить гол? Адресуем свои сомнения руководству департамента судейства и инспектирования (ДСИ).
И еще вопрос. Верно ли поступил Лапочкин на 44-й минуте, назначив пенальти после падения все того же Саркисова? Руководство ДСИ, пожалуй, его поддержит: контакт плеча вратаря "Алании" Джанаева с левой ступней нападающего вроде бы и впрямь имел место. А нам остается только гадать, упал Саркисов, чьей координации можно позавидовать, самостоятельно – или благодаря "стыку" с вратарем.
Если честно, я не уверен, что "Алании" стоит винить во всех своих бедах арбитров – и, в частности, Лапочкина. В конце концов, можно вспомнить август прошлого года и матч владикавказцев с "Тереком". Его обслуживал все тот же судья из Санкт-Петербурга, который тогда уже на первой минуте удалил вратаря грозненцев и назначил пенальти.
Хотя... Вот история специально для любителей конспирологии. 2000 год, конец октября, матч 1/8 финала Кубка России "Торпедо" – "Динамо". И в первом, и во втором круге того чемпионата матчи "Торпедо" и "Динамо" заканчивались вничью. Такой же результат был зафиксирован и после окончания 120 минут кубкового поединка. И лишь в серии пенальти удача улыбнулась торпедовцам.
А теперь внимание. "До лотереи с 11-метровыми дело могло и не дойти, если бы главный судья Сергей Лапочкин на последних секундах дополнительного времени засчитал гол Медведева", – писал тогда "СЭ".
Сергею Сергеевичу Лапочкину было в те дни всего 19. Как вы уже поняли, ту игру судил его отец Сергей Константинович. Неверное решение стоило ему 10 месяцев работы – на такой срок его отправили на скамейку штрафников.
"Я с самого начала не сомневался, что гол (Медведева. – Прим. А.Б.) был забит правильно, а на следующий день, посмотрев этот фрагмент сразу по трем телеканалам, только утвердился в своем мнении. Боковой судья побежал к центру поля, фиксируя взятие ворот, но потом Лапочкин устроил совещание. Чем оно закончилось, вы прекрасно видели. Этим решением арбитр фактически подарил победу "Торпедо". Кстати, он на протяжении всего матча демонстрировал предвзятое отношение к нашей команде… Вообще такого безобразного арбитража, как в последние два года, у нас никогда не было. Квалифицированных судей можно пересчитать по пальцам… Уже не первый случай, когда из матча устраивают клоунаду. Пока мы не наведем порядок, проблемы будут возникать постоянно. Все зависит от организации дела, а мы второй год подряд видим: непонятно, кто и кем руководит, кто и за что отвечает. Наш футбол превращается непонятно во что. Добавить мне нечего".
Кто так говорил? Правильно, Валерий Газзаев. Не вчера, а почти 13 лет назад. Может, как раз тогда Газзаевы и Лапочкины и стали этакими Монтекки и Капулетти российского футбола?
***
На 45-й минуте матча "Динамо" – "Краснодар" главный арбитр Сергей Карасев не усмотрел фола "последней надежды" у Нахушева и не стал удалять краснодарца. Лишил он Кокорина явной возможности забить гол или нет, не нам судить. В любом случае у руководства Департамента судейства и инспектирования один ответ: мол, судья так видел.
Вообще, этой весной мы наблюдали трех разных Карасевых. Один в марте работал на матче "Терек" – "Зенит" и с подачи ассистента со второй попытки удалил Кудряшова. Специалисты, поддержавшие тогда решение рефери, успели подсчитать скорость бега Кержакова и выдвигавшегося навстречу ему и мячу вратаря, отдав пальму первенства форварду зенитовцев, а не голкиперу. Второй Карасев в ходе дерби ЦСКА – "Спартак" не удалил Сухи, который не позволил Мусе забить гол, но назначил пенальти.
И вот в минувшую субботу третий Карасев не стал показывать красную карточку Нахушеву. Нет, конечно, Кокорин не владел мячом, а слева находился еще один игрок "Краснодара". Но динамовец быстр и вполне мог убежать на рандеву с вратарем. Чем он хуже Кержакова?
Однозначно оценить эпизод на 70-й минуте не представляется возможным. Нарушил ли защитник гостей правила, сказать сложно. Видеоповтора крупным планом нет, а для Карасева момент был "открытым". Поэтому не остается ничего иного, как довериться судье.
И еще: удар (или тычок) соперника рукой – это нарушение правил? На 33-й минуте такие действия все тот же Карасев определил как фол и наказал предупреждением Ломича, ударившего Марсиу. Нечто подобное динамовец повторил на 73-й минуте, когда в своей штрафной ткнул Маркова рукой в лицо. Однако главный арбитр не стал назначать 11-метровый и наказывать защитника вторым предупреждением. Почему? Спросите у Карасева и все тех же боссов ДСИ.
***
На 49-й минуте матча "Локомотив" – ЦСКА неожиданную ошибку допустил один из самых опытных в России ассистентов Тихон Калугин. Он почему-то определил положение "вне игры" у Янбаева, сорвав острую атаку хозяев, когда ближе к линии ворот красно-синих находились аж четыре игрока ЦСКА.
***
И последнее. Не лучшего качества видеотрансляция из Грозного не дает возможности определить, были ли у Виталия Мешкова основания назначить на 83-й минуте 11-метровый удар в ворота "Анжи". В том момент защитник махачкалинцев в борьбе за позицию сначала отодвинул соперника руками, а затем выпрыгнул и, не сыграв в мяч, вроде бы с нарушением правил сыграл против футболиста "Терека", завалив его. Мешков игру продолжил.