Деньги, которых мы никогда не увидим

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Песня о скандале // Современный чемпион // На решающие матчи пойдут и в ноябре

Вряд ли сегодня можно найти более актуальную тему, чем подведение итогов завершившегося в воскресенье 21-го чемпионата России. О расстановке сил в нашем футболе, о первом чемпионском титуле Леонида Слуцкого, о многомиллионных расходах клубов и самых громких скандалах сезона - в материалах обозревателей "СЭ".

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Деньги в футболе - большая иллюзия. С одной стороны, они есть, и в очень большом количестве, а с другой - они подобны воде и плодам из древнегреческого мифа о Тантале. На них можно посмотреть вблизи, но попить или поесть - извините. Другими словами, их ликвидность серьезно ограничена. Эти деньги могут миллионами путешествовать между странами и континентами, оседая на частных и корпоративных счетах, но они никогда не пойдут ни на дороги, ни на больницы, ни в детские дома. Никогда, пока футбол в России живет по тем правилам и законам, что существуют сейчас.

Именно поэтому глупо возмущаться действиями одной команды, которая тратит 100 миллионов евро в день на двух футболистов, и при этом восторгаться другой, что эту же сумму размазывает тонким слоем на пару-тройку лет, покупая десять игроков, только качеством похуже. По большому счету эти миллионы тождественны, потому что ни в первом, ни во втором случае они не идут на то, что принято называть "социальной составляющей спорта".

Разница в деталях. Одни получают мощный единовременный пиар, вторые - возможность называть себя мудрыми футбольными функционерами. Что получают болельщики, кроме возможности посмотреть с трибуны на бегающие миллионы, большой вопрос.

Но опять же таковы реалии, и если мы их принимаем, то относиться к тратам наших футбольных клубов так же, как к расходам из госбюджета, просто не имеет смысла. Причем вне зависимости от того, откуда берутся эти деньги и кто конечный бенефициар финансовых манипуляций. Таковые ведь тоже есть. Даже при строительстве школьных стадионов и детско-юношеских академий они имеются. Никто не будет тратить деньги просто так. Как говорил классик, капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Любая деятельность наших клубов, в том числе и "социальная", при желании легко объясняется чисто экономическими причинами. Бизнес есть бизнес.

Другое дело, что, переводя разговор в исключительно футбольную плоскость, большие затраты подразумевают некую отдачу в виде результата. Сегодня российская премьер-лига оценивается примерно в один миллиард двести тринадцать миллионов евро. Столько, согласно порталу transfermarkt, стоят все футболисты, выступающие в нашем чемпионате. По этому показателю впереди идут только лиги из большой европейской пятерки. Франция нас опережает примерно на 150 миллионов, но в ее первенстве участвуют 20 клубов, то есть по деньгам "на душу населения" премьер-лига даже выше.

Но вот в пресловутом рейтинге УЕФА Россия занимает восьмое место, пропустив вперед Португалию с Украиной, чьи бюджеты будут поскромнее. Украинский чемпионат "дешевле" нашего почти в два раза, португальский - в полтора. Почему оба первенства при этом эффективнее, лучше спросить у российских клубных руководителей. Впрочем, какая разница?

Впереди горячая трансферная пора. Зазвонят телефоны, загудят факсы, зашуршат купюры. Виртуальные деньги вновь заполонят информационное пространство, завладев умами болельщиков, которые будут наивно полагать, что средствами можно было бы распорядиться иначе. Грандиозный спектакль с богатыми декорациям и высокооплачиваемыми актерами продолжается. Запасайтесь попкорном.