Роман Асхабадзе: "Возможно, летом продадим Веллитона"

Telegram Дзен

Генеральный директор "Спартака" Роман Асхабадзе в среду встретился с представителями ведущих спортивных изданий.

Вячеслав КОРОТКИН
из Москвы

– В среду бразильские СМИ распространили информацию об интересе "Гремиу" к Рафаэлу Кариоке. При этом "Спартак", якобы, намерен купить у "Наполи" Фернанду. Как прокомментируете?

– Ни одна, ни вторая часть не соответствуют действительности, никто не ведет переговоров по этим игрокам. С Кариокой на днях продлен контракт до 2017 года – он футболист "Спартака". А к Фернанду никакого отношения мы не имеем.

– Какова вообще ситуация по трансферам. Есть ли игроки, с которыми у клуба есть желание расстаться?

– Буквально вчера состоялось собрание совета директоров, на котором тренерский штаб озвучил свое видение по усиление тех или иных позиций. Есть игроки, с которыми клуб, скорее всего, расстанется. Пофамильно, естественно, называть не буду. Это внутренняя политика клуба.

– А сколько новичков могут пополнить состав "Спартака"?

– По мнению тренерского штаба в усилении нуждаются как минимум две позиции.

– Разъясните ситуацию по Ари?

– Его контракт действует до конца 2013 года. Мы уже сделали ему достойное предложение. На данный момент, он и его агент взяли время на размышление. Ответ мы должны получить в первые дни июня.

– А по Хурадо?

– Мы проинформировали "Шальке" о своей заинтересованности в игроке. Теперь немецкая сторона взяла время, чтобы подумать. Знаем, что лично Хурадо в "Спартаке" все устраивает.

– Де Зеув возвращается?

– "Андерлехт" сначала не проявлял никакого интереса. Но недавно бельгийцы впервые вышли на нас. Будем вести переговоры.

– А голландец вообще нужен "Спартаку"?

– Я уже говорил, что мы сформировали список футболистов, с которыми клуб предпочтительно расстаться, и не буду скрывать: Де Зеув в нем есть.

– Главным тренером "Спартака-2" стал Евгений Бушманов. Почему выбрали именно его?

– Считаю, что это методичный, очень вдумчивый специалист с довольно-таки серьезным опытом. Самое главное для нас готовить кадры для главной команды, выстроив четкую вертикаль: от клубной академии до основы. И естественно, "Спартак-2" наряду с дублирующим составом – важные звенья.

– С сезона-2013/14 Андрей Дикань будет считаться легионером. Рассчитываете ли вы на него, несмотря на изменение статуса?

– У Диканя действующий контракт. Он игрок "Спартака". А в каком качестве на него рассчитывают – это вопрос к главному тренеру. Могу сказать только, что контракт мы расторгать не собираемся и никаких переговоров по этому поводу, естественно, не ведем.

– А сам Дикань не проявлял намерения уйти из команды?

– Разговоров таких не было ни с Андреем, ни с его представителями. Он прибудет в расположение команды, как и все футболисты, для подготовки к следующему сезону. Единственное, мы ему сказали, что если поступит хорошее предложение от другого клуба и он сам захочет уйти, то готовы рассмотреть этот вариант.

– Насколько велик интерес к действующим футболистам "Спартака"?

– В течение года этот интерес то появляется, то исчезает. На данный момент, предметная заинтересованность есть в трех футболистах "Спартака".

– В прессе фигурируют фамилии Эменике и Макгиди. Первым якобы интересуются в Турции, вторым – в Англии.

– Без комментариев.

– Какая ситуация по Веллитону? Рассчитываете на него в будущем? Или этот форвард – "отрезанный ломоть"?

– Мне не нравится последняя формулировка. Так про человека говорить нельзя. Веллитон отдан в аренду, чтобы получать игровую практику. В Бразилии огромное число турниров, матчей. Мы понимали, что в этой стране он в любом случае будет играть больше, чем у нас. К тому же Веллитону надо было сменить обстановку, но списывать его со счетов ни в коем случае нельзя. Не стоит забывать о том, что в свое время он дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата России. В нашем договоре с "Гремио" есть опция по продаже футболиста уже в летнее трансферное окно при наличии достойного предложения.

– Вы следите за его игрой в Бразилии?

– Конечно. И за ним, и за де Зеувом, и за всеми остальными спартаковцами, отданными в аренду. Зимой дал четкое указание нашей селекционной службе и пиар-отделу отслеживать выступления этих футболистов. Я связывался с самими игроками и их агентами. Важно понимать: человек, находящийся в аренде, не перестает быть футболистом "Спартака".

– На заседании Совета директоров подводились итоги сезона? Какую оценку он получил?

– Естественно, подводились, и эта оценка – неудовлетворительная. Подчеркну – речь об основной команде. Вместе с этим Совет директоров признал отличной вынес работу Академии имени Черенкова и тренерского штаба дубля. Наши воспитанники сейчас подают очень серьезные надежды.

– Вернемся к основной команде. На заседании Совета директоров была озвучена такая цель на следующий сезон, как чемпионство?

– Цель команды была озвучена еще раньше – выиграть один из трех титулов. Ее никто не отменял.

– Вы уже несколько месяцев являетесь гендиректором "Спартака".

– Если точней – с 1 февраля.

– Уже можете подвести некоторые итоги этой работы.

– Вы хотите, чтобы я сам себя оценил? Эту оценку работе даст Совет директоров клуба. Главное, чтобы было сделано – это детальный анализ всех направлений и структуры работы клуба, который был доведен до высшего руководства. На стадии утверждения находятся регламенты работы каждого подразделения, включая Академию и селекционную службу.

– Для вас есть образец в плане клубной организации?

– Из года в года позиция может меняться. Вижу для себя определенную градацию: от маленького клуба до национальной звезды и международного бренда. "Спартак" по своему развитию находится на второй стадии. Но так или иначе каждый клуб должен стремиться к получению статуса международного бренда, которым являются структуры "Барселоны", "Реала", "Баварии". Мне очень понравилось, как работают в дортмундской "Боруссии". В свое время ездил в этот клуб, встречался с его спортивным директором, смотрел, как работает офис. Для меня ориентиры ясны – это Испания и Германия. Но есть чему поучиться и в Латинской Америке, особенно в аспекте по работе с аудиторией.

– Вопрос о вашем собственном статусе. До вас гендиректором "Спартака" был Карпин. Насколько далеко простираются ваши полномочия в клубе? Вы можете, скажем, принять решение о снятии со своего поста главного тренера "Спартака"?

– Мы об этом уже неоднократно говорили: главного тренера может снять только один человек – главный акционер.

– Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу четырех звезд, которые могут появиться на футболке "Спартака". Насколько это принципиально и важно для клуба?

– Дело в том, что наши ветераны обратились к РФС и РФПЛ с конкретной просьбой – учитывать прошлые достижения клубов в чемпионатах СССР. Это история футбола. Даже в регламенте записано, что РФС является правопреемником федерации футбола СССР. Желание ветеранов учитывать их личные заслуги вполне логично. Мы поддержали эту инициативу и направили письма от клуба в РФС и РФПЛ, выразив солидарность с нашими ветеранами. В РФС нам ответили, что они не против. Окончательное решение будет принято на очередном заседании членов Премьер-лиги.

– Во время матча с "Аланией" болельщики подвергли футболистов "Спартака" обструкции…

– …Болельщики имеют право выражать свое мнение. То, что результаты "Спартака" вызвали недовольство – вполне естественно.

– Футболисты обиделись?

– Для многих из них справедливая критика иногда полезна.

– Как клуб может воздействовать на игроков, которые не полностью выкладываются на поле?

– Как и любой другой профессиональный футбольный клуб: игрок-нарушитель должен наказываться в соответствии с условиями, прописанными у него в контракте. То, насколько ответственно тот или иной футболист относится к своей работе, оценивает главный тренер. Он же имеет право применять к игрокам санкции – опять же, в рамках регламента и контракта.

– После матча с "Крыльями Советов" вместе с Джеваном Челоянцем вы зашли в раздевалку команды. О чем был разговор?

– Акционер и член совета директоров высказал свое недовольство и указал на то, что команда должна показывать более высокий уровень игры.

– Дошло до них?

– Думаю, дошло.

– Вероятно, некоторые матчи чемпионата России-2013/14 будут начинаться в 12:30. Что скажете по этому поводу?

– С точки зрения коммерческой составляющей отношусь к этому негативно. Считаю, что такие вопросы РФПЛ и другие заинтересованные органы должны решать исключительно коллегиально. И если "Лига-ТВ" считает, что, приняв такое решение, сможет заработать больше, то, в таком случае, мы хотели бы увидеть денежную составляющую. Пока мы ее не увидели. Работу "Лиги-ТВ" считаю провальной.

– Команда, возможно, будет готовиться к следующему сезону на своей базе в Тарасовке. Можете рассказать более подробно про летние планы подготовки?

– У нас есть план "А" и план "Б", которых мы будем придерживаться. На данный момент эти планы до конца не реализованы, т.е. на бумагах не стоят подписи всех заинтересованных сторон. Сейчас мне не хотелось бы делать громогласных заявлений по этому поводу. Могу сказать, что сбор у команды будет, и подготовительный процесс будет проведен конструктивно.

– Можете ли назвать бюджет клуба на следующий год?

– Нет. Если кто-то и назовет эту сумму, то только главный акционер клуба, если сам того захочет. В свою очередь могу сказать, что клубу будут выделены средства на приобретение нужных футболистов.

– Как изменился ваш круг общения после прихода в футбол и постоянной занятости на работе?

– Никак. Близкие люди всегда рядом со мной и готовы помочь.

– Какие чувства испытывали, когда "Спартак" вел в счете в матче против "Барсы"?

– Когда вели в счете, хотелось не сглазить, не дразнить судьбу. Лишь бы дотерпеть… Уже после матча расстроились, понимая, что реально могли победить "Барсу" на "Камп Ноу".

– Если бы Ромулу, забивший в том матче, и в конце прошлого года получивший травму, остался в строю, результат "Спартака" в сезоне был бы иным?

– Потеря Ромулу стала глобальной для "Спартака". Если бы он был в обойме, по моему мнению, "Спартак" сейчас бы находился как минимум на второй позиции в чемпионате.

– Нет ли в планах у клуба продать территорию стадиона имени Нетто на Гражданской улице. Ведь есть большая территория в Сокольниках, строится стадион в Тушине…

– Есть.

– Насколько сейчас "Спартак" готов к финансовому фэйр-плей?

– Работа в этом направлении уже давно ведется. Мы делаем все возможное, чтобы наш клуб соответствовал финансовому fair play.

– Напряженные отношения между агентами и РФС могут повлиять на клубы?

– Вся проблема в России заключается в том, что в отличие от Европы и Латинской Америке у нас большинство клубов получают дотации из госбюджета. Позиция РФС в принципе имеет право на существование. Но никогда частное лицо нельзя заставить тратить больше или меньше. Это личное дело каждого. Если я, к примеру, хочу купить шоколадку сегодня за 10 рублей, а завтра за 20, кто мне может это запретить? А если я не хочу сам идти в магазин, а посылаю мальчика и даю ему рубль за работу? Этого тоже запретить нельзя.

– У вас сложности во взаимоотношениях с агентами есть?

– Нет, а есть рабочие моменты. Естественно, агент хочет сделать лучше игроку и, соответственно, себе. Многие ведут футболистов с детского возраста – отношусь к этому с пониманием. Но есть определенные рамки.

– Агент Веллитона – самый проблемный?

– Почему?

– Агент у него вроде бы девушка. Некая Дарья…

– Мы что в ток-шоу?! Вы читали слова Веллитона после того, как появилась информация, что некая Дарья его агент? Ни Веллитон, ни клуб не знают, кто такая эта Дарья. Агент Веллитона сейчас находится в Бразилии и занимается его делами. И агент Веллитона, к слову, мужчина.

– Многие владельцы российских клубов пользуются социальными сетями для донесения своей позиции до болельщиков. Планируется ли что-то подобное в "Спартаке"?

– Лично меня нет ни в одной социальной сети – на это просто не хватает времени. Присутствие в социальных сетях – личное дело каждого. При этом наш клуб активно трудится над развитием соцсетей, где мы занимаем лидирующие позиции по суммарной аудитории.

– Каким образом вы отдыхаете от работы, что вас может расслабить?

– Победа команды. Конечно, первые два часа после игры еще присутствует некое напряжение, но если "Спартак" выиграл, то дни до следующего матча – лучший отдых для меня.

-Что есть в вашей жизни помимо футбола?

– На данный момент – ничего.

– Сколько времени длится ваш рабочий день?

– В среднем работаю по 11 часов в сутки. Тяжело ли справляться с такими нагрузками? Организм уже привык мало спать и постоянно находиться в движении, дискомфорта по этому поводу не испытываю.

– Не давит ли на вас такой режим с точки зрения психологии?

– На меня не давит, а вот на сотрудниках клуба отражается. Строгий ли я руководитель? Думаю, что да. Самое главное быть справедливым в оценке работы людей. Хороший профессионал для меня – тот человек, кто ответственно подходит к каждому заданию и выполняет поставленные перед ним цели.

– Чего, на ваш взгляд, не хватало клубу прежде?

– На мой взгляд, системности в работе по некоторым направлениям. Я не говорю про спортивные результаты, а говорю о структуре развития клуба как современного европейского механизма. Сейчас "Спартака" впервые создал свой брендбук, полностью реструктурирована академия клуба, где создан тренерский совет, впервые введена единая программа подготовки юных спартаковцев, которую к тому же можно и монетизировать, так как у многих школ есть интерес к этой программе. Мы хотим, чтобы и клуб, и создаваемая нами вертикаль Академия-дубль-вторая команда-основа работали как единый слаженный механизм.