СВОЯ КОЛОНКА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
В российском футболе есть два явления, параллельное существование которых жизнью вообще-то не предусмотрено. Потому что одно обязано искоренять другое. Эти же, однако, каким-то образом уживаются, хотя и пересекаются довольно плотно.
Явление первое - производство футбольных менеджеров. Существуют образовательные учреждения, не знаю уж, сколько именно, курсы, семинары, стажировки и так далее. В слушателей закладываются знания, навыки и умения. Цель - обеспечить нашим клубам заработок и самоокупаемость.
Второе явление - отсутствие самих заработков. По крайней мере в масштабах, достаточных для прокорма. Все российские клубы - в минусе. А те редкие, что служат примером, выходят по итогам года в финансовый ноль.
Почему так происходит? Неправильно готовим будущих Ули Хенессов? Или заработать на российском футболе в принципе невозможно? Тогда зачем готовим менеджеров?
Знания, закладываемые в студентов, достаточно глубоки - сам имел возможность убедиться, познакомившись как-то с работой одной из спортивных бизнес-школ. Да и сложно в этом предмете что-то недодать. Все-таки велосипед давно придуман, преподавателей хватает, в том числе зарубежных, и правильных примеров тоже. Люди готовы делиться опытом. И делятся. Но на российской земле этот опыт не приживается.
Говоря о заработках, имею в виду, конечно, доходы клубов, потому что у отдельных людей в нашем футболе благосостояние неуклонно растет. Может, кстати, потому и клубы в минусе. Суть, однако, в другом. На Западе тоже полно убыточных примеров. Но есть и прибыльные. У нас же - исключительно первого типа. Разве так бывает, чтобы вообще глухо? Где разгадка?
Вот основные источники дохода любого клуба. Первый - зрители, то есть билеты, абонементы, атрибутика и все то, что продается до, во время и после матчей. Второй - телевидение. Третий - спонсоры. Четвертый - трансферы.
В приличных странах первый, второй и третий источники сопоставимы по размеру, а четвертый вообще не закладывается в бюджет. Есть - хорошо, нет - не больно. Клуб не должен проедать выручку за футболистов - ведь он их еще и покупает.
Зрителей в Европе доят специально обученные ребята наподобие наших обученцев. Вцепляются в каждого клиента, зазывают, с улыбкой лезут в карманы и кошельки. Плательщикам приятно, клубу полезно. С телевидением тоже все ясно: оно лишь посредник между футболом и зрителем. И, как всякий посредник, щедро платит футболу за перепродаваемый товар, на нем же и зарабатывая. Предельно понятна и тема спонсоров. Клубу - деньги, спонсору - тоже деньги, высекаемые из рекламы. То есть за все в итоге платит болельщик.
Существует, правда, еще меценатство, но в крайне малых объемах: в наше время отдавать кому-то заработанное просто так - слишком большая, атипичная щедрость.
Есть и другие страны. Не хочется называть их неприличными, просто кормится тамошний футбол чуть по-другому. Да хоть с тех же трансферов, как в Восточной Европе. Растят клубы игроков, работают с толковыми агентами, продают, не претендуя когда-либо пробиться в финал Лиги чемпионов. Тем и живут.
Что у нас? Зритель доход приносит вялый и хилый. Никто его не обхаживает, а чаще - отваживает, в особом почете не боление, а фанатизм. Телевидение большие деньги из такого футбола извлекать не умеет. Да и надо ли? У нас каналами владеют не Мердоки, а государство, которому пропаганда нужнее ТВ-бизнеса. Спонсоры в России тоже своеобразные. Вложить для них важнее, чем получить, ведь цель - не доход, а слава. Ну и трансферы - та еще статья. Кого мы продадим и куда, если сами платим средним игрокам, как ненормальные?
Слышал мнение: зарабатывать на футболе начнем тогда, когда у клубов появятся собственные стадионы с магазинами, ресторанами, бизнес-ложами… Хорошо, есть у "Локомотива" свой стадион. И что, позволяет он клубу полностью себя содержать?
Нет, граждане, дело не в стадионах, а в общей экономической атмосфере, либо сопутствующей бизнесу, либо его удушающей. По рейтингу благоприятности деловой среды Россия в мире - 112-я. Не думаю, что хоть одна страна с подобным показателем может позволить себе иметь прибыльные клубы.
Так что на месте боссов бизнес-школ внес бы в обучение скромную поправку. Нам нужны менеджеры, умеющие не зарабатывать, а осваивать деньги. В нынешней России - самый востребованный труд.