Десять футбольных "почему"

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА

Казалось бы, футбол мы знаем, как никакой другой вид спорта. И всё же есть нюансы, какие-то мимолетные моменты в игре, на которые мы попросту не обращаем внимание. А зря! Иногда детали любопытнее общей картины. Обозреватель "СЭ" Дмитрий ЗЕЛЕНОВ разбирает некоторые из них.

ПОЧЕМУ СУДЬИ БОЛЬШЕ НЕ "ЛЮДИ В ЧЕРНОМ"?

Известный советский арбитр Валерий Бутенко, отработавший на нескольких финалах Кубка СССР, хорошо помнит времена, когда судьи выходили только в черном.

– Знаете, "люди в черном" – звонкое название, интригующее, – говорит Бутенко. – Как будто арбитры это такие таинственные вершители судеб. На самом деле выражение пришло из прошлого, когда все мы носили черную или темную форму. Другой просто-напросто не было, а нужно было как-то отличаться от футболистов. Помню, черные футбольные шорты мне шила жена.

Другого цвета майки надевали в исключительных случаях. К примеру, я однажды судил в Шотландии, где хозяева были во всем темном. Пришлось мне выкручиваться – нашли где-то красную майку.

Потом мода стала меняться, судьи тоже захотели выделиться. Сейчас носят кто что хочет, арбитров обувают и одевают, но разве уровень судейства всех устраивает? Не так важно, в какого цвета ты майке, важно, как ты судишь.

ПОЧЕМУ ВРАТАРИ БОЛЬШЕ НЕ НОСЯТ КЕПКИ?

Вообще-то носят. Крис Киркланд, отыгравший несколько сезонов в "Ливерпуле" и "Уигане", а ныне защищающий цвета "Шеффилда", не раз выходил на матчи английского чемпионата в стильной кепке.

Еще большим любителем головных уборов считался бывший вратарь сборной Колумбии Мигель Калеро, совсем недавно завершивший карьеру. Он носил не только бейсболку, но и черную рокерскую бандану, укрывавшую его лысину от лучей жаркого латиноамерикан-ского солнца.

А вообще, да, в классическом понимании кепка – устаревший атрибут вратарской экипировки. И появилась она вовсе не для того, чтобы голкиперы не щурились. Просто в начале двадцатого века вратарь носил ту же форму, что и остальные члены его команды. И только кепочка типа сицилийской копполы или английской восьмиклинки позволяла судье и зрителям отличать его от остальных.

Впоследствии для многих, как, например, для великого Льва Яшина, кепка становилась исключительно талисманом, который свято оберегался. Ну и от солнца иногда защищал.

В последнее время их снимают все реже – все-таки цена желтой карточки в современном футболе довольно высока. Но иногда сдержаться нет сил, хочется поделиться радостью со всем белым светом. Как? Раздеться! Почему? Об этом я спросил у знаменитого бомбардира сборных России и СССР Сергея Кирьякова, который и сам любил отмечать голы подобным образом.

– Что это? Выплеск эмоций, радость, легкое безумное состояние. Это больше непроизвольно происходит, никто, уверен, свои действия не продумывает, – считает Кирьяков. – Недавно свои старые видеозаписи просматривал, вряд ли я о чем-то думал, когда срывал с себя футболку. А что в этом такого? В наше время это желтыми карточками не каралось. Полагаю, что и сейчас не должно. Что плохого в том, что человек радуется? Не трусы же снимает.

ПОЧЕМУ ТАК МАЛО ФУТБОЛИСТОВ В ОЧКАХ?

Принято считать, что Эдгар Давидс – единственный футболист, которому ФИФА официально разрешила играть в очках. Всем остальным, кто имеет проблемы со зрением, мол, предписано выходить на поле в контактных линзах. В действительности это не совсем так.

Футболист может выйти на матч в очках, коррекционных или солнцезащитных, если их конструкция не представляет опасности как для того, кто их носит, так и для окружающих. Решение об этом принимает арбитр встречи, который также следит за наличием колец, сережек и прочих травмоопасных предметов.

Не так давно Международный совет футбольных ассоциаций ФИФА постановил, что новые технологии позволяют сконструировать очки, безопасные для игрока и прочих участников матча. Судьям было рекомендовано не препятствовать футболистам в очках выходить на поле.

Однако современные мягкие контактные линзы в большинстве случаев действительно удобнее и практичнее. Именно по-этому увидеть на поле "очкарика" – огромная редкость.

ПОЧЕМУ ОБРЕЗАЮТ ГЕТРЫ?

Мода тоже играет свою роль, но на первом месте все же практичность. Раньше гетры были нужны только для того, чтобы зафиксировать щитки, не снабженные специальным крепежом. Теперь с щитками проблем нет, но вот гетры стали доставлять дискомфорт, поэтому их нижнюю часть все чаще обрезают, превращая в своеобразные гамаши, тогда как на ногу надевают обычный носок. Футболисты говорят, что бутса в этом случае садится лучше и не натирает стопу.

В России подобная практика получила распространение, так как в мороз теплый носок лучше согревает. Вообще-то по правилам так делать не положено, но судьи редко обращают на это внимание. В исключительных случаях игроки заматывают тейпами цвета гетр ту часть носков, что выступает над бутсами.

ПОЧЕМУ ФУТБОЛИСТЫ КОРЧАТСЯ ОТ БОЛИ?

Легкий тычок – и игрок падает как подкошенный, небольшой шлепок во время единоборства – и "жертва" с душераздирающим воплем хватается за голову, обычный стык – и кто-то из футболистов катается по полю, держась за голеностоп. Картина, привычная для любого матча любого первенства. Кажется, что подобное происходит постоянно и будет происходить всегда. Актерским талантом в той или иной степени наделен каждый человек, футболисты же оттачивают этот компонент до совершенства.

Чем объясняется подобная любовь к позе и симуляции? Неужели люди, играющие в футбол, сплошь вруны? А может, они все балерины, нытики и неженки? Не так все очевидно.

В футболе бьют и бьют нещадно. Во что превращаются большие пальцы ног после того, как на них наступят? На что похожи колени после соприкосновения с шипами бутс? Тот, кто играет хотя бы на любительском уровне, легко ответит на эти вопросы.

Чаще всего громкие крики после столкновений – защитная реакция на грубость со стороны соперника, попытка привлечь внимание судьи и окружающих, дать всем понять, что произошло нечто неординарное. Кроме того, срабатывает подсознательный защитный механизм, реакция психики на ожидание сильной боли. Вспомните то, как ломали ноги Хенрик Ларссон, Эдуарду да Силва или Аарон Рэмси.

И да никто не отменял тактический момент – одного нарушения не всегда достаточно, иногда судье надо помочь его увидеть.

ПОЧЕМУ ИГРОКИ ТАК ПОЛЮБИЛИ РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУТСЫ?

Ничего удивительного: с развитием современной легкой промышленности и многочисленных высокотехнологичных материалов футуристические "пластиковые" бутсы вытесняют классические кожаные. Агрессивная маркетинговая политика ведущих производителей делает свое дело – под девизами "уникальности" и "эксклюзивности" насаждается спрос на новую продукцию.

Лучшая реклама – надеть новую обувь на ноги известного игрока. После этого обновку захотят не только миллионы мальчишек во всем мире, но и начинающие профессиональные футболисты.

Не так давно в Британии развернулась целая дискуссия на тему: право это или привилегия носить красочные бутсы вместо обычных черных? Стоит ли поощрять желание игрока проявить индивидуальность или ее нужно проявлять прежде всего на футбольном поле? Мнения, как обычно, разделились, но большинство проголосовавших на сайте, посвященном футбольным бутсам, высказались за современные бутсы.

ПОЧЕМУ СИГНАЛИЗИРУЮТ СУДЬЕ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ИГРАТЬ ДАЛЬШЕ?

Идет атака, команда разыгрывает хорошую комбинацию, нападающий врывается в штрафную, но в борьбе с соперником теряет мяч, который оказывается у его партнера. Но вдруг все останавливаются, поднимают руки и смотрят на арбитра. Знакомая ситуация, правда? И вот в ней никакого потаенного смысла не кроется.

– Это происходит автоматически, – объясняет тот же Радимов. – Ты понимаешь, что случилось нарушение, и подсознательно ждешь свистка. Машинально останавливаешься и оборачиваешься на судью. Впрочем, есть и те, кто продолжает играть. Не все же сигнализируют арбитру. Пятьдесят на пятьдесят.

ПОЧЕМУ ТРЕНЕРЫ ВЫБЕГАЮТ НА ПОЛЕ?

Некоторые считают – чтобы докричаться до игроков. Но практика показывает, что дело это бесполезное – на заполненном стадионе даже самый отчаянный крик теряется в многотысячном гуле трибун. Выходит, забеги тренеров от скамейки до бровки нужны исключительно им самим. Тренерам ведь сложнее, чем футболистам, – эмоции выплеснуть некуда, физических нагрузок на скамейке запасных почти нет. Вот и приходится носиться по небольшой технической зоне, чтобы хоть как-то снять колоссальное напряжение: курить-то сейчас нельзя, не говоря уже о других способах расслабиться. Разумеется, в пылу сражений пунктирная линия, ограничивающая "тренерское пастбище", совсем незаметна.

А некоторые бегают потому, что не могут победить в себе игроков. Очень им хочется туда, где прошли их лучшие годы.

ПОЧЕМУ СПОРЯТ С СУДЬЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ИМ РЕШЕНИЯ?

Вот чего никогда не мог понять! Какой смысл тратить энергию на споры, если свисток дан, решение принято и никто его не отменит, сколько бы ты ни срывал голос? Оказывается, смысл есть, и дело не только в эмоциях. Бывший хавбек "Зенита" Владслав Радимов, известный своей бескомпромиссностью, разъяснил ситуацию.

– Это момент из области психологии. С арбитром спорят не для того, чтобы он поменял решение, а чтобы надавить на него. Сделать так, чтобы в следующий раз в спорном эпизоде он уже "свистнул" в другую сторону. Это работает, – утверждает Радимов. – Если ты находишь аргументы, используя нормальные слова и правильную интонацию, то арбитры вольно или невольно к тебе прислушиваются. В моей практике такое случалось, и не раз.