СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА.
Завершившийся футбольный сезон стал первым для компании "Лига ТВ" – подразделения РФПЛ, которое занимается вопросами, связанными с показом, распространением и рекламой футбольного продукта. С какими проблемами сталкивается новая телекомпания? Вот что рассказывает ее генеральный директор.
– Испытываю смешанные чувства, – признался Илья Геркус. – С одной стороны, хорошо, что мы наконец взяли старт, с другой – ожидания были более амбициозными. Глобального прорыва, который признавался бы всеми, пока нет. Будем надеяться, что это произойдет в ближайшем будущем. Впереди большая, но очень интересная работа. Чуда не случится. Но если мы будем делать действительно хороший продукт, спрос на него будет расти.
– Говоря о несостоявшемся прорыве, вы имеете в виду количество абонентов телеканала "Наш футбол", который компания "НТВ-Плюс" передала в управление "Лиге ТВ"?
– Речь об изменении ситуации в целом. Хотелось бы, чтобы футбольный канал снискал всеобщую позитивную репутацию, чтобы люди, расходясь в оценках того, стоит ли его подключать, признавали, что это некий бренд, как, допустим, канал Discovery. Про нас такого пока сказать нельзя, хотя качество программ улучшилось. Нет и такого количества абонентов, чтобы заключить: "Это серьезный игрок на рынке".
Но все впереди. У нас есть определенные успехи, это правда, и все-таки лучше себя не хвалить. Чем выше планка – тем интереснее задача. Это процесс, и мы в пути.
– Сколько сейчас абонентов у канала "Наш футбол"?
– В общей сложности канал располагает 450 – 500 тысячами подписчиков. Но, как известно, родом он с "НТВ-Плюс", и у него есть базовые абоненты, которые являются подписчиками этой компании и платят непосредственно ей. При этом "НТВ-Плюс" перечисляет РФПЛ через нас фиксированную сумму. Если вычесть этих абонентов, останется 250 – 300 тысяч. Это те, кого мы привлекли за пределами "НТВ-Плюс" на платформах "Триколор", МТС, Дом.ru, "ОнЛайм", "Акадо". Они платят нам, и мы для себя считаем именно их. Однако сбрасывать со счетов остальных тоже неправильно – они ведь нас смотрят.
МОСКВА С ПЕТЕРБУРГОМ ОТСТАЮТ
– Что, на ваш взгляд, мешает привлечь к просмотру матчей национального чемпионата на платном телеканале более внушительную аудиторию?
– Например, пиратские трансляции в интернете. Не поверю, что человек, который по-настоящему интересуется чемпионатом России, готов довольствоваться одним матчем в неделю на общедоступном НТВ, поскольку в этом случае свою любимую команду он будет видеть лишь эпизодически. В среде любителей футбола есть ядро, которое смотрит матчи при любых обстоятельствах. Таких людей – пара миллионов, но большинство из них пока предпочитают использовать интернет-сайты.
Недавно мы провели опрос в социальной группе нашего канала, расположенной в сети "ВКонтакте". Задали вопрос: "У вас подписка на "Наш футбол" или вы смотрите футбол в интернете?" Так вот из 10 тысяч человек, принявших участие в опросе, 75 процентов ответили, что в интернете. При том что это наша группа, то есть по определению лояльные к нам люди.
– Каков же выход?
– В первую очередь выпускать достойный продукт. Начинать надо с себя. Мы, конечно, будем вести борьбу с пиратством – и уже ведем, но главная задача – постоянное улучшение канала. Надо делать продукт, который будет интересен. Уникальный контент, сильные передачи, качественные трансляции.
Опять же успехи уже есть, и мы продолжаем работу, шаг за шагом двигаемся вперед. Но, понятно, за год-два без безумных инвестиций не создать сетку, насыщенную исключительно первоклассными передачами. Наша цель – сделать так, чтобы вечером, придя с работы, человек включил телевизор – и увидел на нашем канале то, что его "цепляет".
– Не кажется ли вам, что некоторые граждане в нашей стране просто не могут позволить себе платить за телевидение? Ведь помимо ежемесячного взноса нужно оплатить установку оборудования для приема сигнала.
– Еще, кстати, и телевизор надо купить. Знаете, когда заходит речь о платном телевидении, в качестве примера всегда приводят пенсионеров, которым трудно позволить себе дополнительные расходы. Ни у кого нет стремления делать деньги на стариках. Наверное, нам стоит подумать о создании специальных социальных программ для малообеспеченных групп населения. Но остальные-то? Никогда не соглашусь, что 149 рублей – неподъемный тариф. На другие прихоти люди легко тратят и не такие суммы.
На самом деле, считаю, проблема кроется в психологическом барьере. В Советском Союзе телевидение было благом, которое распространяли бесплатно. Если бы тогда бесплатно раздавали газеты, то теперь негативно воспринималась бы продажа печатных изданий. Вопрос не в стоимости, а в самом факте.
В Европе такой проблемы нет, хотя цена подписки на спортивные каналы не меньше. Просто там людям все ясно и понятно, а здесь мы фактически первопроходцы. Надо все время объяснять, что мы не со стороны пришли, что деньги от подписки идут клубам, что таким образом мы пытаемся создать здоровую работоспособную модель финансирования клубов, как это происходит во всех успешных лигах.
– В каких регионах наблюдается наибольший прирост абонентов "Нашего футбола"?
– Юг России лидирует и по приросту, и в абсолютных цифрах. Краснодарский край, Ростовская область, Чеченская Республика, Дагестан, Московская область, Петербург, Москва – вот такая у нас абонентская шкала.
– То есть Москва и Петербург отстают?
– В этих городах много народа смотрит футбол в интернете, а в других регионах Паутина развита слабее. На Дальнем Востоке, кстати, у нас тоже много подписчиков, несмотря на разницу во времени. И это связано как раз с недостаточным развитием интернета – он там "медленный". Когда у людей нет других вариантов, они приходят к нам.
ЦСКА В КИТАЕ – ЭТО ЧТО-ТО НОВОЕ
– Что будете показывать во время наступившего в отечественном футболе перерыва?
– Три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам – будет идти программа "Межсезонье". Договорились в предварительном порядке о трансляции 12 товарищеских матчей наших клубов из Австрии и Швейцарии. К сожалению, не можем их анонсировать, так как расписание этих игр подвержено изменениям. Покажем оба матча ЦСКА в Китае. Мне кажется, это реально что-то новое, и даже тем, кто не является армейскими болельщиками, будет любопытно посмотреть, какова в Китае обстановка на стадионах, как люди воспринимают там футбол, как организован телевизионный показ.
– Собираетесь ли транслировать матчи "Зенита" и "Спартака" с украинскими клубами?
– Вопрос в том, какой канал получит права. Пока вопрос не решен.
– Как у вас выстроены отношения с "НТВ-Плюс" в творческих вопросах?
– Есть идея – предлагаем ее обсудить. Партнеры высказывают соображения, выступают, в свою очередь, с предложениями. Мы заказываем – они исполняют.
– С недавних пор "Наш футбол" стал извлекать из архива матчи с участием сборной СССР. По-моему, любопытно.
– Спасибо. Есть ведь паузы между игровыми днями, но и в это время канал должен быть интересным. Раз в неделю идет передача "Инсайд". Сейчас монтируем старые матчи в 20-минутном формате. Так они динамичнее смотрятся. Если развивать идею дальше, то можно уместить в 20 минут историю противостояния каких-то клубов – допустим, дерби ЦСКА и "Спартака" с 90-х годов.
– Какие усовершенствования планируются для повышения качества трансляций?
– Разрабатываем новую графику, которая должна понравиться молодежи, потому что напоминает дизайн ее любимой футбольной компьютерной игры. Вводим больше интересной статистики – это и характер желтых карточек у команды (грубость, неспортивное поведение), и эффективность ударов того или иного футболиста (сколько раз пробил, сколько раз попал в створ ворот), в какую точку он чаще бьет. Будем использовать эти данные как во время трансляций, так и в аналитических передачах с начала сезона. Ну и работаем над технической стороной самих съемок, конечно.
КОММЕНТАТОР НЕ ВПРАВЕ ВПАДАТЬ В ДЕПРЕССИЮ
– Остаются ли какие-то города проблемными для организации футбольных трансляций?
– По количеству техники все вопросы более или менее решены. Проблема в том, как ею пользоваться. Мы не можем направлять из Москвы полные бригады. Часть народа привлекается на местах. Но люди, как в команде, должны быть сыгранными. После игры режиссер ставит отметки по различным позициям. Тех, у кого они высокие, оставляем. Ведь оператору, с одной стороны, необходимо сохранять концентрацию внимания, не отвлекаться, а с другой – знать и любить футбол. Скажет ему режиссер: "Покажи Алдонина покрупнее" – и есть одна секунда, чтобы сориентироваться. Для этого нужно знать, где играет футболист, в какой части поля его следует искать, как он, наконец, выглядит.
– В апреле случился срыв трансляции матча "Мордовия" – "Краснодар" из Саранска. Что тогда произошло?
– Возникла проблема с кабелем. Минут тридцать не было передачи сигнала. Теперь резервируем сразу несколько линий, чтобы исключить повторение ЧП.
– В премьер-лигу вернулись команды из Томска и – после большого перерыва – из Екатеринбурга. Это создаст вам дополнительные трудности?
– В Томске нет Центральной трибуны. Ее снесли и ничего на ее месте не построили. Пусто. Какая же получится картинка?
– Почему бы не вести показ с противоположной стороны?
– Да, но аппаратура не может висеть в воздухе. Центральная ведущая камера располагается на высоте 20 метров. Нужно возвести некую временную конструкцию для размещения на ней двух камер. Вопрос об этом ставим перед Томском жестко.
Мы часть лиги, мы за клубы, но иногда их все-таки приходится подхлестывать. В Лужниках, сколько ни просили, за воротами лежал грязный снег. Картина неприглядная. Тем более что на первые ряды, с которых там ничего не видно, вообще не продают билеты. Но в кадр эти места невольно попадают. Все это работает против нас. Представьте: человек включает телевизор, чтобы отдохнуть, увидеть матч, болельщиков, которые переживают так же, как он сам, а взору предстают пустые кресла. Невольно создается ощущение, что ты бездарно проводишь время, что, кроме тебя, это зрелище никому не нужно.
Да еще комментатор твердит: игра, мол, скучная. Хотя должен был бы развлекать людей, находить какую-то предысторию, в том числе неочевидную, а не впадать вместе со всеми в депрессию. Понимаю, что феерия на футбольном поле происходит не всегда, но поневоле отдашь жене пульт от телевизора, когда она заявляет: "Да тебе уже комментатор объяснил, что можно заснуть!"
– Удовлетворены ли клубы премьер-лиги тем, что на общедоступном телевидении показывают только один матч в неделю?
– "Лига ТВ" – это и есть в какой-то степени клубы. В состав совета директоров нашей компании входят Сергей Галицкий, Евгений Гинер, Александр Дюков, Василий Титов и Леонид Федун. Один матч в неделю – это общая позиция.
– Но 13.30 – далеко не оптимальное время для трансляции.
– Это тоже компромисс. У нас во всех документах написано: "Желательно, чтобы трансляции производились в семь вечера". Но компания НТВ, когда с нею заключалась сделка, заявила: только в два часа дня, другого варианта нет. Что было делать? Либо мы подписываем контракт с компанией, у которой 99 процентов покрытия территории России, принимая ее условия, либо нет. Взвесив все "за" и "против", решили, что стоит согласиться. А потом время начала матчей сдвинулось на 13.30.
– Первый канал справедливости ради придерживался такой же позиции. Но как быть в разгар лета, когда приходится играть в жару?
– На этом постоянно делается негативный акцент. Футболистам то холодно, то душно, то жарко. В Англии в августе играют и в 12 часов дня, и в три часа. Водопоев при этом нет нигде. Их придумали во время ЧМ-94 в США, когда жара стояла, как в Сахаре, за сорок. У нас же и в 25 градусов раздувают проблему, хотя жара – вовсе не главная беда российского футбола. Помню "Зенит" в минус 16 играл, да еще при ветре с Невы. Согласитесь, это куда хуже было, чем, например, плюс 28.