Бронза раздора

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА //
Пара гетр на память //
А как в Европе относятся к бронзе?

"Бронзовые медали вместе с грамотами остались в СССР", – заявил в конце мая на встрече в "СЭ" Валерий Карпин. С тех пор в редакции не прекращаются споры: одни готовы согласиться с главным тренером "Спартака" и считают, что есть чемпион, а все остальные – проигравшие, тогда как, по мнению других, серебро и бронза – по-прежнему драгоценные спортивные металлы.

Александр ПРОСВЕТОВ

Главный тренер красно-белых если и прав, то, по-моему, только отчасти. Хотя он, думается, и не претендовал в данном случае на абсолютную истину, а лишь изложил взгляд с колокольни "Спартака", перед которым, хочешь – не-хочешь, ставятся максимальные задачи.

Кроме того, в Карпине, еще недавно занимавшем должность генерального директора, говорил менеджер. Его подчеркнуто деловой подход не назовешь неправильным, но он не всеобъемлющий. Потому что одной коммерцией дело не ограничивается: параллельно с ней существует эмоциональное восприятие человеческого достижения, которое не измеряется деньгами.

И, кстати, обратите внимание: Карпин упомянул о бронзе, но промолчал о серебре. Почему? Да потому, что второе место в чемпионате России по футболу сегодня существенно отличается от третьего. А кто бы спорил! Ведь оно дает шанс попасть в основной турнир Лиги чемпионов, стать членом европейского клуба избранных со всеми вытекающими выгодами – прибылью, а также престижем и рейтингом, которые, в свою очередь, имеют свойство приносить доход. Все логично: современный клуб должен считать деньги и ставить перед собой задачу их зарабатывать, а футболист высокого уровня – стремиться соревноваться с лучшими в своем деле и доказывать, что он сильнее.

Чт о же касается истории… Вообще-то с футболистами в прежние времена расплачивались не только грамотами, а еще и всякими квартирами-машинами, хотя до сегодняшних щедрот было, конечно, очень далеко. Но в любом случае медали различного достоинства придумали не советские руководители – они лишь перенесли на родную почву чужую идею. Мало кто знает, что решение отмечать трех лучших медалями было принято Олимпийским конгрессом 1894 года – за два года до проведения первых Игр современности. А еще через четыре десятилетия такое же решение приняли и в СССР – и с тех пор награждают медалями призеров футбольного и прочих чемпионатов.

При этом в целом ряде стран олимпийский принцип на игровые виды не перенесли. Но значит ли это, что пришло время отказаться от давно укоренившейся в нашей стране традиции лишь на том основании, что где-то такой традиции нет?

Да, можно говорить, что серебро и бронза – своего рода утешительные призы, но все равно это память. Даже если иногда раздосадованному призеру в первый момент хочется зашвырнуть свою медаль куда подальше.

Вместе с тем сколько раз мы видели на пьедестале почета совершенно счастливого обладателя бронзы, человека, который добился того, чего от него никак не ждали, на что он сам надеялся только в розовых мечтах. Оценка ведь в каждом отдельном случае определяется конкретными обстоятельствами, в том числе историей и объективным соотношением сил и возможностей. Так, мы уже пять лет с удовольствием вспоминаем Euro-2008, в то время как в Германии последние чемпионаты мира и Европы вызвали неудовлетворенность: сколько можно быть третьими?

Помните, как на афинских Играх-2004 дзюдоист Дмитрий Носов боролся с серьезно поврежденной рукой, которая висела у него плетью? После поражения в полуфинале ему подали носилки, но он покинул татами на ногах, хотя и при помощи тренеров. А потом не взял самоотвода, на который имел все основания, неожиданно вышел на схватку за третье место – и победил. Носов стал одним из героев Олимпиады, хотя завоевал только бронзу. Она ему была нужна как мужику, как спортсмену. А как во время лондонских Игр Россия болела за баскетболистов в драматичном матче за третье место с Аргентиной!

Кто-то скажет: Олимпиады и чемпионаты мира не в счет. В НХЛ или, к примеру, в итальянской серии А никаких медалей нет. Действительно нет. И что из этого? Кто сказал, что наши традиции хуже чьих-то других?

Все относительно. Если прошлогодняя бронза растерявшего солидное преимущество ЦСКА – неудача, то аналогичный результат в сезоне-2004 "Крыльев Советов" – большой успех. Андрей Тихонов восемь раз становился чемпионом России, но и ему, уверен, небезразлично, что период жизни в Самаре, где его любили и любят, был подкреплен медалью. Что уж говорить о других людях из той волжской команды, у которых эта награда единственная. Она мысленно отправляет во времена молодости и придает некое самоуважение: да, я не был первым, но кое-чего в футболе добился. Другие тоже неплохо играли, а ничегошеньки такого у них из прошлой жизни не осталось.

Или вот бронза "Анжи". Однозначно ее не оценишь. Финансовые вложения и ход первой части чемпионата позволяли рассчитывать на большее. Тем не менее для Дагестана завоеваны первые футбольные награды, взята определенная высота, и есть основания надеяться, что клуб будет подниматься в гору шаг за шагом, step bу step, как любит говорить Гус Хиддинк.

…Порывшись недавно в коробке со всякими мелочами, я обнаружил значки "победитель" и "призер юношеских соревнований". Их мне вручили в пионерском лагере. "Победителя" – за турнир по шашкам. Ерунда, очень скромненькие достижения подростка. Тем не менее я улыбнулся. Сорок пять лет прошло…

Самюэль Это’О, конечно же, не ликовал по поводу третьего места. Но, может быть, когда-нибудь он наткнется на бронзовую медаль и скажет внуку: "Смотри, эту штуку мне выдали в России. Я ведь и там поиграл. Забавные были времена…"

КТО ЧТО СКАЗАЛ

 

Андрей КАРЯКА, полузащитник "Волги":

– Я становился бронзовым призером не только чемпионата России с "Крыльями", но и в Португалии – с "Бенфикой". Отношение к третьему месту в двух странах совершенно разное. Для Самары это был огромный праздник, а в Португалии, как мне сказали, ценится только победа в чемпионате. Не знаю, конечно, как встретили бы бронзу в каком-нибудь клубе, для которого подобное достижение было бы первым в истории, но в "Бенфике" никто ничего не праздновал. И премиальных за третье место нам не полагалось.

Сергей ОВЧИННИКОВ, в прошлом вратарь "Локомотива" и сборной России, ныне тренер:

– Считаю третье место в чемпионате России достойным результатом. И вообще стать третьей командой страны, подняться на пьедестал – почетно. Недаром же перед началом сезона многие ведущие клубы объявляют своей целью попасть в тройку сильнейших. Акцентирую внимание на двух последних словах. Чемпион – один, серебряный призер – тоже, как и бронзовый, но все трое – сильнейшие. А самое главное – стабильность: если команда из года в год занимает место в тройке, это делает ей честь.

Юрий СЕМИН, заслуженный тренер России:

– Третье место, несомненно, улучшает имидж клуба, для некоторых оно становится отправной точкой к серебру или золоту. Конечно, те, кто привык к чемпионству, могут посчитать третье место неудачей, но, на мой взгляд, неудача это относительная.

Андрей ТИХОНОВ, тренер "Спартака":

– Места в нашем чемпионате у многих в первую очередь ассоциируются с путевками в еврокубки. Но бронзовая медаль имеет ценность и сама по себе. Что, на мой взгляд, правильно. Конечно, когда выигрываешь золото, причем не один раз, очередная награда воспринимается не так остро. Но ведь есть много футболистов, у которых вообще нет трофеев. Если им, допустим, раз в жизни удалось прыгнуть выше головы и подняться вместе со своей командой на пьедестал почета, – это не менее значимо, чем для кого-то стать чемпионом. Пусть у людей будет больше поводов для гордости и пусть они благодаря своим достижениям станут для кого-то примером для подражания.