Последняя чашка капучино Хиддинка

Telegram Дзен

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

В понедельник вечером "Анжи" объявил об отставке Гуса Хиддинка. Люди, которым по долгу службы приходилось работать и общаться с ним, вспоминают добрые, забавные или грустные истории о классном тренере. Похоже, навсегда покинувшем Россию.

СО СКОРОСТЬЮ МУХИ

Игорь КОРНЕЕВ, экс-ассистент Хиддинка в сборной России

Гус из ничего может сделать прикол. Как-то во время авиаперелета мимо нас по салону промчалась муха. Гус на полном серьезе спрашивает: "Слушайте, а какая у нее скорость?! Если у нашего самолета километров 850 в час, с какой же она просквозила?"

Записал Александр БОБРОВ

КУРТКА ДЛЯ СМОЛЬЯНИНОВА НА КОНЦЕРТЕ ГЕРГИЕВА

Илья КАЗАКОВ, пресс-атташе сборной России

7 февраля 2007 года. Вечером играли в Амстердаме товарищеский матч против Нидерландов, а жили и тренировались в местечке Нордвейк-ан-Зее, что на Северном море. До выезда еще несколько часов, и неожиданно после завтрака объявляют о собрании. Интересно, с чего вдруг?

Гус всех собрал и сказал: у нас в Голландии есть традиция – в день матча мы идем в какое-нибудь приятное заведение, пьем чай, кофе, общаемся, едим вкусные яблочные пироги. Мол, давайте от традиций не отступать. Кафешка прямо на пляже, с прекрасным видом на море. От отеля шли пешком, и все еще шутили: Гус в доле с владельцем. Посидели хорошо, пироги оказались замечательными, но вечером попали голландцам – 1:4. С тех пор никуда в день игры не ходили.

* * *

Давно хотел познакомить Хиддинка с нашими замечательными театральными деятелями – Мишей Ефремовым, Артуром Смольяниновым и Никитой Высоцким. Наконец, такая возможность представилась, и после одной из тренировок сборной мы собрались в холле гостиницы. Ребята, разумеется, счастливы, Хиддинк тоже доволен. С интересом пообщались, а в конце Гус говорит: "Хочу вам какие-нибудь сувениры на память подарить". А что подаришь? Ну он снимает синюю фирменную ветровку сборной и кидает через стол Никите. И вдруг Артур выпрыгивает из своего кресла и, словно голкипер, ловит куртку и прижимает к груди: "Никому не отдам!" Высоцкому в итоге свою ветровку отдал Бородюк, Ефремову – Корнеев. А Артур потом на матчи сборной только эту куртку и надевал. Даже если было очень холодно.

* * *

Однажды мы с Гусом пошли в консерваторию – Валерий Гергиев и Денис Мацуев играли третий концерт Рахманинова. Сели вчетвером – я с женой, Хиддинк с Бородюком.

Это было вскоре после чемпионата Европы, и Гуса, разумеется, узнали. Подошел кто-то из администрации: так и так, дорогой гость, для нас большая честь видеть вас, хотим сделать подарок. И вручают Хиддинку… карточку на 10-процентную скидку. Посмеялись, конечно, но по-доброму.

Гус вообще не самый большой ценитель классической музыки, и в антракте, когда мы бродили по коридору, где висят большие портреты великих композиторов, он все поражался эрудиции Бородюка. А тот не умолкал: вот, дескать, Брамс, а это Бетховен. "Откуда ты это все знаешь, Саша?" Не заметил Гус, что внизу под каждым портретом есть маленькая подпись на русском.

Но концерт Хиддинк слушал с удовольствием, а в перерыве в гримерке тепло пообщался с Гергиевым, который потряс глубоким знанием футбола.

Записал Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

В ПОИСКАХ СВИСТКА

Дмитрий СИМОНОВ, журналист "СЭ"

В ту пору Гус еще был частью пейзажа "Анжи". Как только начинался дождь, широкоплечий охранник Абдурахман превращался в Мэри Поппинс и открывал над Хиддинком зеленый зонтик.

И вот – тренировка.

"Угадай, в каком кармане у меня нет свистка! Угадаешь – получишь сто долларов!"

Хиддинк прячет руки в карманы и хитро ухмыляется. Пока команда разминается под руководством нового физрука, у Мистера есть возможность лицедейничать с подчиненными.

Администратор морщит лоб. Пытается угадывать.

Первая попытка – есть свисток. Вторая – есть. Третья – снова неудача.

Гус хохочет. У него, естественно, в каждом кармане лежит по свистку. Шутка удалась. Отсмеявшись, он поднимает голову и смотрит на меня. Я наблюдаю за тренировкой с высоты трибуны.

"Смотрите, какая у вас страна! – почему-то с гордостью говорит мне Хиддинк. – Вам разрешается почти все! Ходите, смотрите, пишете! Демократия!"

Работать в этой стране Гусу оставалось чуть больше месяца. Стоял июнь, шел сбор, первый для "Анжи"-2013/14 и последний полноценный для его тренера Хиддинка. Дальше командой де-факто уже руководил Рене Меленстен. И символично, что заканчивалось все именно в Леоганге. На изумрудных полях, куда то и дело заползают огромные улитки. В месте, где Гус в 2008-м готовил сборную России к бронзовому Euro, носил кожаные штаны и тратил бюджет РФС на литры капучино.

Наше последнее с ним интервью состоялось все в том же июне. Хиддинк был крайне несловоохотлив и неоткровенен, честно, впрочем, признавшись, что ему особо нечего сказать. Во время ужина он посадил себе на белое поло темное пятно – кажется, от капучино. Но не заметил. Тогда я осознал окончательно: Гус состарился.

Горячий кофе Хиддинку приносили в пластиковых стаканчиках после каждой тренировки и каждой игры. А какой напиток предпочитает Меленстен?

В ГОЛЛАНДИИ РЕАКЦИЯ СДЕРЖАННАЯ

Голландские СМИ называют отставку Гуса Хиддинка с поста главного тренера "Анжи" неожиданной, но реагируют на нее более чем сдержанно. В понедельник газеты ограничились на своих сайтах короткими информационными заметками, мало чем отличавшимися друг от друга. А вчера утром появились небольшие интервью 66-летнего голландца.

"Я всегда говорил, что пришел в "Анжи" не навсегда и уйду, когда станет ясно, что клуб способен развиваться без моего участия, – сказал Хиддинк изданию Voetbal International. – Полагал, что потребуется еще время, потому остался на год. Инцидент в матче с "Динамо" на мое решение никак не повлиял".

В ответ на предположения, что, может, дело в появлении какого-то другого клуба, заинтересованного в его услугах, Хиддинк в интервью Algemeen Dagblad подчеркнул: "Нет никакого другого клуба, ничего нет".

Не связывает он свое увольнение и с неудачным стартом в чемпионате России, где "Анжи" сыграл вничью с "Локомотивом" (2:2) и уступил "Динамо" (1:2). "Мой уход не имеет к этому никакого отношения, – цитирует Хиддинка De Telegraaf. – Недавно я встретился с руководством, и мы решили, что многое из того, о чем мы говорили несколько месяцев назад, достигнуто. Усилили не только состав команды, но и тренерский штаб клуба, пригласив Рене Меленстена. Так что я решил, что моя работа выполнена и мне можно уйти".