Защитник и капитан "Краснодара" Александр Мартынович подал в суд на РФС с требованием отменить лимит на легионеров, действующий в премьер-лиге.
Александр БОБРОВ
Похожее дело рассматривалось несколько лет назад на Украине, когда нападающий донецкого "Металлурга" Георгий Деметрадзе подал судебный иск против федерации футбола Украины и Профессиональной футбольной лиги. Грузинский футболист счел незаконной норму регламента, лимитировавшую число иностранцев и ограничивавшую их право на труд.
– Норма регламента защищает интересы украинского футбола. Признаю, что она идет вразрез с европейским законодательством. Но даже в Англии выступают только квалифицированные легионеры – те, которые 75 процентов матчей играют за свои национальные команды, – цитировал тогда sport.ua исполнительного директора ПФЛ Анатолия Попова. – Этот пункт британское законодательство учитывает. Теоретически же признаю, что Деметрадзе может выиграть дело.
– Не сомневаюсь, что Деметрадзе суд проиграет, – утверждал президент ФФУ Григорий Суркис. – У нас могут выходить на поле восемь легионеров. Никто не запрещает Деметрадзе попасть в число этих восьми. При переезде на Украину Деметрадзе получил разрешение на работу, как и каждый человек, желающий трудиться в нашей стране. Точно в такой же ситуации Георгий был и в Испании, где выступал нечасто, потому что недотягивал до основного состава. Донецкий "Металлург" пригласил слишком много легионеров и не знает, что с ними делать. В данный момент мы разрешаем задействовать сразу восемь иностранцев в коллективах высшей лиги. Это проблема самого Деметрадзе, что он не попадает в число этих восьми. Уверен, что мы выиграем данное судебное разбирательство.
– Я не совсем согласен с тем, что сказал об иске Деметрадзе Григорий Суркис, – говорил президент ПФЛ Равиль Сафиуллин. – Ведь Деметрадзе подавал иск не потому, что ему запрещают играть в футбол, а потому, что в нашем футболе иностранные футболисты поставлены в другие условия по сравнению с украинцами. А если вдруг запретят всем иностранным игрокам выступать в чемпионате Украины? Это же будет неправильно. Пока что у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Думаю, только юристы смогут в нем разобраться.
– Шансы по делу Деметрадзе 50 на 50, – считал юрист Александр Снидевич. – Все зависит от того, как суд истолкует определенные положения нашего законодательства. Проблема в разграничении сферы законодательства и сферы прав общественных организаций. Законодательство определяет системные положения. А ФФУ и ПФЛ как общественные организации, могут устанавливать свои локальные. Закон им это разрешает.
– Считаю, что предмет иска является недостаточно обоснованным, а возможность его удовлетворения – бесперспективной, – полагал директор одной из украинских юридических фирм Александр Шандрук. – Согласно статье 16 Закона Украины "О физической культуре и спорте", условия и порядок проведения соревнований устанавливаются ее организаторами. У нас за организацию футбольного чемпионата отвечают ФФУ и ПФЛ, которые утвердили регламент проведения соревнований. Выступая в украинском чемпионате, донецкий "Металлург", естественно, соглашался со всеми этими требованиями и обязался исполнять их. Деметрадзе имеет контракт с ФК "Металлург" Донецк и таким образом реализовывает свое право на работу, которое предусмотрено статьей 43 Конституции Украины. Введение лимита на футболистов-легионеров не препятствует выполнению им своих трудовых обязательств. Проблема в том, что наниматель ограничен в использовании рабочей силы из-за рубежа. Но раз дончане играют в чемпионате Украины, значит, они согласны с существующими футбольными законами в стране. И если у них много иностранных футболистов, то это внутренние проблемы клуба. А Георгий просто должен доказывать своим работодателям, что он лучше остальных футболистов.
В итоге, как позднее сообщил "РБК Украина", Печерский суд Киева закрыл рассмотрение иска грузинского нападающего, удовлетворив ходатайство предъявивших "развернутую аргументацию" ответчиков. Судья определила, что у Деметрадзе нет предмета иска. "Ни ему, ни его адвокатам не удалось объяснить, как именно нарушаются права футболиста лимитом на легионеров, и где именно здесь присутствует нарушение Конституции Украины", – писали тогда украинские журналисты.
Свою версию случившегося корреспонденту "СЭ" представил Дмитрий Селюк, в ту пору работавший вице-президентом донецкого "Металлурга".
– Вы, кажется, косвенно имели отношение к иску Деметрадзе?
– Я был инициатором. Как человек юридически грамотный могу однозначно сказать, что такое дело выигрышное. Неоднократно говорил, что если сегодня в России или на Украине кто-либо подаст на нарушение прав человека, он выиграет. Нет ни одного закона, который может ограничивать пребывание на поле того или иного человека, официально находящегося на территории России или Украины. К примеру, очень много случаев, когда африканцы подавали иски в Швеции и Дании. Теперь они там не считаются легионерами.
– Но ведь Георгий проиграл – ему не удалось добиться того, что хотел.
– Все было не так. Несмотря на то что вся машина федерации футбола Украины во главе с Григорием Суркисом была против нас, Георгий не проиграл бы. Начался судебный процесс, но после Оранжевой революции суды были заполнены политическими делами. А руководители "Металлурга", скажем так, поменяли направление своей деятельности. Я покинул пост вице-президента и Жора, естественно, ушел со мной (Селюк много лет вел дела Деметрадзе. – Прим. А.Б.). Нельзя сказать, что кто-то выиграл или проиграл. Просто в стране была горячая политическая обстановка, и "дело Деметрадзе" отодвинули в сторону. А когда мы ушли из украинского футбола, оно вообще перестало быть актуальным. Вот и все.